МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Апреля 2016 года

Jubilate


1 Петра 1, 3-9
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сём радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ.

Сегодня в Первом Послании св.ап.Петра мы прочитали: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас». В каком случае человек может получить наследство? Только в том, если завещатель скончался. Поэтому понятие «наследство» неразрывно связано если не со скорбью, то по крайней мере с печалью. Получая наследство, мы получаем нечто благое, но путь к благому ведёт через горечь утраты. И лишь в Церкви, в Божием народе это правило нарушается, потому что не только для скорби, но даже и для печали нет никаких основаниий. Ведь Завещатель, даровавший нам наследство, о котором возвещает Апостол Пётр, воскрес и пребывает живым. Поэтому, с одной стороны, есть наследство, в права обладания которым мы можем вступить, а с другой стороны, есть живой и здравствующий завещатель - Христос, с Которым мы можем общаться и Который участвует в нашем бытии. Таким образом, как уже было сказано, нет никаких оснований для печали, зато для радости – предостаточно. Поводов для радости тем больше, что предназначенное нам наследство совершенно особенное: сколько лет ни пришлось бы ожидать его обретения, оно не обветшает, не испортится, не пострадает. Ему не грозят никакие войны и кризисы. Оно столь же неизменно, как неизменен Сам Господь. Наше наследство – это спасение, вечность, жизнь, Божье Царство - самое великое, самое лучшее, что только может обрести человек. Более того. Бог хочет, чтобы мы получили это наследство. Именно поэтому Он помогает верным: поддерживает, подсказывает, вразумляет. Пётр пишет: «О сём радуйтесь», и право же, тут действительно есть чему возрадоваться. Нет неизвестности, нет неопределённости. Мы знаем не только, к чему идём, но, что самое главное, мы знаем, к Кому идём. Впереди воссоединение с Отцом, впереди свет вечности, впереди свобода от греха и всего того, что столь сильно отравляет жизнь в этом мире. Впереди иное существоваание, настолько превосходящее нынешнее, что в нашей повседневности нет соответствующих аналогий, понятий и определений. Поэтому вослед за Петром мы можем воскликнуть: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах».

Нам сегодня очень трудно представить, что такое могло быть, но, тем не менее, к началу ХХ века в Церкви оказалось совершенно утраченным понятие о Втором Пришествии, как о реальном событии. Из-за этого возникли большие проблемы с пониманием Св.Писания, в т.ч. писем Павла, которые стали толковаться совершенно превратно. И лишь Альберт Швейцер осознал, что правильно понять Павла можно только имея в виду реальность Второго Пришествия. Нечто сходное происходит с нашим бытием в этом мире. Оно может правильно восприниматься и мы можем правильно действовать лишь в том случае, когда осознаём реальность ожидающего нас наследства, о котором говорит св.Пётр. Если забыть о нём, т.е. о вечности, о свете Царства, то жизнь в этом мире превращается в сущий кошмар, потому что опереться не на что. Мир превращается в полную бессмыслицу, в хаотический набор случайностей, стремящихся к распаду, а иногда и к самоуничтожению. В этом хаосе всё нестабильно, всё постоянно меняется, причём сами эти перемены то и дело далеко не лучшего свойства, а последствия их непредсказуемы. Возьмём хотя бы мировое равновесие. В советскую эпоху поддерживалась хотя бы видимость стабильности, а теперь нет даже видимости. Мир балансирует на грани глобальной катастрофы - любая из локальных войн может превратиться в мировую. Европу захлёстывает экспансия с Востока, которая всё больше походит на великое переселение народов. Положение в стране также скверно – мы находимся в процессе одичания, исходящего от малокультурных людей, каковые, оказавшись на вершинах власти, разрушают то, что выше их понимания и потому представляется ненужным. Потерять работу просто, найти – сложно. Куда деваться? Где обрести утешение? В Церкви? Но Церковь обмирщилась, политизировалась: в баптистских кругах грызутся из-за отношения к событиям на Украине; РПЦ всеми силами пытается слиться с государственной властью, дабы её посредством удавить всех инакомыслящих и т.д. Куда ни глянь, всё далеко от совершенства, везде некомпетентность, тупость, продажность и бессовестность. Всё куда-то стремится, причём само не знает куда, но не придёт ни к чему, кроме смерти, уничтожения, распада. Такая реальность повергает в уныние и побуждает действовать по известной пословице, т.е., живя с волками, и самому выть по-волчьи, т.е. озаботиться собой, нахапать как можно больше, топча при этом ближних, поставить забор повыше и вот тогда хоть недолго, но возрадоваться. Так на что опереться? Поистине, нет ничего тяжелее, нежели остаться верным, когда всё кругом подталкивает к неверности. Именно поэтому так важно не терять из виду ожидающего нас наследства – Божьего Царства и радоваться о нём, как и говорит нам св.Пётр: «О сём радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений». Сие наследство подобно маяку во время ночного шторма. Свирепые волны вздымаются высоко, но в высоте над ними, среди мрака и бури, сияет свет, указующий путь к безопасному месту, к избавлению. Точно также над всеми искушениями и горестями этого мира сияет свет воскресшего Христа, свет Его Царства, возвещающий верным грядущее спасение. Происходящее кругом страшно и непонятно, но не надо бояться, потому что, вне зависимости от происходящего в видимой реальности, наше наследство пребывает в неизменности. Оно наше, и никто сторонний не может ни отнять его, ни причинить ему какой-либо ущерб.

И, наконец, самое главное. Наследство ожидает нас, но оно – дело будущего. Однако Его податель – Христос – пребудет с нами не только в будущем. Он пребывает с нами и в настоящем. Его присутствие невидимо, но реально. Мы исполняемся Его Св.Духом, вместе с Которым приходит радость о воскресшем Господе – радость, порождаемая ощущением Его близости, Его присутствия. Сие присутствие, сию близость нужно беречь превыше всего, в каждый день бытия припадая к этому источнику. Самый неприветливый пейзаж в солнечных лучах видится и воспринимается совсем иначе, куда более благостно, чем во время ненастья. Так же и свет Христов. Он позволяет иначе относиться к несовершенствам видимого мира и, терпеливо перенося искушения, пребывать в вере, ведущей нас, как говорит нам св.Пётр, к спасению душ. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Мая 2020 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2019 - 3-е Воскресенье после Пасхи (Диакон  Е.Романенко)
22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2012 - JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Г. Азиков)
25 Апреля 2010 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)