МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Июля 2018 года

День свв.Петра и Павла


Мф.16, 13-19
13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.
17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18. и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Попробуем представить себе тот фон, на котором разворачивались события, описанные евангелистом Матфеем. Иисус временно удаляется из иудейских пределов и находится на территории, населённой язычниками, причём эта земля имела в их глазах особое значение. Здесь было сосредоточено множество языческих святынь - крупных храмов и, что самое главное, именно в этих местах находилась священная пещера бога Пана, по имени которой вся эта местность называлась «Паниас». В те годы язычество ещё находилось в силе. И вот, на фоне священной пещеры Пана и храмов, свидетельствующих о величии языческого культа, стоит Иисус – странствующий проповедник, не имеющий никакого достояния кроме своей одежды; странствующий проповедник, перед Которым закрылись двери синагог; проповедник, не пользовавшийся авторитетом ни в своём городе, ни даже среди членов Своей семьи. И этот проповедник, в котором, как выразился пророк Исайя, «не было не вида и ни величия», спрашивает вначале, за кого почитают Его люди, а потом задаёт ученикам прямой вопрос: «А за кого вы почитаете Меня?». И вот, после некоторого молчания Пётр говорит: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Сии слова тем более удивительны, что находятся в абсолютном противоречии с видимой реальностью. Тем не менее, они являются чистой правдой. Более того: они выражают самую сущность христианского благовестия. Вспомним Павла после его обращения на пути в Дамаск. Что он начинает во всеуслышание проповедовать? Что Иисус есть Христос. Таково же и содержание проповедей Петра, сохранённых для нас Книгой Деяний – он проповедует не моральные поучения Иисуса, а именно тот факт, что Он есть Христос. О том же самом говорят и апостольские послания. Разумеется, они говорят и о многом другом, но в первую очередь именно об этом. Более того. Абсолютно всё, что проповедует и чему учит Церковь, является только следствием того факта, что Иисус есть Христос, Сын Бога живого. Уберите из христианства этот момент, и от него ничего не останется. В конце концов, в этом мире было достаточно мудрых людей, к советам которых стоит прислушаться. И если Иисус не Христос, то Он – только один из многих и не более того. В этом случае с Ним можно спорить, потому что с чего считать Его мнение более правильным, нежели остальные? Но если Он – Христос, то всё меняется. Потому что в этом случае Его Слово есть Слово Самого Бога – полная и абсолютная истина, с которой бесполезно спорить. Т.е. можно, но это такое же безумие, как пытаться лбом прошибить танковую броню. Бог есть Творец всего сущего, Вселенная управляется Его законами и никто из людей эти законы не в состоянии ни отменить, ни переменить. И если Сам Бог во ипостаси Иисуса Христа говорит нам о пути истины и жизни, то значит этот и только этот путь действительно является таковым. Вот почему так важно исповедание Петра, вот почему оно воистину является той скалой, на которой стоит Божия Церковь и вот почему враги Господа пытаются умалить в первую очередь именно это исповедание, а не что-либо другое.

Попытки такого рода предпринимались уже давно, вернее сказать, с самого начала. Вспомним суд у Каиафы. За что Иисуса посылают на смерть? Не за выдуманные преступления, которые пытаются Ему приписать, а именно за то, что Он провозгласил Себя Христом. Ислам вроде бы относится к Иисусу с почтением, почитая Его, как пророка. Но при этом категорически отрицает, что Он есть Единосущный Сын Божий. Между тем, пророков много, а Сын Божий – один. И тот, кто почитает Иисуса только лишь как пророка, умаляет Его достоинство, а тем самым оскорбляет Бога.. В том же духе действовали и действуют все остальные, пытаясь представить Иисуса пусть очень достойным учителем, но только одним из многих. Самое поразительное, что попытки такого рода предпринимаются даже внутри Церкви. Помню, как меня поразила фотография с одного из проводимых в Германии так наз «Кирхентагов» - статуэтка Будды на алтаре рядом с изображением распятого Спасителя. В московском католическом кафедральном соборе мне довелось присутствовать при встрече служителей разных религий, во время которой под сводами христианской церкви звучали исламские молитвы и буддийские мантры. Что это? Попытка поставить знак равенства? Но никакого равенства нет и не может быть, потому что не Будда, ни Мухаммед и никто другой, а только Иисус из Назарета есть Христос – Сын Бога живого! Со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Сегодня мы празднуем день свв.апп.Петра и Павла, сутью служения которых было провозглашение истины о том, что Иисус есть Христос. Святые даны нам как пример для подражания в вере и вдохновляемых таковою делах. В чём мы можем подражать апостолам Петру и Павлу? Во-первых, в их непоколебимой убеждённости в том, Кто такой Иисус. А во-вторых, в возвещении той самой вести, которую возвещали они; в возвещении людям вести, что Иисус есть единосущный Сын Бога живого и Спаситель мира. А следовательно что только Он есть источник истины и жизни; что только Ему можно безоговорочно доверять, что только на Его Слово можно полагаться без всяких сомнений. Делая то, что Он предлагает, человек может иметь твёрдую уверенность в том, что идёт правильно. Подчёркиваю это момент: не успешно или неуспешно, а правильно. А следовательно пребывает на той самой скале, которую не одолеют даже врата ада.

В советскую эпоху существовал принцип демократического централизма, при котором что правильно, а что нет, определялось голосованием большинства. Этот подход существует и сегодня. И сегодня об истинности, правильности того или иного движения судят по количеству его последователей. В том числе и в христианстве. Раз много адептов и есть красивые здания, то церковь; если мало людей и здания нет, то секта. Первых трогать не стоит, а со вторыми можно творить что угодно. Но количество последователей вовсе не определяет истинности того, чему они следуют. Когда Христос совершал Своё земное служение, с Ним было примерно 120 человек – по сравнению с населением даже крошечной Иудеи это совершенно ничтожная группа. Но именно эти люди стояли на правильном пути, в то время как отвергшее Христа большинство грубо заблуждалось. То же самое и сегодня. Есть страны, где христиане находятся в подавляющем меньшинстве. Я бы даже сказал, подавляемом. Их гонят, над ними издеваются, их не принимают всерьёз. Но, тем не менее, именно они идут правильным путём, в то время как отвергающее их большинство грубо и гибельно заблуждается. Поэтому не надо смущаться своей малости. Апостолы, которых было всего лишь 12, этим нимало не смущались – они просто делали то, что повелел им Бог. И оставались верными до конца, несмотря ни на что. Так поступали Пётр и Павел, так должен поступать и каждый из нас – не взирая ни какие грозы и бури, ни на какое неприятие ос стороны большинства, твёрдо стоять на скале нашего великого исповедания, и указуя на Иисуса, возвещать то, что сказал Пётр: «Ты – Христос, Сын Бога живого». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 01.07.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)