МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Июля 2017 года

5 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Тим.1, 12-17, Лк.15, 1-10
Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, ежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Мы уже не раз говорили о несходстве и даже несовместимости христианского и светского мировоззрений. Различия между ними происходят от совершенно разного восприятия действительности. Разность мышления, разность восприятия в свою очередь находят выражение в разности действий. То, что для христианина является абсолютно естественным, для человека мирского будет нелогичным, неестественным и невозможным. То же самое правило действует и по отношению к поступкам мирского человека при восприятии таковых с христианской точки зрения. Именно поэтому истинный христианин вписывается в общепринятую миром систему взаимоотношений либо с большим трудом, либо вообще никак. Сегодняшние чтения вновь заостряют наше внимание на проблеме несовместимости, призывая поразмыслить над очень актуальной стороной повседневной жизни – отношением к согрешившему, к грешнику. Причём в данном случае речь идёт не о повседневной греховности, а о серьёзных проступках.

Что мы можем наблюдать в секуляризованном обществе? Или какую картину являют нам действия тех, кто может быть даже считает себя христианином, но поступает противно воле Божией? Картина неприглядна, но с точки зрения мира, т.е. сообщества вне Христа, вполне нормальная: тот, кто согрешил, тот, кто упал, подлежит изгнанию. На павшем, как на Каине, стоит некое клеймо, делающее человека никому не нужным изгнанником, судьбой которого никто не интересуется вплоть до последнего предела. Я помню обсуждавшийся в сетях случай, когда какой-то бомж умер на улице здесь, в Москве, и тело убрали только на следующий день. Люди весь день шли мимо, как будто ничего не замечая. Документальные свидетельства прошедших времён и основанная на них художественная литература изобилуют примерами подобного отторжения обществом своих заболевших членов. Например, почитающая себя столпом добродетели хозяйка выгоняет на улицу забеременевшую от легкомысленной связи служанку, не утруждая себя размышлениями о её будущем. И то, что та в отчаянии может совершить ещё более тяжкий грех – убийство ребёнка или вообще погубить душу, совершив самоубийство – это добродетельную хозяйку не интересует. Общество брезгливо отворачивается от человека, в чём-то пошедшего против его устоев, нимало не озадачиваясь тем, что отвергнутый, лишённый помощи и участия, будет всё глубже и глубже погрязать во грехе, опускаться всё ниже и ниже, пока не погибнет окончательно.

Яркий пример в этом смысле, в особенности в нынешнее время, это отношение общества и государства к заключённым и освободившимся. Ни для кого не секрет, что российские тюрьмы и зоны не есть места лишения свободы – это места ломки и психики, и жизни, причём государство во все времена всеми силами препятствовало любым попыткам контроля над этой сферой. Я не оправдываю тех, кто находится в подобных местах: среди них действительно есть множество рецидивистов, несовместимых с нормальной жизнью. Но в то же время там есть те, кто, согрешив, искренне раскаялся в содеянном; есть согрешившие неумышленно, есть и вообще несогрешившие, но «подставленные» кем-то другим. Не случайно известная русская пословица рекомендует не зарекаться от тюрьмы и от сумы – в жизни может случиться что угодно. Суть ситуации в том, что вне зависимости от конкретного случая на человека ставится несмываемое клеймо, сопровождающее его впоследствии повсюду. Что бы он ни пережил, как бы ни раскаивался, как бы ни стремился к нормальной жизни, оно препятствует трудоустройству, препятствует общению, препятствует всему, что может способствовать возвращению к нормальному бытию. Вспомним о заколдованном круге: без работы не давали прописку, без прописки не устраивали на работу. Таким образом, тот, кто пытался выбраться из пропасти, как бы преднамеренно сталкивался туда обратно - соответственно многие возвратились в преступное окружение, хотя могли бы быть избавлены от него. В сфере же современного бизнеса, тесно связанного с криминалом, проштрафившийся за свою ошибку нередко расплачивается жизнью.

Впрочем, нет ничего нового под солнцем. То же самое происходило и в евангельские времена, что хорошо видно на примере часто упоминаемых в НЗ мытарей. Парии иудейского общества, для которых были закрыты все пути. Но именно против этого восстаёт Иисус, причём не только словом, но и делом. Сегодняшнее Евангелие говорит: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними». Он поступал так, зримо являя отношение к грешнику Бога, для Которого не существует изгоев и парий, отвергнутых и ненужных. Человек может отвергнуть Бога, но Бог не отвергнет человека. Как бы ни был человек грешен, если он воззовёт к Богу с мольбой о помощи, Бог услышит его. Более того: тому, кто согрешил много, будет уделено больше внимания, нежели тому, кто согрешил меньше, ибо, чем сильнее человек пал, тем больше помощи ему надо, чтобы выбраться. В обществе есть понятие «лишнего» человека, у Бога такого понятия нет, и ни одна отбившаяся от стада овца не будет брошена на произвол судьбы. Именно это являет Иисус, садясь за трапезу с мытарями и другими отверженными. Такова зримая разница между Божеским и человеческим.

Путь к Богу открыт для каждого, даже для великого грешника, а если кто-то усомнится в этом, пусть вспомнит, кем был единственный в мире человек, услышавший обетование: «Истинно говорю тебе – ныне же будешь со Мною в раю».

Таково слово Христа, таково Его отношение, такова воля Божия. Тот, кто живёт в единстве с нею, творя её в этом мире, мыслит так же. Тот, кто действительно следует за Христом, не отворачивается от сбившихся с пути, но помогает им вернуться. Не холодное пренебрежение и брезгливая отчуждённость, но сострадание, любовь, участие и помощь – вот исполнение воли Божией и подлинное христоподобие. Оно действенно. Сам ли, или нашим посредством – Бог творит чудеса, преображая души грешников. Мы читали сегодня слова апостола Павла: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик». Истинно так. Павел был не только участником убийства первомученика Стефана, но и последовательным гонителем Церкви. Однако силой Бога Живого он стал избранным сосудом благодати Божией - апостолом, понесшим Благую Весть пребывавшим во тьме язычникам. То же может произойти с любым павшим и там, где царил грех, станет преизобиловать благодать. Как повествует нам история Церкви, многие святые в начале своего жизненного пути были великими грешниками.

Однако, в любом случае обращение и покаяние совершается только там, где есть любовь и участие. Там же, где царят пренебрежение и равнодушие, оно не произойдёт никогда. Если сильный ветер рвёт с плеч плащ, человек только сильнее закутывается в него, но снимает сам, когда пригревает солнце.

Во время Своей земной жизни Господь не пренебрегал никем, находя нужное и действенное слово и для мытаря, и для блудницы, и для разбойника. То же делали апостолы и истинные христиане всех времён. Таковым должен быть и наш собственный путь. Подобно Христу, нам надлежит бороться с диаволом за каждую душу, памятуя слова Евангелия: «Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июля 2023 - 5-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
04 Июля 2021 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
12 Июля 2020 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2019 - 5 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)