МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Июля 2016 года

9 воскресенье после Дня Св.Троицы


2 Фес.3, 10-13
…когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

Время апостольской Церкви было временем не просто напряжённого, а можно даже сказать исступлённого ожидания Второго Пришествия Спасителя. В фессалоникийской общине это напряжение достигло такой силы, что некоторые люди забросили свою повседневную работу и занимались по преимуществу тем, что ходили к братьям по вере и говорили с ними о Втором Пришествии, которое вот-вот произойдёт. Логику такого поведения вполне можно понять: предстояло нечто невероятное – другое бытие, настолько прекрасное, что в земном языке для него не было ни аналогий, ни определений. А что касается повседневных занятий, то зачем тратить на них время, если Христос вот-вот придёт? Однако, дни шли, всё оставалось по-прежнему, а ситуация в общине становилась всё более нездоровой. Мало того, что одни люди бросили работу – они и другим мешали своими разговорами. И не просто мешали, а сеяли недолжные настроения, заражая других своим возбуждённым бездельем, которое Павел очень точно назвал «суечением». Что же вышло в результате? Ничего хорошего. Второе Пришествие не произошло. Соответственно, бросившие работу не получили ничего кроме убытков. И так бывает всегда, когда люди строят своё поведение не на твёрдом основании Божьего слова, а зыбком фундаменте собственных домыслов. Ситуация в Фессалониках не уникальна – она почти в точности повторилась уже в намного более близкие времена – в первой половине XIX века. Великие доморощенные мыслители, руководствуясь опять-таки собственными домыслами и весьма вольно обращаясь со Св.Писанием, каким-то образом вычислили, что Второе Пришествие состоится в 1844 году. И точно также, как и любители суетиться, о которых говорит Павел, они принялись активно смущать умы, причём настолько активно, что умудрились заразить своими апокалиптическими настроениями массу народа. В результате эта масса перестала работать и продала имущество, потому как зачем оно, если вскоре вообще ничто земное уже не потребуется? Наиболее активные начинают перебираться в Иерусалим, чтобы в день Пришествия оказаться, если так можно выразиться, в центре событий. У шведской писательницы Сельмы Лагерлёф есть целый роман о деревенской общине, которая под влиянием смущающих проповедей о близости Второго Пришествия переселилась в Иерусалим почти в полном составе. Что дальше? То же, что и в Фессалониках, то же, что и в Иерусалиме апостольского времени. Пришествие не состоялось, люди лишились всего и остались нищими. Однако, если фессалоникийцы в конце концов осознали свои заблуждения и вернулись к нормальной жизни – как общественной, так и церковной, то люди, смущавшие умы в преддверии 1844 г. продолжали упорствовать в своих заблуждениях, в результате чего появилось направление, именуемое «адвентистами седьмого дня».

Не стоит, впрочем, думать, что доморощенные умники остались в прошлом. Они есть и сегодня. И они по-прежнему смущают умы своим суечением. Достаточно вспомнить шквал бредовых разговоров перед наступлением 2012 г., на который в очередной раз было назначено светопреставление. Хорошо хотя бы, что в данном случае эти предсказания делались не на основании Св.Писания. Но принцип всё тот же. Фессалоникийцы плохо поняли проповедь Павла, предки адвентистов плохо разобрались в Св.Писании, а возвещавшие конец мира в 2012 г. плохо поняли устройство календаря майя. Народ сейчас, конечно, не столь легковерный, поэтому приближение 2012 года не возымело столь скверных последствий, как движение 1844-го, даже фильм неплохой сделали. Однако, вред всё-таки был. Потому что разговоры о близком конце нервируют, препятствуют нормальной работе и т.д. Ведь если всё кончится, то зачем что-то делать и о чём-то заботиться?

2012 год наступил и прошёл, а конец света, как видите, опять не состоялся. Однако любители апокалиптической тематики от этого не перевелись, их предостаточно и сегодня. И так или иначе, но сталкиваться с ними приходится. Если не с ними, то с теми, кого они увлекли. И вот вопрос: а что делать в случае столкновения с такими людьми или с их мнениями?

Прежде всего, не доверять - вне зависимости от того, чем эти люди пытаются обосновать свои мнения: Св.Писанием, календарём майя, поведением уток перед отлётом на юг или ещё на чём-нибудь. Мы, как христиане, из Св.Писания знаем, что конец нынешнего мира сопряжён со Вторым Пришествием Господа Иисуса, Который совершенно ясно и однозначно сказал, что НИКТО не может знать ни дня, ни часа указанного Пришествия. И если Сам Господь сказал так, то значит, вопрос закрыт. Поэтому если кто-то говорит, что знает дату, то этот кто-то действует по дьявольскому наущению, стремясь поставить себя выше Господа нашего. Таким людям нужно отвечать услышанными сегодня словами св.Павла: «Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб». Относительно же Второго Пришествия мы можем иметь твёрдую уверенность прежде всего в том, что таковое будет, а, кроме того, в том, что оно совершится совершенно неожиданно, когда, казалось бы, ничто не предвещало его. Мы можем иметь в этом твёрдую уверенность, потому что так сказал Господь. А из этого следует нечто очень важное – мы должны жить, постоянно имея в виду перспективу Господнего возвращения. Это не значит, что нужно пребывать в угнетённом состоянии духа и бояться, потому что для верующего встреча со Христом – это радость: это встреча с Тем, в Ком сегодня мы черпаем силы и утешение. И поистине, как сказано в Писании, боящийся несовершенен в любви. Что же делать для того, чтобы Пришествие Господне ожидалось не в страхе, а в радости? Ничего сверхвозможного. Надлежит честно исполнять своё призвание, не иметь долгов перед Богом и ближними и быть готовыми в любой момент дать отчёт в своём уповании.

И ещё один момент. Понятно, что Второе Пришествие рано или поздно, так или иначе, но произойдёт непременно. Однако, это не основание для того, чтобы тратить время на праздные рассуждения о том, когда оно произойдёт, как оно произойдёт, и что случится после того, как оно произойдёт – все разговоры такого рода останутся пустыми домыслами. Существенно не когда и как оно произойдёт, а с чем мы его встретим. Вот об этом, а не о чём-то ином следует помышлять. А что касается дебатов о Втором Пришествии, то таковые не имеют ни малейшего отношения к исполнению Божией воли. Кто же исполняет её? Не тот, кто рассуждает, а тот, кто верует; тот, кто пребывает в любви к Богу и ближним; тот, кто в терпении совершает свой ежедневный труд; тот, кто не только словом, но и делом свидетельствует о Христе. Если жить именно так, то совершенно неважно, когда именно произойдёт Второе Пришествие, потому что ты готов к его встрече в любой момент. А именно этого, т.е. постоянной готовности и хочет от нас Господь. Исполнению сего желания и посвятим свои дни, дабы в свой час услышать: «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю – войди в радость господина Своего». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 24.07.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор  Г. Азиков)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор  Г. Азиков)
09 Августа 2009 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)