МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Июля 2021 года

5 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Кор 1:10-13, 3:1-9, 3:21-22
10. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
1. И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3. потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4. Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7. посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
9. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
21. Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше:
22. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше…

Дорогие братья и сестры,
Я думаю что многие из Вас, даже при том что Вы не принадлежите к Русской православной церкви, слышали такое имя как Иоанн Кронштадтский. Это был очень известный проповедник, церковный писатель и вообще духовный лидер конца XIX - начала XX века. Православная церковь оценила его заслуги настолько высоко, что он даже был канонизирован как святой. Но мало кто знает такой интересный факт: имя Иоанна в народе стало настолько популярно, что постепенно образовалась целая псевдоправославная секта т.н. “иоаннитов”, которые видели в Иоанне чуть ли не новое воплощение Христа и даже “земное жилище Самой Святой Троицы” - то есть фактически видели в нем воплощение Бога на земле. Причем, что характерно: сам Иоанн Кронштадтский к основанию этой секты не имел никакого отношения. Он все же был православным христианином, и думаю, если бы ему сказали, что он есть воплощение Бога на земле он бы сильно удивился! И активизировались члены этой секты как раз после смерти Иоанна - начали издавать и распространять о нем разного рода брошюры сомнительного содержания. То есть фактически иоанниты паразитировали на имени известного проповедника и духовного лидера.

К чему я этом рассказал?
Сегодня мы услышали весьма важный текст из 1 Кор. На первый взгляд смысл этого текста вполне прозрачен и даже не нуждается в особом истолковании. Павел предостерегает членов Коринфской общины чтобы они перестали дробиться на разного рода партии и фракции вокруг тех или иных духовных лидеров и учителей. И это действительно очень важное и очень правильное предостережение. Однако, если копнуть чуть глубже - мы с Вами увидим, что с этим текстом не все так просто. У этого текста есть и еще один - неявный - уровень смысла, который позволяет увидеть, что же именно происходило в коринфской церкви и почему эти разделения были так опасны.

Итак, давайте сначала посмотрим на тот уровень смысла этого текста, который находится на поверхности. Апостол говорит: “Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо (...) у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»”.

Мы видим, что Коринфяне начинают разделяться на различные группировки, на различные партии. Это явление далеко не новое и встречается оно не только в церковной среде. Например, в иудаизме незадолго до Пришествия в мир нашего Спасителя сформировались несколько школ, и группировались эти школы вокруг имен известных учителей. Была, например, школа Гиллеля - более либеральная и школа Шаммая - более консервативная. Но это самые известные школы, а вообще их было намного больше.

И в иудаизме времен Христа мнения авторитетных учителей, которых нередко называли “отцами” считались нормой и правилом веры. Именно поэтому Христос в Мф 23 говорит, что людям не следует называться ни “отцами”, ни “учителями”. Знаменитая фраза “Отцом себе не называйте никого на земле” (Мф 23:9) - относится не столько к понятию отцовства в биологическом смысле, сколько к понятию учительского авторитета. Ведь в конечном итоге у нас один Истинный Учитель - Христос. И один Истинный Авторитет - Бог. И именно Божье Святое Слово, а не мнения тех или иных авторитетных учителей должно быть для нас нормой и правилом веры.

Именно поэтому, как мы видим, Павел подчеркивает, что и он и Аполлос - не авторитеты и не учителя, на мнение которых следует ориентироваться. Они не более, чем служители. Не более, чем работники (точнее, по словам самого Павла - “со-работники у Бога”), которые делают одно дело. И он Аполлос - говорит Апостол - “только служители, через которых вы (Коринфяне) уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий”. Так что и Павлу и Аполлосу в этом процессе отведена скорее вспомогательная роль.

И вот, внимание, вопрос: почему апостол так говорит? Если мы внимательно посмотрим на текст, то увидим одну очень интересную деталь: сам Павел в этом тексте не претендует на лавры великого учителя, “отца” или духовного лидера. То есть: сам Павел фактически выступает против того, чтобы люди группировались вокруг его имени: “Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (...) И если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?”.

Итак, и себя и Аполлоса, как мы увидели выше, Павел считает не более чем служителями, выполняющими одну и ту же работу. А людей, которые группируются вокруг имен тех или иных учителей или служителей он называет плотскими - то есть такими людьми, которые живут в соответствие ценностями этого мира, а не с ценностями Божьего царства. Не нужно - говорит Павел коринфянам - группироваться вокруг моего имени. И вот это очень важный момент! Потому что это говорит о том, что ни Павел, ни Кифа (Петр), ни, скорее всего Аполлос не имели к этому дроблению на партии в коринфской церкви никакого отношения! Ни Павел, ни Петр не собирали вокруг себя партии последователей и не противопоставляли себя со своими партиями другим таким же партиям. Нет! Это именно коринфяне начали внутри своей общины дробиться на партии. И в качестве знамени каждой из партий они выбирали имена тех людей, кого они считали для себя духовными авторитетами, кого считали своими учителями: “Я из партии Павла”, “Я - от Аполлоса”, “Я - от Петра” и т.д.

И вот здесь, дорогие братья и сестры, мы подходим к другому, как я уже сказал, неявному пласту смысла этого текста, который позволяет лучше понять ситуацию в коринфской общине. Зададим себе простой вопрос: а почему та или иная партия в коринфе в качестве своего знамени выбирала имя того или иного учителя? Реформатский комментатор Уильям Баркли сделал очень интересное и на мой взгляд весьма правдоподобное предположение: они начали выбирать себе эти группировки в зависимости от своего, как сейчас говорят, бэкграунда - происхождения, культурного наследия и т.д.

В партию, прикрывшуюся именем Петра скорее всего входили христиане обращенные из иудеев - ведь Петру (если верить тому что пишет Павел в Гал 2:7) было вверено благовествование “для обрезанных” - то есть для иудеев. В партию, поднявшую на щит имя Павла, вероятно, входили христиане из язычников - что вполне логично, т.к. Павел больше всего благовествовал язычникам. Наконец, в партию, взявшую имя Аполлоса - вероятно, входили эллинизированные иудеи - то есть такие иудеи, которые уже очень сильно ассимилировались, приняли греческий язык и греческую культуру, но продолжали исповедовать иудаизм (который впоследствие сменился христианством). Аполлос как раз был таким эллинизированным иудеем, перкрасно знавшим греческий язык и при этом очень образованным. То есть принципом разделения была даже не любовь к тому или иному учителю или авторитету, а происхождение и культурный фон того или иного коринфского христианина. И дошло до того, что эти различия в происхождении и в культуре начали заслонять для коринфян Самое Главное в Церкви - Иисуса Христа. А когда эти различия начинают заслонять Христа, когда человек начинает осознавать себя прежде всего как сторонник, например, партии Петра (тот есть как чистокровный иудей), а уже потом как христианин - вот тут и начинается дробление церковной общины. И тогда и начинается грызня и конфликты между разными противоборствующими группировками. А такого в Церкви не должно быть, ведь она - по мысли Павла - должна быть единым телом во Христе, единым организмом. Вы можете себе представить такой организм, в котором правая рука борется с левой? Такой организм точно не ждет ничего хорошего!

И таким образом Павел выступает здесь не просто против группировок вокруг имен тех или иных учителей, но вообще против всего, что нарушает единство церковного Тела - против всего, что мешает членам Церкви осознать и обрести свое Единство во Христе: “Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?” - вопрос, понятное дело, риторический.

Христос не разделился. Христос умер за грехи всех людей! Он не взошел на крест один раз для иудеев, другой раз для эллинизированных иудеев, ну и потом уже, так сказать, “на бис” для язычников. Нет, Христос умер один раз, приняв на себя грехи всех, кто верует в Него как своего Спасителя - будь то иудеи или язычники. Вы - говорит Апостол коринфянам - принадлежите именно Христу, а не Павлу или Аполлосу. Поэтому он и пишет: “Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий”.

И далеко не случайно он сравнивает коринфян которые вводят в церкви подобные разделения с младенцами - с несмышлеными детьми. Ведь если они принимают ценности этого мира, а не ценности Христова Царства - они еще не доросли до полной сознательности, до “взрослого” возраста во Христе: “И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?”. Вот и Апостол говорит нам, что у всех христиан - что христиан из иудеев, что христиан из язычников - Один Христос. Вернее, если сформулировать точнее: как христиане из иудеев, так и христиане из язычников, будь то представители партии Павла, Петра или Аполлоса - принадлежат Одному Христу, а не разным “христам”.

Итак, Апостол говорит коринфянам: недопустимо дробить церковную общину на группировки или партии. Будь это партии сплотившиеся вокруг имени того или иного известного учителя или партии, в которые люди сбиваются по принципу культуры или происхождения - всему этому в Церкви не место! Пытаться делить людей таким образом - все равно, что пытаться делить Самого Христа, который распят за всех христиан и во Имя которого крещены все христиане. Христос не разделился, а значит не следует делиться и членам Церкви!

Ну что же, а какое отношение это имеет к нам - современным христианам? Увы, проблема, которую здесь описывает Апостол, имеет к нам прямое отношение. К сожалению, и в современной нам церкви существует такая проблема - проблема разделений и группировок - в этом нет ничего нового. И в современных церквах можно найти те или иные группировки или партии. Не говоря уже о церковных расколах и существовании множества христианских деноминаций. Но если принять во внимание то, что говорит Апостол и посмотреть в корень проблемы - то как правило у всех этих разделений одна причина: люди ставят что-то превыше Христа. Что-то начинает заслонять Христа.

Что это может быть? Да все, что угодно. Даже что-то, что на первый взгляд кажется нам чем-то хорошим. Вспомним пример с Иоанном Кронштадтским и сектой иоаннитов, который я привел в начале. Люди настолько зациклились на одном конкретном учителе и проповеднике, что он для них стал своего рода заменителем Христа.

Или это может быть какая-то цель, которая кажется нам возвышенной и благородной. Например, если человек, присоединяется к той или иной церкви чтобы отдать дань уважения своим национальным корням. Мне, например, случилось слушать рассказ одно молодого римско-католического видеоблоггера из США. Он рассказывал, что когда занимался духовными поисками помимо католичества всерьез рассматривал возможность стать православным. Ближайшая к его дому православная церковь была церковью болгарской православной общины. И вот, когда он туда пришел и заявил, что хотел бы ходить на богослужения чтобы приобщиться к православной вере - настоятель и прихожане очень долго и с пристрастием его допрашивали. Потому что никак не могли понять: зачем ему это надо? Ведь он же не болгарин! Зачем ему идти в болгарскую церковь? “В конце концов - рассказывал этот блоггер - когда я дал понять, что, пожалуй, поищу себе другую церковь, настоятель и прихожане даже испытали некоторое облегчение”. Вот вам и пример самой настоящей церковной группировки, в основе которой лежит этническое происхождение, верность национальной культуре.

Есть и другие такие примеры, не только в церквах имеющих сильно выраженную этническую и культурную окраску. На юге США даже после отмены рабовладения очень долго существовала практика расовой сегрегации - то есть такой режим, когда белые и черные граждане, несмотря на то, что жили в одной стране, существовали раздельно, как бы в параллельных мирах. И вот, протестантский писатель Филип Янси отмечал, что на юге США наследие сегрегации наиболее заметно… знаете, когда? По воскресеньям с 10-ти утра до 12-ти дня. Потому что в это время белые люди ходят в белые церкви, а черные - в черные церкви. И эти общины, которые, по идее, должны быть Единым Телом во Христе, друг с другом никак не сообщаются.

Вот эти примеры показывают нам, что происходит когда в церкви что-то ставится превыше Христа. Если превыше Христа ставится тот или иной учитель или проповедник - возникает просто очередная небольшая секта. Если превыше Христа ставится культурная или этническая принадлежность - мы получаем просто еще одну обособленную группировку, которая замыкается в себе и уже перестает быть частью Церкви как Тела Христа. Но Апостол ясно говорит нам, что такого в Церкви быть не должно! Нас объединяет Божий Сын Иисус Христос, умерший за наши грехи и воскресший ради нашего оправдания. Именно Он умер за нас, а не Павел и не Аполлос и не Петр. А также не Иоанн Кронштадтский, не патриарх Кирилл, не папа Франциск, не Архиепископ Кентерберийский. И раз уж на то пошло, не Мартин Лютер распялся за нас и не во имя Лютера мы крестились (кстати, и сам Лютер об этом часто напоминал в своих письмах и был категорически против чтобы христиане именовались его грешным именем).

Ну что же, какие мы можем сделать выводы?
Апостол вновь и вновь подчеркивает: Христос не разделился. Он не разделился чтобы быть идеологической обслугой для тех или иных внутрицерковных группировок. Он не взошел на крест отдельно для одного вида христиан и отдельно для другого - например, отдельно для русских, отдельно для болгар, отдельно для греков. И уж тем более не было никакого особого “белого Христа” для белых христиан и “черного Христа” для черных христиан.

Апостол выступает за то, чтобы Церковная община была Единым Телом во Христе. Разделяться на партии по какому бы принципу он ни были сформированы - по принципу приверженности тому или иному учителю или по принципу происхождения и т.д. - для христиан недопустимо. Любой учитель или духовный лидер - не более, чем служитель, не более чем работник на службе у Христа. Христиане принадлежат Христу, а не тому или иному лидеру и не той или иной группировке. Павел напоминает коринфской общине (а также и нам), что Христос объединяет нас всех. Он умер за нас всех независимо от нашего происхождения и во имя его (а не того или иного учителя или лидера) мы все крещены. И вот в свете этого факта организовывать в церкви какие-то группировки или партии означает не замечать Христа и того Искупления, которое Он подарил всему человечеству: “Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий”. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 04.07.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июля 2023 - 5-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
12 Июля 2020 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2019 - 5 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)