МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Июля 2023 года

5-е воскресенье после Троицы


Бытие 12:1-4
1. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе;
2. и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.

Дорогие братья и сёстры,
Случалось ли Вам когда-нибудь переезжать, скажем, из одного города в другой город? Или из одного района Вашего города в другой район? Мне, например случалось. Я подсчитал, что за свою жизнь я менял место жительства не меньше пяти раз. И каждый раз после такого перрезда я ловил себя на такой мысли: я очень хочу, чтобы этот переезд был последним в моей жизни, потому что еще одного такого переезда я психологически не выдержу.

Действительно переезд это непростой процесс. Тебе предстоит взять всё, что ты за долгие годы жизни нажил; понять, что ты хочешь взять с собой, а что можно оставить; перевести всё это на новое место; освоиться на новом месте, привыкнуть к нему, завести новые дружеские и соседские связи. Даже решиться на такое не так-то просто, поскольку за долгие годы ты очень привык к своему прежнему дому. И это ещё если учесть, что мне (лично) приходилось переезжать в пределах нашей страны. А если бы нужно было переехать в другую страну - думаю, всё было бы ещё сложнее.

В общем, даже в нашу современную эпоху, при всём высочайшем уровне её технологического развития переезд - это для обычного человека испытание. А теперь представьте, насколько сложнее обстояли дела в древнем мире. Тем более, что сегодня во время чтения из ВЗ мы с Вами слышали историю как раз о таком переезде (о смене места жительства). Историю о призвании Авраама: "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе" (Бытие 12:1).

Дело в том, что если мы внимательно изучим исторические условия, в которых это происходило, то мы увидим, что для самого Авраама это был призыв не просто пройти определенное и не особо комфортное испытание. Для Авраама это означало пойти на определенный риск!

Начнем с того, что в древние времена переезды на длительные расстояния всегда были намного сложнее, чем сейчас. Путь, который современный человек проделает за несколько часов (например, на самолёте) -в древности мог занять несколько недель, а может и месяцев. Голод в пути, отстуствие географических карт, естественные преграды в виде гор или рек, шайки разбойникой на дорогах, хищники в пустынных местах - всё это делало путешествие ещё сложнее и опаснее. Да и кроме того, общению с новыми соседями вполне мог помешать языковой барьер.

И для самого Авраама такое путешествие было даже больше, трудным делом - это был шаг в полную неизвестность, шаг навстречу опасности. В те времена у людей очень много было завязано на дружеские и родственные связи. А нравы были очень суровые; вражда семей или кланов и кровная месть не были редкостью. И вот, если ты жил много лет на одном месте ты постепенно обрастал связями: семейными, родственными, дружескими. Так что в случае опасности или в случе беды всегда мог найтись кто-то, кто вступится за тебя или придет тебе на выручку. А вот если ты переезжал на новое место жительства - ты оказывался без такой поддержки. Ограбить тебя или даже убить мог кто угодно.

Мало того, есть еще несколько интересных деталей. Авраам выходит из Ура Халдейского, что в Вавилонии - одной из самых богатых и высокоразвитых цивилизаций того времени. А Господь говорит Аврааму: "...Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего". Эта деталь также не случайна, поскольку в те времена понятие "дом отца" предполагало права человека на семейную собственность и наследство (включая родовые земли). Человек, покинвуший дом совего отца на родовую собственность претендовать уже не мог.

Одним словом, если посмотреть на Господень призыв к Аврааму в историческом контексте, то звучать этот призыв можно примерно так: "Иди туда, куда я тебе скажу, даже если тебе придётся оставить всё к чему ты привык, отказаться от своего имущества, подвергнуть свою жизнь и здоровье опасности". И Авраам, разумеется, на тот момент вообще ещё не знает, что это за Бог, который призвал его; не знает, что будет с ним самим (Авраамом) в этой самой обетованной земле; как и не знает, что это будет за земля...

Итак, для Авраама это не просто призыв к переезду, это призыв к серьезному риску. И Авраам отвечает на этот призыв: действительно бросает всё и идёт в ту землю, в которую Господь повелел ему идти. Что позволило Аврааму так ответить на Божий призыв? Ответ: вера. И не просто вера, а доверие Богу и доверие Божьему обетованию.

Позвольте, я поясню, что я имею ввиду. А заодно и постараюсь показать, дорогие братья и сёстры, какое значение история Авраама имеет для нас с Вами.

Дело в том, что наши с Вами лютеранские конфессиональные документы часто (вслед за Св. Павлом в Послании к Римлянам, а также к Галатам) говорят об оправдании верой. Но вот что это за вера, которой мы с Вами оправдываемся перед Богом?

Может быть, это просто вера в "некоего бога", т.е. вера в то, что какое-то божество "там наверху" всё-таки есть? Если так, то круг спасённых и оправданых верой не ограничивается только христианами - ведь в такого "неопределенного бога" могут верить и философы (как, например, Бенедикт Спиноза) и некоторые мистики. Я, например, знал человека, который был мистиком и, если там можно выразиться, "неопределенным теистом" - т.е. он не хотел принимать ни одну из существующих мировых религий, но при этом верил, что некий "единый бог" всё-таки есть. И он даже умудрялся с этим "неким богом" общаться в молитве.

Однако, если бог - это нечто неопределенное, некий безличный абсолют, можно просто признать его существование и на этом успокоиться. Потому что такой безличный абсолют индиффирентен к своему творению и никак не участвует в жизни этого творения; а значит нам - его творениям - от такого "бога" ни холодно, ни жарко. Это всё равно как если бы его не было.

Но Священное Писание - когда в нём говорится об оправдании верой - говорит нам о другого рода вере: о вере как доверии Богу и доверии Божьим обетованиям. А это уже совершенно новый уровень отношений с Богом. Потому что нельзя доверять божеству, которому лично ты совершенно безразличен. Но если Бог это не нечто отстранённое, но Тот, кто реально участвует в твоей жизни, Тот Кто любит тебя и хочет привести тебя к познанию Истины и к Спасению - это уже совершенно другая форма отношений. О таком Боге - который действует в твоей жизни, который призывает тебя к познанию Себя, к общению с Собой, к Спасению твоей души - вот о таком Боге (именно Боге с большой буквы!) можно сказать, что мы ему доверяемся, потому что Он ничего не делает в нашей жизни зря.

И вот, Авраам делает именно это: доверяется Богу. То есть: Бог даёт Аврааму обещание и Авраам верит этому обещанию. И Авраам не просто верит, но и действует, исходя из этого обещания: встаёт и идет туда, куда его (Авраама) призвал Бог. Авраам идет - даже при том, что он идет в неизвестность; при том, что его путь может быть долгим, трудным и опасным; даже при том, что Авраам теряет все свои права на имущество и уходит от всех людей, с которыми он прожил как минимум половину своей жизни. Но Авраам всё же идет. Потому что Авраам не просто верит в существование Бога, но и доверяется Богу. То есть Авраам совершает именно тот шаг веры, о котором уже намного позже напишет в Послании к Римлянам св. Апостол Павел: "Что же, скажем, Авраам, (...), приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Римлянам 4:1-3). То есть: Аврааму вменилось в праведность именно то доверие, с которым Авраам ответил на Божий призыв. А все прочие действия Авраама (такие как его странствия и путешествие в землю Ханаана) были следствиями этого доверия Богу.

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, какое значение история Авраама имеет для нас с Вами. Дело в том, что та самая оправдывающая вера - о которой говорит Св. Павел в Послании к Римлянам, приводя в пример как раз Авраама - предполагает не просто веру в существование Бога, но и доверие лично Богу. Одно дело полагать, что некая абстрактная "абсолютная сила" во вселенной все-таки есть. И совсем другое - знать, что Бог - ни кто иной, как твой любящий и милосердный Творец и Искупитель, Которому ты (человек) не базразличен, Которому есть до тебя дело. И которому есть до тебя дело настолько, что Он - как свидетельствует нам евангелист Иоанн - не пощадил Собственного Единородного Сына, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел Вечную Жизнь (Иоанна 3:14-16).

Однако, при чём же здесь мы? А притом, что от нас с Вами - христиан - тоже требуется такого рода шаг веры, на который в своё время решился Авраам. От нас требуется такого рода шаг доверия Богу. Вера - как говорит нам автор Послания к Евреям - это "уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем, подтверждение того, чего мы не видим (Евреям 11:1, перевод NRT). Мы с Вами, возможно, и не видели вживую Воскресения Христа, но шаг веры, который от нас требуется - довериться Божьему Обещанию, что Христос умер за наши грехи и воскрес ради нашего оправдания (Римлянам 4:25); довериться Божьему Обещанию, что тот, кто уверует во Христа как своего Спасителя и примет Его крестную жертву как принесённую лично за себя - получит прощение грехов, жизнь и Спасение. Сейчас - в тяжелые и страшные времена - мы, возможно, не видим, какую роль в нашей жизни сыграют те или иные события. Но всё, что от нас требуется - довериться Богу и принять, что ничто в нашей жизни Он не делает зря; что все наши жизненные обстоятельства (какими бы тяжелыми они ни были) - это результат Его Провидения, что через них Он хочет нас чему-то научить, чтобы в конце концов мы достигли познания Истины и Спасения.

И не следует думать, что такого рода доверие Богу - это что-то, чем можно тихо наслаждаться в комфорте и безопасности. Нет, шаг веры часто предполагает риск. Подобно Аврааму, который ради доверия Богу не побоялся отказаться от всего, что имел - мы с Вами тоже призваны не привязываться к земному и (как минимум) быть готовыми отказаться от всего, что имеем, чтобы следовать за Христом. Именно об этом Сам Христос говорит нам в Евангели от Матфея: "... Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Матфея 19:29). А Евангелист Марк передаёт нам такие слова Христа: "... кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её" (Марка 8:34-35). Для следования за Христом нужны в том числе и смелость, и готовность пожертвовать своим спокойствием и бытовым комфортом, своей "стабильной" жизнью. Но если придется таким образом пожертвовать всем, что дорого - нужно делать это в полном доверии Богу и с осознанием того, что Бог любит тебя и даже через испытания хочет привести тебя к Спасению.

Итак, дорогие братья и сестры, давайте попробуем подвести итоги. Патриарх Авраам (о котором мы с Вами сегодня читали) явил полное доверие Богу, когда внял Божьему призыву и отправился в ту землю, которую Господь указал ему. Даже при том, что для Авраама такой поход был связан с немалыми трудностями и немалым риском: ему пришлось оставить отчий дом, отказаться от прав на наследство, поставить на кон всё, что у него было. Авраам еще не знал, что это будет за земля и чем может закончиться для него такой поход. Но Авраам доверился Богу, доверился Божьему Обещанию. Он совершил тот самый шаг веры и Бог - как свидетельствует Писание - "вменил это ему в праведность" (Римлянам 4:3).

И вот поэтому нам, дорогие братья и сёстры, не стоит думать, что вера - это нечто комфортное и безопасное. Шаг веры - это в некотором роде шаг в неизвестность, это действие исходя из обещания (преджде всего Божьего обетования), которое, возможно, ещё не исполнилось. Такой шаг - это риск, это выход из своей (как модно сейчас говорить) "зоны комфорта". И патриарх Авраам сделал этот шаг. И к тому чтобы сделать такого рода шаг веры призваны и мы с Вами - потому что Христос говорит о пути христианина как о полном отказе от нашего эго, как о готовности рискнуть или пожертвовать всем, что имеешь. Такой шаг в неизвестность - шаг очень трудный.

Но именно поэтому христианину следует - сделав такой шаг веры - идти по жизнти с полным доверием Богу и Божьим обетованиям и осознавая, что Господь ничего не делает зря. Нам нужно являть такое же доверие Богу, какое явил в своё время Авраам, который "пошёл [в Землю Обетованную], как сказал ему Господь". Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 09.07.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Июля 2021 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
12 Июля 2020 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2019 - 5 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)