МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Апреля 2023 года

Jubilate


Евреям 13:8-16
8. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.
9. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, —
12. то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14. ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15. Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Дорогие братья и сёстры,
Может быть, кому-то из Вас довелось смотреть вышедший не так давно фильм "Офицер и шпион" (реж. Р. Полански, 2019 г.). В центре сюжета этого фильма - очень известное и очень скандальное судебное дело, которое имело место во Франции в конце XIX - начале XX в., т.н. "Дело Дрейфуса". Вкратце: Альфред Дрейфус был французским артиллерийским офицером еврейского происхождения. Его оклеветали, обвинили в госизмене и приговорили к длительной ссылке во Французской Гвиане. А главный герой фильма, майор Пикар (кстати, вполне реальное историческое лицо) потом полагает массу времени и сил чтобы доказать невиновность Дрейфуса; чтобы показать, что офицеры из генштаба Франции фактически оговорили и отправили в тюрьму невиновного человека. И вероятно, сделали они это на волне сильных антисемитских настроений в тогдашнем французском обществе. И вот, этот фильм начинается с очень выразительной и очень тяжёлой сцены: Дрейфуса подвергают т.н. гражданской казни. Причём это не вымысел режиссёра, такая процедура действительно имела место. Представьте: перед выстроенными на площади солдатами и офицерами выводят Дрейфуса, а затем ломают его шпагу, срезают с мундира пуговицы, погоны, шевроны - т.е. удаляют всё, что говорило бы о его связи с французской армией. А кроме того, за оградой здания генерального штаба бушует разъярённая толпа, со стороны которой периодически звучат антисемитские лозунги. Один из наблюдающих за этим французских офицеров произносит очень жестокую шутку: "Древние римляне бросали львам христиан, мы же теперь бросаем львам евреев. Вот уж воистину, прогресс!".

Думаю, смысл этой процедуры гражданской казни вполне очевиден - это должно было быть целенаправленное публичное унижение Дрейфуса (который, добавлю, в конце концов усилиями майора Пикара был реабилитирован и оправдан). Власти поставили перед собой цель не просто отправить его в ссылку, но и "символически уничтожить" его как офицера, как человека и как гражданина. Какое отношение - спросите Вы - может иметь вся эта история к тексту из Послания к Евреям, который мы с Вами услышали сегодня? Разрешите, я объясню.

Всё дело в том, что в услышанном нами сегодня отрывке, для того чтобы показать величие и значимость Крестной Жертвы Христа, Апостол использует очень интересный образ. Он говорит: "... Первосвященник вносит кровь животных в Святое Святых — это жертва за грех, а сами тела жертв сжигаются за пределами лагеря. Так и Иисус был казнен за воротами города, чтобы освятить народ Своей собственной кровью" (Евреям 13:11-12, перевод NRT).

О чём здесь идет речь? Всё дело в том, что в Ветхозаветные времена одно из основных установлений Моисеева Закона состояло в следующем: в кочевом лагере иудеев ("стане") должна была соблюдаться ритуальная чистота, потому что в те времена эта ритуальная чистота напрямую ассоциировалось со святостью. Поэтому всё ритуально нечистое, всё, что могло бы нарушить эту ритуальную чистоту должно было быть удалено из кочевого лагеря. Например, человек страдающий кожной болезнью (в Синодальном переводе - "прокаженный") должен был пребывать вне лагеря и с ним запрещалось общаться пока не исцелится от своей болезни (Левит 13:45-46). Или вот, пример, который приводит Апостол в услышанном нами сегодня отрывке: во время жертвоприношения животного те части туши которые считались ритуально нечистыми должны были сжигаться на огне вне лагеря (Левит 4:5).

То есть в обществе, основанном на Моисеевом Законе алгоритм действий во всех случаях был такой: священное - Богу, нечистое - долой. Кровь жертвенного животного во время жертвоприношения использовалась именно в Священных целях, а нечистое должно было быть выброшено или сожжено за пределами лагеря.

И вот, посмотрите, какую интересную картину рисует Апостол: он сравнивает Христа с первосвященником, который вошел в Небесное Святилище с жертвенной Кровью. И не просто кровью, но со Своей Кровью.

Основная тема Послания к Евреям такова: взойдя за нас на Крест и приняв смерть за наши грехи, Христос принёс себя в Жертву. И это была, если можно так выразиться, всем жертвам Жертва: Жертва Самого Божьего Сына, принесённая один раз, в один конкретный момент истории человечества. Но поскольку за нас пострадал и умер Сам Божий Сын, это была такая Жертва, что она действительна как Жертва Искупления на все времена. Как и говорит Апостол всё в том же в Послании к Евреям: "[Христос] вошел [во Святилище] не с кровью козлов и телят; нет, Он вошел в Святое Святых раз и навсегда со Своей собственной кровью, приобретя для людей вечное искупление!" (Евреям 9:12, перевод NRT).

Итак, Иисус Христос пролил свою Кровь на Кресте за наши грехи. И Апостол в Послании к Евреям сравнивает эту Святую Кровь с кровью жертвенных животных в Ветхом Завете - ту самую, которую во время священнодействий и во время заключения Завета с Богом (Исход 24:8) Моисей и священники использовали чтобы скрепить договор народа с Богом, чтобы "подписать" этот договор.

Разница лишь в том, что согласно Моисееву Закону, кровь жертвенных животных нужно было проливать постоянно, но Христос пролил Свою Кровь за нас один раз и на все времена. И таким образом, Христа действительно можно сравнить с первосвященниками Ветхого Завета. Когда иудейский первосвященник входил в Святилище с кровью жертвенного животного, он становился своего рода представителем народа перед Богом. А Христос - войдя в Небесное Святилище со Своей Святой Кровью - стал нашим Посредником и Представителем перед Богом Отцом. Как говорит Апостол Иоанн в своём 1-м Послании: "Если (...) кто согрешит, у нас есть перед Отцом Заступник — Иисус Христос, Он праведен" (1 Иоанна 2:1, перевод РБО, 2011).

Но вот дальше, смотрите, какой интересную и парадоксальную картину рисует нам Апостол: Христос принес в Небесное Святилище Свою Святую Кровь, но Сам Он при этом "пострадал вне стана" (т.е. пострадал за пределами лагеря).

Что здесь имеется ввиду, когда говорится, что Господь "пострадал вне лагеря"? Думаю, здесь речь не только о том факте, что та самая Голгофа, на которой был распят Христос в те времена находилась за пределами городских стен Иерусалима. Дело в том, что в тех исторических условиях распятие было не только физической, но и своего рода гражданской казнью - вроде той, которой подвергли несчастного Дрейфуса.

Для Римлян распятие было самым жутким способом казни, которому подвергали только самых отпетых негодяев. Напоминаю, что другим узником, ожидавшим распятия наравне со Христом был Барабба, который был приговорен к такой страшной казни за попытку мятежа и убийство. И для иудеев распятие тоже символизировало проклятие - в Моисеевом Законе сказано: "тот, кто повешен на дереве, проклят Богом" (Второзаконие 21:23, перевод NRT). Иисус был отвергнут своими соплеменниками и предан публичному позору. Одним словом, как для иудеев, так и для римлян такая позорная смерть символизировала и максимальную степень презрения - т.е. извержение распятого из самого сообщества. И вот, Апостол напоминает: ради нас, недостойных грешников, Иисус Христос не только принял страшно болезненную и мучительную смерть. Он ещё и дошел до последнего предела позора и унижения.

И именно поэтому христиан из евреев, к которым было обращено Послание, Апостол призывает: "...поэтому давайте и мы выйдем к Нему за пределы лагеря, чтобы и нам понести на себе тот позор, который понес [Христос]. [Ведь] здесь, на земле, у нас нет родины, и мы ожидаем будущего города" (Евреям 13:13-14, перевод NRT).

Итак, Апостол призывает своих читателей ради Христа не бояться не только гонений, но и публичного позора, извержения из общества. Что это означало для тех людей, которым писал Апостол? Что означало "выйти за пределы лагеря"? Для читателей Павла это было связано с оставлением иудаизма и переходом в христианскую веру. Иудей, который обращался ко Христу имел реальный риск того, что от него отрекутся все его друзья и родственники. Он рисковал быть изверженным из сообщества, в котором он рос и с которым был всю жизнь связан. А кроме того, на том этапе исторического развития юридический статус иудаизма (как религии, дозволенной римским законодательством) был уже закреплён. А вот христианство еще не имело такого юридического статуса. Поэтому переходящий в христианство мог получить и множество проблем с гражданскими властями - как представитель «новой и опасной секты». И если учесть, что Послание было написано примерно в то время, когда император Нерон начал первые гонения на христиан - переход в христианство для таких людей не сулил ничего кроме жизненных проблем: вплоть до арестов, поражения в правах и даже мучительной смерти.

И тем не менее, некоторые из евреев принимали Христа, выходили к Нему за пределы лагеря, неся Его позор. Они были готовы к этому. Они были готовы были фактически принять на себя тот же Жребий, который ради нас принял Христос. Потому что Христос - наш Спаситель. Потому что Христос умер за нас и принял на Себя наши Грехи, так что теперь всякий, кто уверует в Него не погибнет, но будет иметь Вечную Жизнь (Иоанна 3:14- 16).

И если еврей действительно выходил ко Христу - за пределы лагеря - то вот еще одна мысль, которая должна была укреплять его на этом трудном пути: "[Ведь] здесь, на земле, у нас нет родины (в оригинале - "города", "пристанища"), и мы ожидаем будущего города".

Священное Писание однозначно говорит нам, что этот падший и пораженный грехом мир не будет существовать вечно. Но Господь в Своём Святом Слове обещал нам - христианам - нечто гораздо лучшее: новое небо и новую землю (Откровение 21:1), избавленные и очищенные от греха, зла и смерти. И вот здесь, говоря о нашем "будущем Городе" Апостол говорит о той самой Небесной Отчизне - к которой нам, христианам, следует стремится.

Земная жизнь очень ненадёжна и очень переменчива. В условиях гонений и постоянной угрозы жизни, свободе и здоровью мало что может по-настоящему стать для человека опорой. Для иудея, принявшего Христа, вчерашние друзья могли стать злейшими врагами, а состояние и престиж, на которые он работал годами, могли улетучиться за несколько дней. Но нынешняя реальность - напоминает своим читателям Апостол - это ещё не всё. Пусть она нестабильна и переменчива, но она временна. Как подтверждает это Св. Павел во 2-м послании Коринфянам: "Наши легкие и временные страдания — ничто по сравнению с весомой и вечной славой, которую они нам приносят. Мы смотрим не на видимое, а на невидимое, потому что видимое временно, а невидимое вечно" (2-е Коринфянам 4:17-18, перевод NRT).

И вот здесь, дорогие братья и сестры, имеет смысл поговорить о том, какое значение эти слова из Послания к Евреям имеют для нас с Вами. Дело в том, что всё, что говорит здесь Апостол, справедливо и для нас.

Во-первых, и к нам тоже обращен этот призыв: выйти ко Христу за пределы лагеря, неся Его позор. Дело в том, что все общества во все времена прекрасно умели находить себе "козлов отпущения" - т.е. тех людей, которых можно обвинить во всех бедах и проблемах; людей, которых можно гнать и шельмовать. Дело Дрейфуса, с которого я начал - хороший тому пример. А таких примеров можно привести еще множество. В средние века охотились на "ведьм" и "колдунов". В Советском Союзе общественный гнев был обращен сначала на "врагов народа", потом на "безродных космополитов", затем - на слишком ярко одевавшихся «стиляг», а позже - на диссидентов. Или вот, более современный пример: популярная сейчас в США т.н. "cancel culture" ("культура отмены"), в соответствие с которой человека, сказавшего или сделавшего что-то не так, стремятся вычеркнуть из медийного пространства и общественной жизни.

Словом, человеческие сообщества всегда умели обращать свой "праведный" гнев на "неправильных", "не таких", "других" людей. А мы, христиане - именно "другие". У нас должны быть другие жизненные приоритеты, другие устремления - не такие, которые нам предлагает этот пораженный грехом мир. Христиане живут ценностями Христа, а наш грешный мир не может этого принять. А поэтому, и для нас справедлив призыв: "выйдем ко Христу за пределы лагеря, неся Его позор". Христос ради нас принял страшную смерть и понёс позор. И с учётом того, сколько наших братьев и сестёр до нас постигла та же участь - мы тоже должны быть к этому готовы. Мы не должны обманываться спокойствием и комфортом мирной жизни. Мы должны быть готовы к тому, что нас постигнут испытания: гонения, публичный позор, возможно даже поражение в правах. И вполне возможно, что позор гражданской казни, которой подвергли несчастного Дрейфуса - самое безобидное, что нам с Вами придется пережить.

Однако, если на нашу с Вами долю выпадут испытания такого рода, мы должны твёрдо запомнить вот эти слова Апостола: "... здесь, на земле, у нас нет родины, и мы ожидаем будущего города". Наше бытие не исчерпывается нашей земной жизнью, которая, как мы с Вами уже убедились, переменчива и нестабильна. Беды и испытания могут прийти к нам в любой момент. Как хорошо написал по этому поводу А. Солженицын в своём романе "Раковый корпус": "Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь". Всё тот же Альфред Дрейфус прилежно служил своей стране и делал армейскую карьеру. Однако, другие планы были у бесчестных французских генералов, вступивших в сговор и сделавших его козлом отпущения.

Однако, даже если в нашей земной жизни мы не можем ни на что по-настоящему опереться, мы должны помнить о том, что наша Истинная Родина находится, если можно так выразиться, "этажом выше". Потому что наше истинное Отечество - там, где Христос, который умер за наши грехи и воскрес ради нашего оправдания. И никакие жизненные испытания не смогут лишить нас того Великого Дара прощения грехов, который мы имеем во Христе.

Итак, нам, христианам, не нужно привыкать к обманчивому комфорту этого мира. Нам не следует бояться испытаний, не следует бояться "выйти ко Христу за пределы лагеря, неся Его позор". Однако, не следует также и забывать, что любые испытания временны, а вечен Христос, искупивший нас для Себя, принявший на Себя наши грехи и открывший для нас дорогу в Небесное Царствие.

"...поэтому давайте и мы выйдем к Нему за пределы лагеря, чтобы и нам понести на себе тот позор, который понес [Христос]. [Ведь] здесь, на земле, у нас нет родины, и мы ожидаем будущего города". Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 30.04.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

21 Апреля 2024 - Jubilate (Пастор  Е. Романенко)
08 Мая 2022 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2021 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2020 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2019 - 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Е. Романенко)
22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
17 Апреля 2016 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2012 - JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Г. Азиков)
25 Апреля 2010 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)