МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Июля 2010 года

5 воскресенье после Дня Св.Троицы


Иов 28, 12-15.20-28

Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня. Не даётся она за золото и не приобретается она за вес серебра. … Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь её, и Он ведает место её. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел её и явил её, приготовил её и ещё испытал её и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум.

Что такое мудрость и где её искать? На этот вопрос отвечают по-разному. Есть люди, которые приравнивают мудрость к образованию и ищут её в знаниях. Увы, при всей своей внешней привлекательности этот путь ошибочен. Знания делают человека хорошим специалистом в своей области, но не делают его мудрецом. Это становится очевидным, когда какой-нибудь деятель высказывается по вопросам, выходящим за рамки его специальности. Достаточно включить телевизор, чтобы увидеть тому множество подтверждений. Есть и другой путь, при котором мудрость ищут не на путях наук, но в учениях людей, признанных в качестве мудрецов. Этот путь выглядит более правильным, однако он столь же ошибочен, как и первый, потому что эти учения находятся во взаимном противоречии. Учение Эпикура, основателя школы эпикурейцев, само по себе выглядит весьма достойно. Учение Зенона, основателя школы стоиков, само по себе не менее достойно. Однако, тот, кто попытается совместить эти две школы, столкнётся с неразрешимой задачей. Сия неразрешимость заставляет задаться вопросом: кто же был прав – Эпикур или Зенон? А может быть, как раз наоборот: они оба были неправы? Ответ можно сформулировать так: каждый из них был прав по-своему. А это означает, что ни ту, ни другую точку зрения невозможно принять, как выражение абсолютной истины. С начала ХХ столетия стало модным искать мудрость у великих учителей Востока. Но и здесь не было и нет единства. Мудрость Лао Цзы совершенно иная, чем мудрость Конфуция, хотя они были современниками. А учение Будды не имеет ничего общего с учением брахманов. Так что же выбрать? Отягощённые обилием всевозможных школ и их несочетаемыми расхождениями, люди пытаются вывести некую среднюю мудрость, нечто вроде среднего арифметического из всех учений. Но искомое среднее арифметическое будет совершенно нежизнеспособным гибридом, лишённым всякой концептуальности и преемственности. Так где же мудрость, у кого искать её? Воистину прав священнописатель, вложивший в уста Иова следующие слова: «Но где премудрость обретается? И где место разума? Не знает человек цены её, и она не обретается на земле живых». Но если истинной мудрости нет места на земле живых, значит она может быть только в одном месте, в котором и следует её искать. Она у Бога – того Единого Истинного Бога, Который явил Себя многими чудесами и знамениями и говорил нам вначале через пророков, а затем вочеловечился, дабы во ипостаси Своего Единородного Сына говорить с нами лицом к лицу.

Итак, разочарование в относительности и противоречивости человеческой мудрости, побуждает верующего искать мудрости у Бога, однако где именно сия премудрость заключена? Где нам надлежит искать её? Вроде бы очевидно, что в первую очередь её следует искать в Библии, ибо Св.Писание является прямым откровением Всевышнего. Но есть опасность, на которой основательно споткнулись фарисеи и то и дело спотыкаются христиане. Эта опасность заключается в том, что Библию пытаются рассматривать, как некий кодекс морали и правил для жизни, который должен применяться как Уголовный кодекс – т.е. в первую очередь для выявления виновных, а затем для их достойного наказания. И в результате становится возможной ситуация при которой праведная хозяйка выгоняет на улицу незамужнюю забеременевшую служанку, и не испытывает никаких угрызений совести, когда позже получает известие о её гибели. Хозяйка поступила соответственно букве Писания, ибо в Ветхом Завете есть установление, предписывающее побить камнями девушку, забеременевшую вне брака. Соответственно, она не имеет никаких сомнений в правильности своего поступка. Примечательно, что подобного рода ситуации периодически случались именно в протестантской среде, фанатично следовавшей букве Откровения. Однако, Библия дана нам не для того, чтобы вбить в нас какие-либо предписания. Её цель иная. И заключается она в том, чтобы явить нам величие Божие, наше всеобщее перед Ним недостоинство, обречённость и указать путь к спасению. Величие Божие здесь следует поставить на первое место, потому что, только осознав его, можно надлежащим образом понять всё остальное. И если посредством постижения Писания мы открываем для себя величие Творца, то тогда и обретаем то, что именуется мудростью, и о чём сказано в Книге Иова: «Откуда же исходит премудрость? И где место разума? … Бог знает путь её, и он ведает место её. … И сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум»».

Истинный Бог невидим и непредставим для смертных. Его изображения в виде старца – не более, чем умаляющая Его спекуляция. Окружающий нас мир, а также мировое пространство, которое мы можем наблюдать, являют нам фантастическое величие и грандиозность творения. Тем паче велик и грандиозен Тот, Кто всё это создал. Но наша жизнь идёт таким образом, что мы более обращаем внимание на творение рук человеческих, ибо окружены ими со всех сторон. Башня нашего собора выше всех окружающих зданий. Но когда мы идём по узким переулкам, то как правило, не можем её увидеть. Точно также рукотворная реальность заслоняет от нас несоизмеримо более грандиозную реальность Божественного творения. Именно поэтому нам следует почаще смотреть на мир, созданный Богом. Смотреть для того, чтобы постигнуть величие Творца, проникнуться им и обрести страх Божий, т.е. благоговейный трепет перед грандиозностью Бога. Почему мудрость заключена именно в страхе Божием? Потому что именно страх Божий даёт возможность увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, увидеть истинный масштаб творения, масштаб своего места в этом творении и, что самое главное, увидеть масштаб и место человеческих деяний как таковых. Страх Божий позволяет нам хотя бы частично познать промысел Господа, содержащего в Своей деснице всё творение. Что есть человек в сравнении с этим? Ничтожно малая величина, равно как и вся его премудрость. Как говорит псалмопевец: Господи, что есть человек, что Ты помнишь его? Страх Божий позволяет нам понять, что все определения, в том числе определения добра и зла истинны лишь постольку, поскольку определены Богом. И когда Писание возвещает нам, что удаление от зла – разум, то имеет в виду именно Божественное, а не человеческое понятие. Сегодня многое из того, что согласно Божественному определению является злым и греховным, переведено в разряд нормального и общепринятого. И если мы будем творить сие, соплеменники нас не осудят. Но если человеческие определения расходятся с Божественными, то мы не можем принять их или согласиться с ними, потому что конечная и абсолютная истина находится не у людей, а у Бога. Вернее сказать, Бог и есть эта конечная и абсолютная истина. Страх Божий позволяет нам понять это. Именно поэтому он и является мудростью. Ведь, благодаря ему, мы пребываем в мире правильных масштабов и принимаем волю Божию не как бремя, но как великий дар, позволяющий нам жить по правде в её высшем и подлинном понимании. Откровение же Всевышнего, явленное нам в Писании, помогает следовать этой правде, видеть моменты, в которые мы от неё отклоняемся и возвращаться на правильный путь. Но без страха Божия слово Писания останется не более чем мёртвой буквой, пригодной только лишь для фарисейского употребления.

«… И сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум»». Истинная премудрость обращена не столько в настоящее, сколько в будущее. Вернее сказать, она позволяет видеть настоящее в свете будущего и делать шаги, приносящие пользу не только сегодня, но и завтра. Священнописатель называет страх Господень истинной премудростью, потому что только через него мы обретаем перспективу грядущего дня. Человеческая мудрость действует в пределах видимого мира. Истинная мудрость воссоединяет человека с источником жизни и тем самым открывает перед ним вечность. Пребудем же в страхе Божием и в удалении от того, что Бог называет злом. Пребудем в сём ради обретения твёрдой основы в этой жизни и участия в жизни будущего века! «Откуда же исходит премудрость? И где место разума? … Бог знает путь её, и он ведает место её. … И сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум»». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июля 2023 - 5-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
04 Июля 2021 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
12 Июля 2020 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2019 - 5 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)