МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Августа 2009 года

9 воскресенье после Дня Св.Троицы


Иез.3, 17-19

Пророк. Личность, обозначаемая этим понятием, в представлении обычного человека есть личность совершенно особенная, стоящая на ступень выше всех прочих смертных. Пророк – это тот, кто находится между людьми и Богом. Соответственно, и жизнь у него особенная, не такая как у других – намного более возвышенная, намного более духовная; жизнь, в которой нет места той серой повседневности, в которой мы все копошимся. Одним словом, пророк – это сверхчеловек, могущий одним словом низвести с небес огонь, исцелить больного и даже воскресить умершего. Сей образ, которому вполне соответствуют классические библейские гравюры Густава Доре, очень красив, но, увы, совершенно не соответствует действительности, и для нас, членов Церкви Христовой просто-таки вреден, ибо вводит нас в заблуждение относительно самих себя и своих собственных возможностей.

Начнём с того, что пророки не были сверх-людьми. Они были просто людьми. Господь избирал их на служение, и наделял их даром общения Святого Духа, так что, по сравнению с соплеменниками, они становились очень могущественными. Но в общечеловеческом смысле призвание Всевышнего не давало им никаких преимуществ. Более того. Пророческое призвание было источником конфликтов как внутри самого призванного, так между ним и обществом. А эти конфликты, в свою очередь, становились источником великих страданий. Да, пророк имел прямое общение с Господом, он имел дар общения Святого Духа, но, получая сие, лишался собственной воли, ибо должен был исполнять то, что повелевает Господь. И слово, которое Бог хотел сказать Своему народу, должно было передаваться абсолютно точно, без всяких прибавлений или убавлений. Причём неисполнение повеления Господня влекло за собою наказание. Между тем время, в которое несли своё служение пророки, было временем грубым и жестоким – человеческая жизнь в те времена стоила немного. Говорение правды всегда сопряжено с риском, а в то время в особенности. Тем более, что указанную правду надо было говорить не только простым людям, но и власть предержащим. Поэтому человеку, призванному на пророческое служение, надлежало сказать большое «прощай» спокойному житию. Начинался период конфликтов со всеми окружающими, потому что никто не любит обличений, а пророку, за развращённостью народа, приходилось обличать много и многих. В результате возникала дилемма: то ли говорить Божье Слово в точности и тем самым входить в противостояние с соплеменниками, то ли смягчать полученную весть, идти на компромисс, пребывать в мире с людьми и тем самым входить в конфликт с Богом. Пророки не были сверх-людьми. Это были самые обычные люди, облечённые особым поручением от Бога, и несомое ими служение проходило не в атмосфере олимпийского спокойствия, но в страданиях. Один из величайших пророков - Илия – ради спасения жизни был вынужден в течение долгого времени скрываться в пустыне. Пророк Иеремия был постоянно унижаем за то, что возвещал истину и в конце концов оказался в заключении, причём в столь тяжких условиях, что еле выжил. Пророк Осия, соприкоснувшийся с Божественной святостью, неимоверно страдал от созерцания любого проявления зла. И таких, как они, было много.

Насколько трудно быть пророком, каждый из нас может легко проверить на практике. Каждый из нас, потому что любой христианин по своей одарённости и призванности ничем не отличается от пророка. Каждый из нас имеет дар общения Святого Духа, благодаря которому становится возможным прямое общение со Всевышним; каждый из нас обладает Божественным откровением, данным нам в Св.Писании. Кроме того, каждый из нас имеет поручение Христа возвещать это Откровение, говорящее людям, что им делать для того, чтобы спастись. Так в чём же наше принципиальное отличие от пророков? Даже наша потенциальная аудитория – если и имеет отличия от аудитории пророков, то только в худшую сторону. Потому что если ранее люди пребывали в беззаконии, но при этом всё же хоть как-то оглядывались на Всевышнего, то сегодняшнее беззаконие творится без учёта бытия Божия. Иными словами, бытие Божие сегодня просто отрицается. А так как отрицание бытия Божия разрушает понятие греха, то беззаконие сегодня возросло неимоверно. Отрицание бытия Божия приводит к слепоте, к неспособности ощущать присутствие Бога, видеть Его промысел, воспринимать Его благодать. А тот, кто не принимает благодати Божией, обрекает себя на гибель, на вечную смерть. И таких обречённых сегодня большинство.

А теперь самое главное: насколько нас волнует судьба этих обречённых? Да, конечно, сегодня мы обретаемся в обществе торжествующего безразличия, в обществе, ориентированном на индивидуализм, в котором человека волнует только его личная жизнь. Таков дух времени и мы все в той или иной степени задеты им. Но сказано в Писании «и не сообразуйтесь с веком сим». Если всерьёз воспринимать наше христианское призвание, то указанному духу времени надлежит сказать решительное «нет», ибо написано: «Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрёшь!», - а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу его кровь от рук твоих.». Кто-то может сказать: это Ветхий Завет – мы живём по Новому, в котором всё иначе. Но Христос говорит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а апостол Иаков пишет: «Братия! Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов». Итак, заповедь Нового Завета говорит о любви. Но любовь исключает безразличие. И если тебе всё равно, что будет с твоим ближним, то есть ли в тебе Дух Святой? Разумеется, никто не может быть спасён против своей воли и из этого вроде бы следует, что, пытаясь, как говорит пророк, обратить беззаконника от беззакония его, надлежит блюсти меру, не пытаясь совершить невозможного – тем более, что даже если человек не обратился, то на твоей собственной судьбе это не отразится. «Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу свою». Но кто наперёд может знать, что возможно, а что нет? Даже неверующий врач борется до конца за жизнь своего пациента, причём даже в тех случаях, когда надежда минимальна. Тем более должно верующему сражаться за душу ближнего, вернее сказать, за ту же самую жизнь, только не уже преходящую, но вечную. Мне известен случай, когда один православный священник, имея неверующего друга, всё время старался его обратить. Он не имел успеха, но, тем не менее, не оставлял своих попыток. И вот однажды этот человек опасно заболел, оказался прикованным к постели и, таким образом, оказался наедине с собой, обрёл время для размышлений. В этой тишине он услышал голос Божий, причём, благодаря тому, что говорил ему священник, сумел распознать его. Он покаялся в своих согрешениях и попросил своего друга священника о крещении. Крестившись, он причастился Св.Тайн и через несколько минут скончался. Несколько последних мгновений решили его будущность, как это случилось с разбойником, на пороге смерти доверившегося Христу и получившего обетование «Ныне же будешь со Мною в раю».

Христианство – это не религия подавления страстей, отрешения от всего земного и безразличия. Это религия любви и сопереживания, почему и сказал ап.Иаков «носите бремена друг друга». И если уж мы принадлежим к народу Божию, к Христовой Церкви, то не можем отмахиваться ни от своего христианского призвания, ни от тех, кого дал нам Господь. От нас не требуется кричать о Христе на площадях или в общественных местах. От нас не требуется устраивать шумные пропагандистские кампании. От нас требуется обращать больше внимания на тех, кто пребывает рядом с нами – тех, с кем мы поддерживаем общение или тех, с кем нас так или иначе сводит жизнь. Господь желает, чтобы мы смотрели на них, думали о них и, будучи носителями Его откровения, делали то, к чему Он предназначил нас. «Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

14 Августа 2022 - 9 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Августа 2021 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Августа 2020 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Августа 2019 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июля 2018 - 9 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Августа 2017 - Вверенные дары или щедрый Домоправитель (Пастор  Г. Азиков)
24 Июля 2016 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Августа 2015 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Августа 2014 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июля 2013 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Августа 2012 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Августа 2011 - 9-е Воскресенье после праздника Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июля 2008 - 9 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)