МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Июня 2013 года

День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы


Деян.9, 10-16

Мф.16, 13-18

Сегодня наше сознание связывает имена святых апостолов Петра и Павла с величественным зданием Церкви, с многомиллионным Божьим народом, пребывающим во всех краях земли. Мы вспоминаем посвящённые им храмы, в числе которых такие грандиозные сооружения, как собор св.Петра в Риме и собор св.Павла в Лондоне. На богослужения в этих храмах собирается многочисленная паства. Впрочем, не только в больших городских церквах, но и в сельских можно увидеть большие общины, пышное убранство и торжественные праздники – такова нынешняя реальность. Реальность, в которой жили и совершали своё служение Пётр и Павел, была совершенно иной. Не было церковных зданий, не было больших приходов, не было блистающих золотом алтарей и громовых раскатов органа. Вместо всего этого были долгие годы почти непрерывных странствий. Было благовестие. Были язычники и иудеи, для которых это благовестие, по словам самого Павла, было юродством. И было очень малое число тех, кто принимал сие юродство всерьёз. По свидетельству Писания, Иерусалим был единственным местом, где сформировалась община, большая даже по нынешним временам. В остальных городах и весях всё выглядело значительно скромнее. Например, в Афинах проповедь Павла приняло всего несколько человек. Богослужения совершались в частных домах, а то и в хижинах, и в них не было абсолютно ничего такого, что могло бы привлечь стороннего человека. Но большое всегда начинается с малого. Не так давно я посадил у себя на даче дерево. При взгляде на этот торчащий из земли невзрачный хвостик, трудно связать его с понятием «сосна». Но по прошествии некоторого количества лет неприметный росток превратится в большое дерево, прочно стоящее и очень высокое. Нечто сходное произошло и с Церковью. У Апостолов не было ничего, внешне привлекательного. Но у них было Слово Божие, которое они неустанно сеяли. И по прошествии не столь длительного времени сие Слово укоренилось, возросло и начало приносить плоды. К концу времени служения Петра и Павла общины состояли не из нескольких человек, а из нескольких сотен и тысяч. И чем дальше, тем больше умножалось число верующих. И вот, что примечательно: у язычников было всё то, чего не имели христиане – у них были красивые храмы и мистические ритуалы, великолепные статуи и украшения. Тем не менее, тем дальше, тем больше язычество умалялось, а христианство росло. Почему же оно росло? В чём были сила проповеди Петра, Павла, остальных апостолов и их учеников? Что побуждало язычников предпочитать роскоши язычества невзрачное христианство?

Сила проповеди апостолов в том, что они не возвещали какие-то свои измышления, не некую запредельную премудрость. Они возвещали реальность: Христа распятого и воскресшего, в Котором к людям приблизилось Божье Царство. Они возвещали открытый Христом путь примирения с Богом, прощение грехов, возможность стать Божьими сынами, Божьими избранниками и преодолеть смерть. Они возвещали отношения с Богом, основанные на любви и доверии, отношения не господина и рабов, но отца и детей. Апостолы возвещали открытую Христом перспективу нового объединённого человечества, усыновлённого Богом. Для людей, познавших тщету мира и несостоятельность языческой духовности, эта перспектива была великой и блистательной, не имеющей аналогов. И самое главное свойство этой перспективы заключалось в её реальной достижимости. Она была свежим ветром, рассеивавшим тьму и открывшим новые горизонты. Мир не мог противопоставить этой перспективе ничего. Ему было нечего предложить, ему было нечего дать. Именно поэтому общины умножались, и Благая Весть завоёвывала всё новые сердца и земли.

Так было во времена апостолов. Прошло много лет. Изменилось ли что-нибудь? Если судить по внешним признакам, то в мире произошло великое множество изменений. Если посмотреть на внутреннюю сущность, то она осталась прежней. Как во времена апостолов, так и сегодня, мир противостоит Богу. Технический прогресс последнего столетия дал возможность достичь той цели, которая всегда преподносилась, как главная – высокого уровня жизни. Его удалось достичь многим странам. И что это дало достигшим? Духовную пустоту. Именно от этой пустоты погибает нынешняя Европа, практически полностью утратившая духовные ориентиры. В гуманитарных и миротворческих инициативах, в техническом прогрессе, в повышении уровня жизни нет ничего плохого. Но если всё сие не основывается на вере, если из средства превращается в самоцель, то может привести только в тупик, в никуда. Потому что если в центре сознания стоит не Бог, а человек, то идти просто некуда. Вне Бога, вне Христа, вне Его Откровения бытие лишается смысла, и все улучшения, которые может предложить мир, по сути своей не более чем сахарная пудра, призванная хоть как-то нейтрализовать вкус пилюли смерти. Сегодня мы видим воочию, что материально люди могу жить очень хорошо, но при всём внешнем блеске они пребывают во тьме, они устремлены во тьму и не знают, как из неё выйти. Именно поэтому весть, которую несли Пётр, Павел и остальные апостолы, по-прежнему актуальна. А это означает, что нам - преемникам апостолов - есть что сказать. Люди XXI века нуждаются в благовестии не меньше, чем люди I-го. Даже больше. Потому что у людей I-го века была вера. Пусть ошибочная, но была. Язычники были верующими. Сегодня веры нет. Сегодня самым массовым сообществом являются атеисты. Поэтому сегодняшний мир нуждается в благовествовании куда больше, чем 2000 лет назад. Но апостолы благовествовали, а мы почему-то нет. А почему собственно? Что является препятствием? Ложная стыдливость, нежелание причинять себе излишнее беспокойство или дурная концепция о том, что вера есть личное дело каждого?

В Послании к Филиппийцам Павел писал: «Подражайте, братия, мне, и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». В чём заключается подражание? В следовании за Христом. А следование за Христом – это не только возрастание во Св.Духе, но и возвещение Благой вести – вести о Христе и Его милости, о спасении и жизни, о прощении грехов и свободе. Пётр и Павел, равно как и все прочие апостолы, не смущались ни малостью своей паствы, ни отсутствием пышного антуража. И правильно делали. Как уже было сказано, великое начинается с малого. Едущий из Москвы по Минскому шоссе проезжает мимо двух больших рек – Москвы и Днепра. Но река Москва предстаёт как незаметный ручеёк, а Днепр – как небольшая речка. Таково начало. Но если вначале не будет неприметного родника или ручья, то не будет и реки.

Сегодня мы вспоминаем апостолов Петра и Павла. Вспоминать можно по–разному. Можно вспоминать некую историческую реальность, которая при всей своей занятности не имеет ничего общего с нынешним моментом. А можно вспоминать людей и события с ощущением связи с ними. Является ли наше воспоминание именно таким? Если нет, то положение скверное. Мы призваны нести апостольское служение, подражая апостолам в делах их веры, в первую очередь в благовестии – нашей главной задаче, ради которой мы здесь, собственно, и находимся. Если же этого нет, то все наши праздники, а в особенности этот, лишены смысла и являются не более чем показной фарисейской праведностью.

Мир не придёт к нам. К нам не придут заблудившиеся во тьме. Не придут именно потому, что они заблудились. Их надо найти и вывести из тьмы к свету. Поэтому мы должны идти к ним – идти так, как шли Пётр и Павел. Они терпели неудачи и гонения, но, не смущаясь этим, продолжали терпеливо насаждать ростки, превратившиеся в могучие деревья, под тенью которых мы сегодня находимся. Из тени не хочется вылезать на солнце, это некомфортно, но Господь хочет, чтобы мы вышли и продолжили то наступление на духовную пустыню, которое неустанно, до самых последних дней на этой земле, вели наши предшественники – апостолы Пётр и Павел. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)