МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Июля 2020 года
5 воскресенье после Дня Св.Троицы
Лк.5, 1-11
1. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2. увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8. Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Обращаясь к событиям, связанным с Воскресением Христовым или с рождением Иоанна Крестителя, мы говорили о том, что соприкосновение с тем, что превосходит понимание, порождает у человека ужас. Именно поэтому, например, всегда вызывало страх явление Ангелов. Такой же реакцией сопровождались и многие другие чудеса, ибо люди видели, что происходит то, чего быть не может. Вот и сегодняшнее евангелие поведало нам об одном из таких чудес: после ночи, проведенной в бесплодных трудах, Пётр с одного раза получает такой улов, что вынужден звать на помощь, ибо не может вытащить сеть – настолько она тяжела. Т.е., происходит нечто совершенно невозможное. Реакция соответствующая: «…ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных». Однако, у этого ужаса есть источник – Иисус. Ведь именно по Его слову Пётр закинул сеть. А перед этим Господь учил людей - из Писания же мы знаем, что Он учил не как другие, но как власть имеющий. И вот, сия власть находит видимое подтверждение. Именно поэтому «Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Что ж, страх понятен. Но почему Пётр говорит о греховности? По причине понимания, что он вступил в соприкосновение с силой святого Бога, воплощённой в Иисусе Христе. Он ещё далёк от понимания того, что Иисус есть Христос, Единосущный Сын Божий, но силу Бога он ощутил вполне. Сила Бога, сила святости Бога соприкоснулась с греховностью человека, и человек почувствовал невозможность находиться в её присутствии. Что ж, Пётр далеко не первый, кто пережил сие. Писание Ветхого Завета доносит до нас случаи явления силы Божией. Когда это происходило, люди не могли находиться в том месте, где таковое явление происходило. Но тут происходит самое интересное. Бог не хочет, чтобы человек, испугавшийся Его мощи, ушёл. Поэтому Иисус во-первых, ободряет Петра, а во-вторых, призывает его: «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков».
Мартин Лютер говорил, что в начале своего духовного пути боялся смотреть на изображение распятого Христа. И в этом страхе он отнюдь не был одинок. В то время люди понастоящему боялись Бога. Он представлялся им грозным карающим Судиёй, исполненным гнева, который надо было умилостивлять всеми возможными способами, дабы обрести хоть какую-то надежду на будущую вечность. Именно поэтому столь охотно покупались индульгенции – они были гарантией того, что гнев Всевышнего не поразит тебя. Мы знаем, что эта гарантия была чистой фальшивкой, но люди XVI века этого не знали. И, право же, когда глядишь на то, что происходит сегодня, то люди XVI века со всеми их заблуждениями выглядят намного симпатичнее, чем XXI-го. Потому что люди XVI века трепетали перед Богом, а сегодня этого трепета нет. Страх Божий утрачен настолько, что не кто-нибудь, а считающие себя христианами или игнорируют Христа, или говорят о Нём то пренебрежительно, то панибратски, т.е. без всякого благоговения. Или творят Его именем такую мерзость, что непонятно, есть ли в этих людях вера как таковая. Почему такое становится возможным? Потому что нет соприкосновения с силой святости Бога, воплотившейся во Христе. Да и какое может быть соприкосновение, если Слово Божие игнорируется или, вернее, его пытаются приспособить для оправдания своей греховности! Настоящий театр абсурда: люди пускаются в рассуждения о Боге, Которого не знают и знать не хотят, потому что им не нужен не Истинный Бог, а бог, вылепленный по их образу и подобию – наподобие свеженаписанной в Англии картины «Тайная Вечеря», на которой Господь Иисус изображён в виде обритого наголо негра! Отсутствие страха Божия и есть источник того либерального развала, который мы имеем возможность наблюдать сегодня. Но подумайте, каким кошмаром для этих либералов будет Второе Пришествие - ведь тогда они соприкоснутся с реальным Христом, а греховность человека не может выдержать соприкосновения со святостью Бога. Подобным образом бумага не может находиться вблизи пламени - неизбежно обуглится, вспыхнет и сгорит. Для того, чтобы этого не случилось, есть только один путь, в основе которого лежит страх Божий. А что такое страх Божий? Это благоговейный трепет перед величием Всевышнего, побуждающий к исполнению Его воли и к постоянному очищению, т.е. к покаянию.
Покаяние, побудительной силой которого является осознание себя как грешника, тягостные переживания при этом – всё сие делает христианство очень непривлекательным для либералов, для людей недуховных, ибо для них на первом месте стоит комфорт как телесный, так и душевный. Вот они и кидают камнями в традиционную Церковь, говоря, что это сообщество убогих, которое преднамеренно вгоняет своих адептов в депрессию и побуждает ощущать себя недостойными. Почему они так говорят? Возможно потому, что христианские идеалы беспокоят их, мешают их комфортности, напоминая о грядущем ответе за совершённое на земле. А может быть и потому, что люди не очень любят вникать, ограничиваясь поверхностным взглядом, при котором они видят только часть проблемы и ошибочно принимают этот фрагмент за целое. Начнём с того, что никто никого ни к чему не принуждает. Ощущение недостоинства, убогости, греховности вполне естественно для человека, соприкоснувшегося с Божественной святостью. Чем больше ты понимаешь, что это такое, тем больше понимаешь, насколько ты жалок по сравнению с ней. Отсюда и стремление к покаянию, т.е. к очищению. Да, тяжело, неприятно. Но ведь это покаяние – не самоцель, а средство. Это только начало, которое абсолютно необходимо потому, что без него нельзя понять и должным образом оценить последующее. А что следует после явления мощи и святости Бога, которые ужасают? Его ободряющая любовь и призвание. «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков». Божественная святость не хочет уничтожать нас. Она хочет приблизить, она хочет исцелить и спасти, преобразить душу, постепенно очистить её от скверны и насытить светом небес. Но у Бога нет обходных путей. Тот, кто хочет достичь верхней ступени, должен подняться по всем предшествующим и никак иначе. Невозможно понять и оценить любовь Бога и принять её, не испытав прежде ужаса перед Его силой, перед Его святостью. Но, если не понять и не принять, то нельзя ответить на Господень призыв. Если не ответить, то невозможно исполнить призвание, волю Бога. А если призвание не исполнено, то о каком спасении можно говорить?
Симон Пётр, о котором повествуется в сегодняшнем евангелии, прошёл весь путь от начала: начал с ужаса, принял ободрение и любовь Иисуса и воистину полюбил Его. Ибо только любовь могла побудить его в ночь предательства последовать за Господом даже во двор дома первосвященника. И он исполнил то, что заповедал ему Иисус: он действительно стал ловцом человеков. Впрочем, не только он, но и брат его Андрей, а также Иаков и Иоанн, и все те, кто последовал за Христом и пребыл верным Ему до последнего часа на этой земле. Все они прошли путём, указанным Господом, открыв его для нас и засвидетельствовав удивительные Божьи дары, являющиеся на этом пути. Ободримся же их примером, будем искать святости Божией, которая сначала вызывает ужас, но потом ободряет, приглашает, принимает и открывает перед доверившемся ей врата вечности. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Июля 2023 - 5-е воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
04 Июля 2021 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
21 Июля 2019 - 5 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор Е. Романенко)
01 Июля 2018 - День свв.Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
16 Июля 2017 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Июня 2016 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Июля 2015 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
20 Июля 2014 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Июня 2013 - День свв.Апостолов Петра и Павла - 5 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
24 Июля 2011 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
04 Июля 2010 - В 5-е воскресенье после праздника Пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
04 Июля 2010 - 5 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Июня 2008 - 5 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор Д. Лотов)