МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Июля 2015 года

5 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.14, 25-33
С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Сегодня в Евангелии Луки мы слышали слово Господа: «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он что нужно для совершения её, дабы когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить». В связи с этим я вспомнил трагедию, случившуюся несколько лет назад – тот зимний вечер, когда внезапно, без всяких предварительных признаков катастрофы, в Москве обрушился аквапарк. C внешней стороны это сооружение выглядело вполне удачным, но расчёт оказался неточным, не выверенным до конца, и в результате погибли люди. Чем крупнее дело, тем больше точности в расчётах оно требует. Чем меньше внимания к расчётам и к точности, тем масштабнее может быть трагедия. Вот, например, русско-японская война 1905 г., приведшая к огромным потерям и ставшая катализатором первой российской революции – она могла бы кончиться совершенно иначе, если бы не полная недееспособность высшего командования, не способного рассчитать последствия своих действий. Её могло бы вообще не быть, если бы не полная недееспособность к управлению государством столь превозносимого сегодня Православной Церковью Николая II. Катастрофы государственного масштаба явны и очевидны, потому что от них страдают сотни тысяч. Катастрофы личного свойства заметны только для немногих, но результат тот же самый – страдания, изломанная жизнь. И причины те же самые – неумение рассчитывать последствия предпринимаемых действий. Вот, например, распадающиеся браки, процент которых сегодня до чрезвычайности высок. В чём главная причина их распада? В том, что люди начинают строить отношения легкомысленно, не думая о последствиях, не пытаясь взвешивать и рассчитывать. Проходит не так много времени, и плоды нерасчётливости становятся очевидными. Точно такая же нерасчётливость может быть и в отношениях с Богом. Вот только последствия оной могут сказаться очень нескоро.

На протяжении многих десятилетий в России продолжались великие гонения на веру. Но настал день, когда таковые завершились, когда запрещённое стало разрешённым. Как только сие произошло, массы людей кинулись креститься. Церковная статистика тех лет выглядела отлично – вот только что за ней стояло? Люди вступали в отношения с Богом, через Таинство Крещения принимали на себя определённые обязательства, но при этом не думали, что означает последование за Христом и действительно ли они хотят за Ним следовать. Ну, стали сначала чаще, потом реже ходить в церковь, ну стали поститься – а что толку? Ведь хождение в церковь и всё прочее имеет смысл лишь тогда, когда является выражением определённого мировосприятия, о котором Христос говорит: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, не может быть Моим учеником». Христианин – это не тот, кто по воскресеньям и праздникам ходит к мессе, а тот, кто живёт Христом настолько, что единство с Ним становится выше превыше любой иной привязанности и чувства. Не так давно боевиками «Исламского государства» было совершено зверское и циничное убийство 20 египетских христиан. Остаться в живых было проще простого – достаточно было вслух отречься от Христа и принять ислам. Однако, они не сделали этого. Не сделали, потому что пребывание со Христом, верность Христу для них было важнее сохранения физической жизни. Кстати, о египетских христианах-коптах. Они постоянно живут в исламском окружении, которое по отношению к христианам дружественным не было никогда. Для них быть христианами означает постоянную и реальную готовность к любым гонениям и к смерти. Это состояние, о котором в Европе позабыли и основательно расслабились, утратив понимание того, что следование за Христом есть несение креста, а вовсе не спокойствие и не житейский успех. Сегодня, в том числе и в нашей стране, существуют омерзительные сообщества, заманивающие адептов именно обещаниями процветания, но слова Господа ясно показывают, что все такие обещания по сути своей лживы, ибо «И кто не несёт креста своего, и идёт за Мною, не может быть Моим учеником … Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Господь ясно и однозначно предупреждает, что ты можешь идти за Ним, но если при этом нет крестоношения, то Его учеником ты не будешь, кем бы сам себя ни считал. Итак, служение Богу, последование за Христом всегда сопряжено с несением креста. И если уж ты взял его, то бросить его, отделаться от него будет отступничеством. Именно поэтому так актуальны слова Господа о человеке, собравшемся строить башню и производящего соответствующие расчёты. Хочешь взять на себя какое-то служение? – бери, но потом не пытайся от него отделаться, потому что причиняет неудобство твоим мирским делам. Нельзя следовать за Господом, не неся при этом своего креста. Иисус никогда не говорил о лёгкой жизни для учеников, зато о проблемах и тяготах говорил много. Поэтому, если хочешь лёгкой и комфортной жизни, в которой твои собственные дела имеют первостепенное значение, то в Церкви быть незачем. Каждый из нас должен обдумать сие, чтобы, прежде чем говорить о себе, как о христианине, взвесить, насколько ты являешься таковым в действительности. Действительно ли ты готов к последованию за Христом? Готов ли ты нести все издержки того, что главным для тебя будет Христос, а не люди? Ведь люди ревнивы, они требуют своего – готов ли ты принять их неблагожелательное отношение, когда выяснится, что на первом месте находятся вовсе не они? Об этом следует серьёзно подумать прежде, чем возлагать на себя крест, потому что потом, после его взятия, пути назад уже нет.

Последование за Христом не похоже на увеселительную прогулку. Этот путь проходит не среди роз, а среди терниев. Но тогда зачем он нужен? Разве и без того мало проблем? Много. Но для истинно верующего все они имеют второстепенное значение, потому что цели христианина лежат за пределами этого мира. Христос нёс крест, но Его реальность не исчерпывалась этим крестом, ибо Он шёл к воскресению, славе и сиянию вечности. Всецело доверяясь Ему, мы также страдаем под тяжестью креста, чтобы в свой час войти в небесную славу. Впрочем, нет, не так. Мы идём за Ним, чтобы быть с Ним, потому что превыше всего хотим быть с Ним. И если для этого единства нужно нести крест, пусть будет крест, потому что главное – быть с Ним везде и всегда, а всё остальное не имеет значения. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 05.07.2015




Другие проповеди по этому же поводу:

01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)