МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Июня 2008 года

5 воскресенье после Дня Святой Троицы


2 Фес. 3, 1-5

Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Среди многих общин, в которых совершал своё служение Апостол Павел, фессалоникийская занимала особое место. Особое в самом лучшем смысле этого слова. Именно к ней в его посланиях обращены слова, которых не удостаивалась ни одна другая. Что послужило причиной подобного отношения? Жизнь общины. Она была такой, что воздействовала на окружающих подобно проповеди, так что, благодаря общению с её членами многие и многие обратились ко Христу. Суммируя духовный опыт фессалоникийцев, Павел в Первом Послании к ним констатирует, что община настолько успешно справилась со своим благовестническим призванием, что у него уже нет необходимости возвращаться для продолжения миссионерских трудов. Оставив в Фессалониках активно продолжавших и развивавших дело Господне братьев и сестёр, он мог со спокойной душой продолжать свой путь, совершая для Христа всё новые и новые приобретения. Именно поэтому Павел просит фессалоникийцев молиться о том, чтобы везде, где ему приходится совершать своё апостольское служение, ситуация была бы столь же хорошей, как в Фессалониках. Увы, для такого прошения были основания, ибо не всё шло гладко. Людям свойственно идеализировать прошлое, в котором и солнце светило ярче, и трава была зеленее. Сия склонность распространяется и на Церковь, так что в Церкви древней, а тем паче апостольского времени видят чуть ли не идеал совершенства. Однако, для такого мнения нет оснований. Читая Книгу Деяний, послания Апостолов, особенно же послания Павла, понимаешь, что сегодня мы решаем те же проблемы, что и они (кстати, именно поэтому апостольские послания вполне сохраняют актуальность несмотря на свой весьма почтенный возраст). О какой же проблеме говорит св.Павел в данном случае? О квази-христианах. Об именующих себя христианами, а по сути таковыми не являющихся. В отношении подобных людей Апостол настроен столь решительно, что просит фессалоникийцев молиться об избавлении от таковых. Позиция св.Павла вполне оправдана, потому что ложные христиане доставляют Церкви намного больший урон, чем все репрессии и гонения. Не подлежит сомнению, что внешние бедствия приносят народу Божию много горя, но в то же время способствуют его сплочению. Поэтому именно эпохи гонений являют нам высочайшую силу христианского духа, единство верных. Что же касается лжехристиан, то таковые совершают обратное действие – они разобщают, разлагают Церковь, тем самым ослабляя её. Они вносят смуты в общины, они могут оттолкнуть и отталкивают от Церкви ищущих Бога. Тем самым они отталкивают их от веры и от спасения. Именно поэтому и пишет Апостол: «Итак, молитесь … чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.». Не подлежит сомнению, что такие люди - безусловное зло как для общины, так и для Церкви в целом. Но как распознать их для того, чтобы как минимум увещевать?

Ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд, потом что существует опасность подмены внутреннего внешним, т.е. суждения о человеке не по его сути, а по каким-то внешним признакам, которые могут ввести в заблуждение. Элементарный пример. Пожилой человек, который исправно ходит в церковь каждое воскресенье, приходит чуть ли не раньше всех; приходя, долго молится перед алтарём, потом общается с братьями и сёстрами и вообще ведёт себя очень активно, в том числе и во время богослужения. Одним словом, производит впечатление вполне достойной личности и возможно многие думают, что так оно и есть. Но на самом деле этот человек – средоточие злобы. Половина всех сплетен и клеветнических измышлений, гуляющих по приходу, исходит именно от него. Обратный вариант. Молодая девушка, которая не стремится к активности, у которой есть татуировка и которая ещё и курит – вследствие наличия всего этого на неё начинают смотреть подозрительно или с плохо скрытым недоброжелательством, подозревая в ней ту самую паршивую овцу, которая способна испортить всё стадо. А между тем она искренне ищет Бога и приходит в церковь именно как в прибежище спасения. Результат плачевен: мы отталкиваем душу, желающую быть верной Господу, зато принимаем душу, которая далека от Бога, ибо распространяет явное зло. Вот что такое оценка по внешним признакам. Такого быть не должно, ибо суждение по внешности всегда поверхностно. Внешний вид может сильно обмануть. Один учёный-китаист рассказывал мне, что китайцы могут смеяться во время смертной казни. Но не потому, что им смешно, а потому, что им безумно страшно. Внешность обманчива и мотивация того или иного действия может оказаться полностью обратной тому, что мы предполагали. Что же нам делать, чтобы не ошибаться, чтобы не судить поверхностно? Подражать Христу.

Когда наш Спаситель общался с людьми, Он смотрел не на то, что они представляют собой снаружи, а на то, на что они похожи внутри. Он оценивал истинную сущность, которая могла очень сильно отличаться от внешности. И Своё общение Он строил, исходя именно из внутреннего, а не из внешнего. Именно поэтому Он столь сурово и даже яростно обличал благонамеренных и внешне весьма благочестивых фарисеев. В то же время Он был совсем другим с мытарем Закхеем, женщиной, уличённой в прелюбодеянии, с блудницей и разбойником на кресте, т.е. с теми, кого отвергло общество благонамеренных и порядочных. Общество отвергло, но Господь не отверг, т.к. увидел их сущность, их души и нашёл таковые достойными принятия, несмотря на внешнюю неблаговидность. За что, кстати, и был осуждаем вышеуказанным обществом.

Разумеется, никто из нас не обладает всеведением Христа, никто из нас не может мгновенно увидеть внутреннюю сущность человека. Что из этого следует? Из этого следует, что мы не имеем права делать мгновенные выводы. Для того, чтобы сделать хоть какие-то, надо общаться с человеком, изучать, узнавать его. Результат может получиться весьма неожиданный. Во времена коммунальных квартир на общей кухне одной из них лежали два бруска чёрного металла, которые использовались для того, чтобы придавливать крышки больших кастрюль. Жильцы полагали их чугунными. Но однажды кто-то из квартирантов случайно поцарапал один из них и увидел, что царапина сияет ярко-жёлтым светом. Бруски оказались золотыми. В течение многих лет жильцы пользовались ими и относились к ним как к чугунным, не подозревая об их истинной сущности. Точно также может происходить и происходит с людьми. То, что первоначально кажется чёрным, может оказаться драгоценностью; то, что кажется золотом, может оказаться фальшивкой. Сие означает, что мы не можем и не имеем права позволять себе формального подхода к ближним вообще и к нашим братьям и сёстрам во Христе в частности. Только тогда, когда мы будем смотреть не на внешность, но на душу, когда будем избегать скоропалительных решений, и с терпением постигать сущность ближних – только тогда мы станем не собранием случайных людей, но подлинной общиной святых, обладающей благовествующей силой, как это было в Фессалониках. Святость и избранность, равно как и благовествующая сила, заключаются не во внешнем виде, а в состоянии души, в её устремлённости ко Христу, в её открытости для Святого Духа, в её готовности принять Слово Божие. «Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, … Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)