МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Мая 2019 года

3-е Воскресенье после Пасхи


Дорогие братья и сестры,
Когда изучаешь Священное Писание, нередко сталкиваешься с вот таким парадоксом: иногда те тексты этой Величайшей из Книг, которые на первый взгляд кажутся довольно простыми, представляют собой наибольшие трудности для толкователя. И к первым главам Книги Бытие это относится в полной мере. Особенно если взять историю о Сотворении Мира, часть которой мы с Вами сегодня услышали.

Казалось бы, на первый взгляд все достаточно просто: первые две главы книги Бытие описывают процесс Сотворения нашего мира Богом, Творцом. Первая глава описывает этот процесс достаточно кратко и конспективно, вторая – давая некоторые подробности отдельных аспектов этого процесса Сотворения.

Первая глава описывает этапы Сотворения Мира, этапы возникновения тех или иных предметов и явлений окружающей нас действительности: неба и земли, солнца и луны, флоры и фауны. Наконец, появление человека, как последней стадии Творения («Венца Творения», если выражаться богословским языком). Что еще можно сказать о Сотворении Мира чтобы не быть банальным?

Как можно кратко обобщить содержание этих глав? И какой вывод из них можно сделать? Вывод такой: наш мир создан Богом, а человеку в этом мире уготовано особое место. Вот, вероятно, и все, что можно сказать. Ну что же, всем спасибо, можно завершать проповедь и переходить к Литургии Верных. Так, что ли, получается…?

Не будем торопиться. Потому что в этих главах все же несть несколько важнейших идей и важнейших положений, на которые следует обратить внимание. Для начала, первая и самая главная мысль, которую мы можем извлечь из нашего текста: мир создан Единым Благим, Всемогущим и Совершенным Творцом. И попробуем поразмышлять: каковы следствия из этого положения?

Я бы предложил начать наше размышление не с первых строк этого отрывка, а с последних: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт 1:31).

Итак, Творение «хорошо весьма». В Пс 103:31 сказано даже сильнее: что Господь «веселится о делах своих», т.е. радуется о своем Творении, даже «восхищается» им. Творение к концу того самого Шестого дня представляет собой стройную, красивую и гармоничную систему, в которой все служит той или иной цели, все на своем месте. Как в хорошо сделанном механизме или талантливо написанной симфонии. То есть Творение даже не просто «хорошо», оно гармонично и совершенно и пребывает в идеальном балансе. И именно такая гармоничность Творения есть источник радости, в том числе и для самого Творца!

И вот, внимание, вопрос: а часто ли нам с Вами удается подобным образом восхищаться Господним Творением? Думаю, многие из нас испытывали такое чувство – внутреннего мира и восхищения Божьим Творением – где-нибудь «на природе», в дикой местности: в лесу или в горах, может быть, даже в степи, на море или в пустыне. Именно в такой атмосфере удается почувствовать, что природа - как большая книга, в которой можно прочитать Величие и Замысел ее Автора. Апостол Павел, например, говорил, что вечная Сила Бога видима нам, когда мы созерцаем Его Творение (Рим 1:20). В богословии это называется это «естественным откровением».

Однако, стоит вернуться из диких и безлюдных мест назад в те места, где мы живем – будь это город или деревня, и происходит нечто странное. Ты чувствуешь, что уже не можешь, положа руку на сердце сказать обо всем, что ты видишь вокруг: «вот, хорошо весьма». Ты возвращаешься в атмосферу суеты. Ты видишь среди людей конкуренцию, ненависть, презрение друг к другу, неравенство, а когда и разврат или жестокие преступления. Да, впрочем, и в животном царстве не лучше: там господствуют свои очень жестокие законы.

И тебя не покидает ощущение, что этот баланс, тот самый баланс, который, согласно Книге Бытия, был присущ Божьему Творению в самом начале, нарушен. Так что же случилось с Божьим Творением?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся еще чуть-чуть назад и посмотрим, что говорит наш сегодняшний текст о сотворении человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт 1:27-28).

Вот как понимать вот эту фразу: «по образу Божию»?

Это одно из самых загадочных мест Писания и есть множество его толкований. Однако, одно из самых интересных толкований, которое мне удалось найти, состоит в том, что человек был создан как Царь Творения. Подобно тому, как Бог фактически управляем всем творением, он поставил человека быть своим «полномочным представителем» в сотворенном Им мире, исполнять функции управляющего, который бы заботился о Земле: «и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Примерно так же сказано об этом в Пс 8: «Не много Ты умалил его (это говорится о человеке) пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс 8:6-7).

Так что же произошло с Творением? Почему Господь мог сказать о своем Творении, что оно «хорошо весьма», а человек, который был Им поставлен как глава и управляющий Творения – и тем паче современный человек – уже не может так сказать? Может, что-то произошло с человеком? Или что-то произошло с Творением?

К сожалению, и то и другое.

Правда, ответ на эти вопросы лежит за пределами того текста, который мы сегодня услышали, но, думаю, каждый христианин, читавший Священное Писание, знает ответ на этот вопрос. А ответ заключается в том, что в данный момент мы, к сожалению, живем в падшем Творении.

Мы живем в Творении Божьем, которое искажено грехом и смертью. Наши прародители были поставлены управлять Божьим Творением, были призваны возглавить этот тварный мир. Поэтому грех венца Творения – человека – вызвал не просто отпадение человека от Бога, но и исказил и изуродовал все Творение. «Одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть» (Рим 5:12) – так говорит апостол Павел.

После богоотступничества наших предков изначальная гармония, изначальная Полнота Бытия, Полнота Жизни была нарушена. Вот так и получается, что мы, люди, живем в искаженном и изуродованном Творении, в котором можем наблюдать только некоторое черты изначального замысла Творца. Но в целом – как говорит тот же Апостол – мы живем в творении, которое «покорилось суете», а поэтому «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8:21-22).

Так что же, так и будем жить в мире, где царствуют грех и смерть? Так и жить нам в творении, которое утратило изначальную гармонию и «покорилось суете»? Не стоит отчаиваться! Потому, что процесс восстановления вот этой изначальной гармонии и целостности Творения – на библейском языке он называется «Спасение» - уже начат.

И один из образов того, как выглядит это восстановление изначальной целостности, как выглядит восстановленная изначальная гармония Творения, мы услышали сегодня в послании Апостола Петра. Апостол говорит, что это «наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению» (1 Пет 1:4).

Апостол явно дает нам понять: мы живем в мире, где царствует тление – т.е. если выразиться более научно, царствует «энтропия», царствует распад. Но мы знаем, что Творец не хочет оставлять свое Творение в таком состоянии. И что он уже запустил процесс восстановления – чтобы Творение действительно вернулось к чистоте и нетлению. Только вот что это за процесс восстановления?

Ответ на этот вопрос мы найдем, если внимательнее посмотрим на те же слова Петра, точнее говоря, на те слова, которые предшествуют словам о нашем неувядаемом наследии: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному» (1 Пет 1:3-4).

Вот и ответ на наш вопрос: с чего началось это самое восстановление Бытия, с чего началось это возвращение изначальной целостности и гармонии Творения. Греха человека, того самого который был поставлен управлять Божьим Творением, привел к тому, что все творение было искажено и поражено грехом, тлением и смертью. Творение нуждалось в искуплении. Но искупить Творение - а значит, и человека - может только Тот, Кто не поражен грехом, не имеет на себе греха. Ведь грешник не может искупить другого грешника – поскольку он сам находится в таком же плачевном положении.

И вот, ради искупления Божьего Творения воплощается – т.е. становится человеком – Тот, Кто не имеет и не может иметь на себе греха – Единородный Божий Сын, Бог-Слово, Иисус Христос. И он восходит на Голгофский крест и принимает наш грех на себя. Он принимает на себя то наказание, которое по справедливости было предназначено нам. И поэтому Воскресение Христа есть первый знак того, что то самое восстановление Творения уже началось. Именно поэтому апостол говорит, что Бог возродил нас к упованию живому именно воскресением Иисуса Христа из мёртвых.

Итак, Воскресение Христово есть, как я уже говорил, доказательство Его Божественности. Он воскрес из мертвых, а значит и Его Слова о том, что он «отдает душу свою для искупления многих» - тоже истинны. И Воскресение Христово есть также первый знак того, что процесс Спасения этого мира от греха, зла и смерти, а значит и процесс восстановления изначальной целостности Божьего Творения – тоже уже начался.

В Евангелии от Иоанна есть очень интересный эпизод. В первый день недели наш Воскресший Господь приходит в дом к своим ученикам, которые заперлись «из опасения от Иудеев». И вот, Иисус появляется посреди них и говорит: «Мир вам!» (Ин 20:18-19). Вероятнее всего, в этот момент он произнес традиционное для иудеев приветствие: «Шалом!» - что, собственно, и переводится как «мир». Но у слова «шалом» еще много значений. Оно также означает: «гармония, завершенность, целостность».

И думаю, ни в какой другой момент истории нашего падшего мира именно такое приветствие не было более уместно, чем в этот момент. Ибо его произносит Сам Спаситель, который для того и пришел, чтобы восстановить целостность Творения. Для того чтобы возможность общения человека с Богом, которая была утрачена во время грехопадения, была восстановлена. Иисус и есть тот самый примиритель, о котором пророчествовал еще патриарх Иаков (Быт 49:8-12). Ибо, по слову Апостола, Иисус Христос своей крестной смертью примирил нас с Богом (2 Кор 5:19).

Подведем итоги. Всемогущий Творец сотворил этот мир с определенной целью. И человека в этом мире он тоже сотворил с вполне определенной целью: не только для того, чтобы человек главенствовал над всем Творением, но и для того, чтобы человек находил источник мира и жизни в Боге, в Самом Творце. Мы видим, что на определенном этапе произошел «сбой в программе» - грехопадение, произошедшее по вине человека и положившее пропасть между человеком и Богом. Но даже такой «сбой в программе» как грехопадение не может отменить этого изначального замысла Творца.

И процесс восстановления этой связи человека с Богом – восстановления целостности Творения, как и восстановления целостности человека – что на библейском языке называется «Спасением» - уже начат. И начало ему положил наш Господь Христос, умерший за наши грехи и воскресший ради нашего оправдания, примиривший нас с Богом.

Именно поэтому мы, христиане, так много говорим о Вечной Жизни в грядущем Божьем Царстве, под Новым Небом и на Новой Земле. И самое главное в этой Вечной Жизни – не то, что это будет вечное сознательное существование, но то, что это будет жизнь с Богом и в Боге. Главное – то, что эту Вечную Жизнь мы разделим с тем, кто принял на себя наши грехи – с Господом Христом. А значит это будет именно жизнь в Восстановленном Творении – в той самой изначальной целостности и полноте, о которой Сам Творец сказал: «вот, хорошо весьма». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 12.05.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
17 Апреля 2016 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2012 - JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Г. Азиков)
25 Апреля 2010 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)