МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Мая 2020 года

Jubilate


Ин.16, 16-22
16. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу.
17. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу?
18. Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит.
19. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня?
20. Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
21. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
22. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.

Сегодня в святом Евангелии от Иоанна мы слышали о том, как ученики в очередной раз не поняли слов Господа. Впрочем, именно в этом случае их не за что упрекать, потому что только знание последующих событий могло сделать сказанное понятным. «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеет печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Ведь именно так всё и было. После ареста Иисуса, после Его казни, учеников обуяла не только скорбь, но и страх – как сказано в Писании, они сидели в доме Марка и боялись показаться на улице «из опасения от иудеев». Когда же Иисус явился им по Воскресении, скорбь уступила место радости, отнять которую, как Господь и предсказывал, было невозможно, ибо будущие апостолы отныне и навсегда знали, что Спаситель жив. Поэтому, что бы ни происходило с ними впоследствии, радость жила в них, сообщая их благовестию столь великую силу, что эти несколько человек воистину изменили историю мира. Происходившее с ними очень хорошо выразил апостол Павел, написавший: «…нас огорчают, а мы всегда радуемся».

Как нам всем известно, мир не принял Христа. Не принимает Его и сегодня. Потому, если не может сие неприятие в прямых гонениях на верных, то стремится хотя бы оболгать. Поэтому и французские энциклопедисты-просветители, и болшевисткие агитаторы и многие другие, имя которым легион во все времена твердили одно и то же: христианство есть депрессивное учение, пригодное только для рабов; это учение, воспитывающее рабов; это учение мрачное и изуверское - в нём нет ничего светлого или, как сейчас говорят, позитивного, клирики постоянно обвиняют людей во всевозможных грехах, чтобы те чувствовали себя сирыми, убогими и несли деньги, кто эти грехи «отпускает». В свете того, что говорил Сам Иисус, создаётся впечатление, что такого рода критики христианства либо не понимают, о чём говорят, либо преднамеренно лгут. Или, может быть сама Церковь утратила понимание того, что такое наша вера и возвещает Благую Весть каким-то извращённым образом? Поэтому давайте поразмыслим, что же именно наша вера несёт и нам самим и миру: радость или скорбь, освобождение или рабство?

«Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. … вы теперь имеет печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Многочисленные лжеучения любят привлекать в свои ряды адептов, обещая им просветление различных уровней, увеличение доходов и прочие приятные сущности. Ни о какой печали или скорби не может быть и речи. Наша святая вера возвещает истину, поэтому в ней есть место не только радости, но и скорби, и покаянию. Но таковые служат не для самоистязания, не для воспитания забитых рабов, а для очищения, дабы, по избавлении от всего отягощающего, обрести радость свободного бытия. Причём эта радость не является достоянием некоего туманного светлого будущего. Было бы ошибочно полагать, что в этом мире нам должно только скорбеть и терпеть, а радости мы достигнем только по вхождении в Божие Царство. Наша радость не только в будущем, но и в настоящем. Откуда она берётся? Её источник заключён в двух словах: Христос воскрес! Но позвольте, а что в этом такого? Чтобы понять сие, давайте представим, что Он НЕ воскрес. Что тогда? А тогда апостольская проповедь просто не была бы возможной. И учение Господа дошло до нас только как исторический экспонат, как, например, культ бога Митры. И кем бы мы были в этом случае? Никем. Комки глины, бабочки-однодневки без каких-либо перспектив не только в вечности, но и сейчас. Посмотрите, как живут безбожники, к которым я отношу и формально верующих. Это совершенно извращённая среда, в которой нет ничего кроме постоянной грызни и взаимного уничтожения. А такие хорошие идеи, как «свобода, равенство, братство» или «права человека» оборачиваются то трагедией, то фарсом. Почитайте мировые новости, а ещё лучше комментарии, показывающие отношение к таковым, и всё станет понятным. Но для Христовых верных – не формальных, а настоящих, всё выглядит иначе именно потому, что Христос воскрес. Всё иначе, потому что Его Воскресение зримо явило Его Божественность; зримо явило, что Он есть Истина, стоящая выше любого человеческого авторитета, и что сказанное Им – чистая правда. А из этого следует прежде всего то, что у нас совершенно фантастическая перспектива. Но не только, ибо Христос в первую очередь не столько будущее, сколько настоящее. Он даёт нам возможность уже сейчас стать участниками Его Царства; уже сейчас жить, соприкасаясь с вечностью, уже сейчас быть достоянием Бога, детьми Бога. Он даёт нам возможность жить в мире, но при этом не принадлежать ему. Он даёт нам возможность освободиться от рабства в самых разных его проявлениях, ощутив себя свободными: свободными от страха перед будущим, перед смертью; свободными от условностей мира, от низкопоклонства перед так называемыми «сильными мира сего». Мы не принадлежим им, мы принадлежим Богу, у нас нет иного Господа или, говоря проще, господина, кроме Иисуса Христа! Мы повинуемся приказам земных правителей лишь постольку, поскольку они не противоречат Слову Божию! Мы – свободны, и никому не дано отнять эту свободу, ибо она исходит не от людей, а от Бога!

Христос пришёл для того, чтоб сделать нас свободными, но, к сожалению, мы настолько привыкли к мирскому рабству, что выжать таковое из себя не так-то просто. Не говоря уж о том, что в рабстве жить привычнее, а всё новое пугает. Но Бог не призывает нас быть рабами или чувствовать себя рабами, ибо Он не рабовладелец, а Отец и притом любящий. Как Иисус назвал учеников во время Тайной Вечери? Он назвал их Своими друзьями. Но ведь мы тоже Его ученики. Поэтому сказанное апостолам вполне актуально и для нас. Мы – дети и друзья Господа, Который посредством Таинств пребывает с нами и в нас. Если ощутим сие в полной мере, то пойдём по жизни с высоко поднятой головой, не принимая мир, как судью делам своим, как авторитет, перед которым надо преклонятся. Ибо, как уже было сказано, мы не принадлежим ему. Мы принадлежим Богу, мы принадлежим Христу, Который не только воскрес, но и пребывает с нами. Что может быть радостнее и лучше? Ничего.

«Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. … вы теперь имеет печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас». Когда Господь взошёл на Голгофу, ученики погрузились в великую скорбь. Воскресение дало им радость и силу, которую уже ничего не могло отнять. Со дня воскресения прошло много лет, но Господь по-прежнему пребывает со Своим народом. Поэтому радость апостолов о Христе воскресшем есть и наше достояние, залог нашей свободы, который надо бережно хранить, а для этого постоянно быть с Иисусом, потому что Он есть источник и податель радости и свободы; Он есть Путь, и Истина, и Жизнь! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

12 Мая 2019 - 3-е Воскресенье после Пасхи (Диакон  Е.Романенко)
22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
17 Апреля 2016 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2012 - JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Г. Азиков)
25 Апреля 2010 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)