МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Апреля 2012 года

JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи


(«Воскликните Богу, вся земля» Псалом 65,1)

Слушайте Слово Божие, которое записано во 2-м послании Коринфянам апостола Павла в главе 4.16-18 стихе:

«16. Мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18. Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».
Да укрепится Слово Божие в наших сердцах. Аминь.

Дорогие Братья и Сестры!

Слава Богу! Мы с вами всё ещё живем в Светлое Пасхальное время. Нас переполняет радость Пасхальной вести – «ХРИСТОС ВОСКРЕС!». Мы твердо знаем, что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас, и поставит пред Собою» как писал Апостол Павел (2 Кор. 4,14).

Да, именно такая мысль поддерживала и укрепляла веру Павла, который всю свою жизнь ученика, а затем и «Апостола Христа» терпел притеснения и страдания от людей. Об этом много говорится и в данном послании, и в книге «Деяния Апостолов». Именно в «Деяниях» (9.16) указано, ЧТО Господь предвидел для Павла: «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё». Эти страдания не прекращались на протяжении 30(!) лет его жизни и служения. Павел сравнивает их с «жалом в (своей) плоти, ангелом сатаны, чтобы «удручать его, чтобы он не превозносился» (2 Кор. 12,7). Тут было всё: на него неоднократно покушались, пытаясь убить – в Дамаске, Иерусалиме, Ефесе; побивали камнями в Листре; изгоняли с позором из Вирии, заточали в тюрьму в Кесарии и в Риме. Павел терпел кораблекрушение, неоднократно подвергался моральным обвинениям не только со стороны ортодоксальных иудеев, но и со стороны других Апостолов в Иерусалиме. Каким же «железным» здоровьем и моральной твердостью духа надо было обладать этому человеку, чтобы вынести всё это! А Павел еще и ПЕЛ, когда особенно страдал! Удивительно! Для этого, пожалуй , одного «железного здоровья» мало! Но при великой милости Божьей и с Его помощью, Павел, должно быть, чувствовал себя бессмертным всё время, пока не был закончен его труд на Земле. Превозмогая страдания, его мысли были устремлены в будущий мир, мир, в котором Христос одержал победу над злом и сатаной.

В своих бедствиях и тяготах жизни Апостол Павел не позволял себе долговременного уныния, т.к. был уверен, что Иисус Христос постоянно с ним, а он сам во Христе (1 Тим. 1,1). Имеем ли мы, люди, вступившие в XXI век, такую уверенность в себе? Стали ли для нас более ясными наши понятия о Триедином Боге Отце, Сыне и Духе Святом и их Царствии небесном. О нашем духовном состоянии или мы всё ещё пребываем в состоянии о котором Ап. Павел писал: «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно….». Как же тут рассуждать о «невидимом»?

О том, что нам предстоит, что нас ждёт? Трудно быть христианином и в XXI веке! Жить среди вездесущей, многокрасочной, динамичной, лезущей в глаза и уши назойливой рекламы, кричащей об осязаемом и, вроде бы, доступном и при этом рассказывать материалистам о НЕЗРИМОМ! Наверное, так же трудно и самому при этом не споткнуться, не разочароваться в том, о чем пытаешься донести другим людям! Трудно находится в «малом стаде», среди множества соблазнов, щедро расставляемых искусителем на нашем пути. Что же делать? Ведь быть христианином это не значит кричать на каждом углу: «Я –христианин!», хотя это и стало очень модным. КРИЧАТЬ проще, чем БЫТЬ, СОХРАНИТЬ себя в Вере и Истине. Это очень трудно, когда тебя не понимают члены твоей семьи и даже Братья и Сестры по вере. Очень трудно за чередой испытаний, выпавших на долю каждого из нас и всей нашей Общины, сохранять радость Евангельской вести и надежду на обетования, данных Господом. Поэтому мы преклоняемся и восхищаемся перед твердостью ВЕРЫ наших Братьев и Сестер, сохранивших её в годы страшных репрессий и гонений на верующих, а затем передавших нам ЧИСТОЕ, ХРИСТИАНСКОЕ Евангелическо-Лютеранское вероисповедание. А ведь в то трудное время только ГОСПОДЬ поддерживал их в страданиях и скорби. ТОЛЬКО ГОСПОДЬ! И наши Братья и Сестры всегда знали, что живы они только в Господе!

К сожалению, когда наступила пора некоторого послабления и в стране воинствующего атеизма – СССР – вновь появилась возможность слышать Слово Божие, открывать молитвенные дома, церкви и храмы, молиться и проводить Богослужения на родном языке, появилась и мода на «религиозность». Я как то читал историю, в которой говорилось об одной женщине довольно преклонного возраста. Когда эту чопорную старушку навестили в больнице верующие люди и подарили ей Евангелие, то она, повертев книгу в руках, сказала:

«Вы знаете, то, что вы сейчас дали мне – это Слово об Иисусе, о вашем Спасителе, как вы мне говорите, вот это мне совсем не надо. Мне бы маленькую церквушку иметь рядом с моим домом, чтобы ходить туда воскресным утром! У меня для этого есть и прекрасное маленькое черное платье…..». как выяснилось из дальнейшего, эта женщина всю жизнь проработала секретарем в идеологическом отделе горкома партии!!! Конечно, осудить человека легко, а вот понять?!

Трудно найти простые слова утешения, проникающие в сердца и души людей, стараясь при этом не прятаться за известные изречения из Библии, христианские «клише», которыми мы излишне часто пользуемся в таких беседах.

Дорогие Братья и Сестры.

Можно выучить наизусть Библию, можно выписать тома изречений и поучений мудрецов мира, но от этого не стать другим человеком и, к тому же, никому не суметь действенно помочь! Рецепты утешения или счастья, не усвоенные тобой самим, не примененные к своей собственной жизни, слова Благой Вести, которые не стали для тебя ТВОЕЙ ПЛОТЬЮ, твоим образом жизни и действия, не более чем «медь звенящая, или кимвал звучащий» (1 Кор. 13,1) по образному выражению Ап. Павла. Цитаты сами по себе не работают! Более того, желая показать своё «глубокое познание» текстов Священного Писания, мы нередко преобразуем (может и не осознавая этого) слова Божьей любви в дубину, которой машем над головой бедного нашего собеседника! К великому сожалению, этим грешат не только прихожане-неофиты, т.е. новообращенные, недавно пришедшие к Христу, но и некоторые священнослужители. Мудрость с чужого плеча, цитата, не подтвержденная собственной жизнью – не работают!

Вы можете поправить меня, сказав: «А разве Христос не цитировал Писания»? Да, Иисус цитировал, но цитировал лишь то, что прожил сам, что уже работало, как духовный факт в Его жизни. Точнее, Он не цитировал, а открывал кавычки, в которые облекаются цитаты. И если Христос цитировал Писание: «Возлюбите ближнего, как самого себя», то Он опирался на Свой духовный опыт, Он говорил о Себе. Ведь любовь к ближнему – это реальность Его жизни, а не «угощение» слушателей цитатами и рецептами. И если Он сказал, что нет любви большей, чем «положить душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13), то и эти слова Он вывел за кавычки, когда взошел на Крест Голгофы!

Возлюбленные в Господе Братья и Сестры!

Существует, пожалуй, единственный способ, как вывести Евангельскую цитату из кавычек, сделать её действующей, работающей – это применить её к собственным поступкам, жить ею, а уже потом делиться накопленным опытом, как это работает! Когда мы говорим, например,: «Блаженны плачущие», но сами ещё не пережили этого духовного парадокса, не испытали Христовой радости, преодолевающей трагедию и слезы, то занимаемся тем, что называется «христианством понарошку, не в серьёз». И, если я не переживал этого духовного состояния, то пусть лучше промолчу или просто посоветую читать Евангелие. А говорить людям с полным основанием пусть будет Тот, Кто испытал, Кто пережил Сам! Ведь читая Евангелие, мы слышим эти фраз ы (цитаты!) от Того, Кто знает о чём говорит, от Того, Кто Сам так живёт!

Разве можно взять напрокат мудрость или молитву? Их нельзя цитировать. Они идут из сердца нашего. Каждый раз они создаются заново. Каждый раз это новый поток любви и силы. Мудрость и молитву нельзя засушить как цветок в гербарии, нельзя положить в карман, делать расхожей цитатой или употреблять втуне, просто так, походя, понапрасну! Их надо проживать. Когда во время молитвы у нас подступают и даже катятся из глаз слёзы, тогда это искренняя просьба и духовный разговор с Господом. Молитву и мудрость, Слово и наставление Божие надо проживать и осуществлять в жизни снова и снова! Ибо «вера без дел – мертва» (Иаков 2, 17-26).

Бог – это не слова. Бог – это Невыразимое словами. В разные периоды у нас происходит разное осознание текстов Евангелия. По мере вникания в него, раскрываются всё более глубокие пласты мудрости. Слово Божие не мертво. «Буква убивает, дух животворит» - сказал Апостол Павел (2 Кор.3,6). Так он говорил, предостерегая не только своих современников, но и нас от поверхностного цитирования. Разве может «цитатное христианство», не подкрепленное образом жизни, не открытое для радости и силы, для любви и прощения кого-нибудь животворить? Нет, оно скорее убивает! Убивает многое: чистое отношение между людьми, веру в слова Библии (которые остаются только словами, а не производят в нас положительную работу). Убивает доверие к Евангелию, к его силе и действенности в современном мире. В конце – концов, мы убиваем доверие к самим себе, цитирующим слово Божие, но не живущим по нему!

Возлюбленные в Господе!

Через чудо Святого Крещения мы получили возможность возродиться к новой жизни во Христе и к вечной жизни в Его Воскресении. В нашей земной жизни мы получили возможность получить МУДРОСТЬ Создателя через Слово Божие! И пусть наша внешняя оболочка становится всё более и более ветхой с годами – вместе с тем в нас обновляется и растет новый, внутренний человек. Человек, для которого открываются новые ценности. Человек, которого больше не пугают сегодняшние, сиюминутные страдания. Человек, которому постепенно открывается то, что не видимо нашими глазами. То, что у Бога. А то, что у Бога, то неизменно, то – вечно! И это так, потому что у Бога - начало и конец всему. ОН – Альфа и Омега.

Воскликните же Богу вся Земля! Jubilate Deo (Пс. 65,1). Аминь


Видеозапись: Проповедь Гарри Азикова 29.04.12




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Мая 2022 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2021 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2020 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2019 - 3-е Воскресенье после Пасхи (Диакон  Е.Романенко)
22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
17 Апреля 2016 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)