МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Апреля 2021 года

Jubilate


2Кор.4, 15-18
15 …всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17 Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18 когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Человека, хорошо помнящего события своей жизни, можно назвать счастливым – у него есть не только настоящее, но и прошлое. Мне в этом отношении не повезло: я очень быстро забываю предшествующие события, так что для меня прошлое предстаёт как набор совершенно не связанных друг с другом обрывков. Бывает очень интересно, когда мои коллеги или знакомые рассказывают, что я делал и что говорил десять и больше лет назад – слушаешь и удивляешься. Впрочем, забыть те или иные события – не самое плохое, что может случиться. Намного хуже, когда люди забывают, какими они были. Понятно, что все мы с возрастом меняемся, но измениться – не значит забыть. В своё время в «Литературной газете» велась полемика по поводу искоренения хулиганства в школе, причём высказывавшиеся на сей счёт – люди уже пожилые - были исполнены праведного негодования и предлагали в качестве средства всякие репрессивные меры. Мой отец по этому поводу заметил, что они очевидно напрочь забыли, какими сами были в школьные годы, потому что несомненно хулиганили точно также. Следовательно, чтобы понять, что можно сделать, нужно судить о ситуации не с высоты долгой жизни, а вспомнить свои мысли и чувствования в соответствующем возрасте. Итак, забывание самого себя... Плохое свойство, потому что забывается многое хорошее – например, свойства характера, ещё не изгаженного миром. Христианам тоже свойственно страдать забывчивостью. Например, они забывают благодать, полученную в св.Крещении. В результате оно превращается в некое абстрактное событие, никак не влияющее на повседневность. Впрочем, бывает и нечто намного худшее – забвение Божьими верными самого главного, открытого Господом – вечности.

В старых кварталах Петербурга есть так называемые дворы-колодцы. Солнце в них не заглядывает. Сыро, темно, мрачно. Единственное, что видно из окна, выходящего в такой двор - стена напротив. А теперь представьте другую картину – берег моря. Невероятная ширь, пронизанная светом и свежестью. Так вот, жизнь мира вполне может быть уподоблена тому самому двору-колодцу. Пастор Азиков однажды очень хорошо сформулировал суть такой жизни: дом-работа-дом-работа-пенсия-кладбище. Никакого простора, никакой перспективы. Абсолютная бессмыслица, исполненная чисто животной борьбы за существование. И неизбежно скверный финал в виде смерти, являющей собою апофеоз бессмыслицы. Откровение Иисуса Христа переносит нас из двора-колодца на морской берег, где перед нами открывается необозримый простор, высокое предназначение, великая цель, воля Бога ко спасению и жизнь, не имеющая пределов. Сия беспредельность – величайший дар Всевышнего, явленный нам через Воскресение Господне. Знание об этом откровении, соединённое с доверием Богу, заставляет чувствовать себя совершенно иначе. Что не удивительно для человека, обретшего цель своего бытия и познавшего смысл оного. Но вот ведь парадоксальная ситуация: мы забываем об этом откровении! Т.е. формально помним, что таковое существует, но не переживаем его, как реальность повседневного существования. А в результате загоняем себя обратно в двор-колодец. Павел пишет: «15 …всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию. 16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Так должно быть, но происходит нечто обратное. Происходит уныние, питаемое осознанием внешней тленности и всего разлитого кругом негатива. И что в результате? Как было только что сказано, мы снова оказываемся во дворе-колодце, в котором темно, сыро и никакого пространства. Это самое настоящее дьявольское искушение. Мир в союзе с дьяволом изо всех сил стремится загнать нас в такие дворы, где вся отрада в том, что начальство время от времени даёт пару глотков свежего воздуха. А бывает, что и не даёт, от чего ситуация делается совсем безрадостной. Но это ложный путь. А о правильном пути нам говорит Павел: «…мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно». Нельзя забывать о воскресении Христа, нельзя забывать о Царстве Божием, нельзя забывать о своём бессмертии! Двор-колодец или необозримый простор? Самое главное тут, что это не внешние категории, а внутренние, и только от нас зависит, в какой из них мы пребываем. Когда забываем Христа и Его воскресение, то оказываемся в колодце; когда помним о Нём и переживаем реальность воскресения, выходим на простор. И, если действительно выходим на него, то никакое уныние не будет иметь над нами власти, потому что когда человек пребывает со Христом, то внешнее не важно, не имеет значения. Все мы знаем хорал Лютера “Ein feste Burg ist unser Gott”. Противники Реформации говорили, что этот гимн оторвал от Рима больше людей, чем все проповеди. Между тем, Лютер написал его во время эпидемии чумы, а это вам не ковид. Шансы заболевшего на выживание были столь ничтожной величиной, что, как говорят физики, ей можно пренебречь. Лютер оставался в поражённом чумой городе, исповедовал и причащал больных, утешал умирающих, погребал отошедших. Он воочию видел кошмарные картины эпидемии, в любой момент мог заболеть сам. Тем не менее, никакого уныния, никакого страха. Пусть дьявол забирает все мирские блага и даже самую жизнь – Царство Божье с нами! Вот что означает действительно помнить о Христе, Его Царстве и вечности! Или вот, другой хорал – «Средь добрых сил укрытые чудесно». Он пронизан верой, доверием Богу, светлой радостью, хотя Бонхёффер писал его в тюрьме, будучи смертником. Но, как уже было сказано, когда человек живёт со Христом, переживая Его воскресение и грядущую вечность, как часть повседневной реальности, внешние обстоятельства уже не имеют значения.

Мы – ученики Христа. Мы – Его достояние, Его народ. Кто Он для нас? - исторический, оставшийся в далёком прошлом персонаж, или реальность сегодняшнего дня? Сегодняшней реальностью Он будет лишь в том случае, если мы будем помнить о Его воскресении и переживать таковое, как неотъемлемую составляющую повседневного бытия. В своё время на меня большое впечатление произвёл еврейский Сэдэр, пасхальная трапеза. Одно из её назначений в том, чтобы каждый участник пережил Исход из Египта, как событие, случившееся не с его далёкими предками, но с ним лично. И вот, в определённый момент каждый из участников говорит: я, такой-то, сын такого-то, сам вышел из Египта. Вот точно так-же каждый из нас должен переживать воскресение Христово. Я сам был в доме Иоанна Марка, когда Христос явился ученикам, мои глаза видели Воскресшего, и я воскресну так же, как и Он!

Мы живём в мире, но призваны жить не с миром, а со Христом. Мы призваны жить во Христе, наслаждаясь необозримым простором вечности, ибо так говорит Господь посредством Павла: «…мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 25.04.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Мая 2022 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2020 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2019 - 3-е Воскресенье после Пасхи (Диакон  Е.Романенко)
22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
17 Апреля 2016 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2012 - JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Г. Азиков)
25 Апреля 2010 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)