МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Июня 2015 года

3 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.19, 1-10
Иисус вошёл в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперёд, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё. Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

В сознании каждого человека существуют границы, которыми определяется данное сознание. То, что находится вне этих границ; то, что нарушает их, вызывает негативные эмоции разной степени интенсивности вплоть до полного отторжения. Эти границы могут относиться к каким-то морально-этическим, социальным нормам, но могут также относиться к роду занятий и даже к национальности. Вот, например, мытари, об одном из которых – Закхее – мы слышали сегодня в Евангелии от Луки. Для обычного среднего иудея любой мытарь вне зависимости от своих личных качеств был омерзителен. Никакого общения с мытарем быть не могло, никакой совместной трапезы с ним быть не могло. Мытарь был изгоем, потому что его род занятий находился за пределами границ допустимого. Точно также для любого нормального иудея любой язычник, был плох просто потому, что не родился иудеем. Неважно, какими личными качествами он обладал – он был язычником, т.е. находился за пределами границ, определявших иудейское сознание, а потому годился только в качестве топлива для адских печей - и не более того. Такие границы сознания существовали всегда. Существуют они и сегодня. Например, в России за границы допустимого выводились евреи, которых было принято винить во всех бедах государства. Раз еврей – значит, враг народа. Кстати, высказывания такого рода можно услышать и сейчас. Что ж, врага всегда проще найти снаружи. Ведь обвинить в своих проблемах кого-то стороннего намного проще, нежели самого себя. И не случайно правители всех времён для народного сплочения создавали образ врага. Что ж, враги и преступники действительно есть, но принадлежность к данной категории определяется отнюдь не национальной, профессиональной или социальной принадлежностью. И нет ничего более прискорбного, чем нормальный человек, который не делает ничего плохого, но испытывает на себе все прелести отторжения только потому, что его родной язык отличается от языка большинства, или цвет кожи не тот или форма носа не соответствует принятым стандартам. До какого-то момента он терпит, но когда-то либо сломается, либо ожесточится. А ожесточение может привести к тому, что он действительно станет врагом и займётся тем, что называется социальной местью. Однако, не будем забираться так далеко, а лучше в свете всего вышесказанного посмотрим на случившееся с Закхеем.

Закхей был изгоем по причине своей профессиональной принадлежности. Как уже было сказано, ни один нормальный иудей никогда не стал бы поддерживать с ним общения. То, что Иисус вошёл в его дом, вызвало отрицательные эмоции уже по отношению к Иисусу. Как написал Лука, «И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку». Иисус ведёт Себя весьма смело, потому что, в соответствии с Законом, соприкасавшийся с нечистым человеком, сам осквернялся и становился нечистым. Господь знал об этом, но, тем не менее, пришёл к Закхею, чтобы явить делом нечто весьма важное: люди могут полностью отторгнуть тебя, но это не значит, что ты отторгнут Богом. Люди могут смотреть на тебя, как на последнего подонка, но любовь Бога простёрта к тебе, и Он даёт тебе шанс: если ты хочешь, то можешь полностью изменить свою жизнь, сделать её иной, угодной Богу; можешь примириться и с Ним, и с ближними. Случившееся полностью меняет Закхея. Причём совершившийся в нём внутренний переворот тут же породил конкретное действие – запятнавший себя беззакониями мытарь дал обет исправить то недолжное, что совершил и воздать всем обобранным людям так, как если бы должен был возместить украденное по суду. Закхей всем сердцем откликнулся на весть Иисуса, и потому совершилось то, что, о чём Господь сказал: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Авраам считается отцом всех верующих, и отторгнутый Божиим народом мытарь возвращается в этот народ, становясь истинным сыном Авраама, достоянием Бога. Что может быть радостнее, чем спасение человеческой души, её переход от смерти к жизни? Ничего. Ведь не случайно сказал Господь, что Ангелы на небесах радуются о раскаянии грешника. Но что было бы, если бы Иисус не пришёл к Закхею, а прошёл мимо смоковницы, не взглянув на него? Ничего бы не случилось. В смысле, ничего благого. Изгой остался бы изгоем, косневшем в беззаконии и потому отторгнутым как от людей, так и от Бога. Этот момент чрезвычайно важен для нас, как для учеников Господа, призванных возвещать явившиеся во Христе спасение и жизнь.

Границы в сознании иудеев были настолько сильны, что они полностью самоизолировались и оказались неспособными исполнить своё предназначение. Для Иисуса этих границ не существовало. Для Него не было никого, принципиально отвергнутого от любви и милости Бога. Поэтому Он общался с теми, с кем никто из иудеев не общался: с язычниками, с самарянами, с мытарями, с блудницами и т.д. Соответственно, и для нас не должно существовать никаких границ, препятствующих общению и благовествованию. Потому что любой человек, кем бы он ни был, может раскаяться, обратиться, присоединиться к Божьему народу и обрести жизнь, как обрёл её мытарь Закхей. В этом отношении хорошим примером может послужить св.ап.Павел, говоривший, что стал всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых. И если уж не следует проводить границы самим, то тем паче нельзя позволять, чтобы границы твоего сознания проводили другие. Это означает, что нам не следует составлять представление о человеке со слов других. Ведь очевидно, что люди пристрастны и далеко не всегда объективны, а вот вешать ярлыки любят чрезвычайно. И вполне может получиться так, что наслушавшись негативных отзывов о ком-либо, мы уже не захотим общаться с этим человеком. Представьте себе, что могли бы сказать о Закхее его соседи… Собственно говоря, они и сказали, когда увидели, что Иисус пошёл к нему. И ничего кроме негодования в их речах не было. Тем не менее, Иисус пошёл к Закхею, и чудо обращения грешника совершилось.

Точно также как Иисус был готов идти ко всем, и мы призваны быть готовыми к этому, не отвергая заранее никого. Мы должны быть готовыми идти, дабы возвещать приблизившееся во Христе Небесное царство. Разумеется, далеко не все примут наше благовестие. Будет и неприятие, и отторжение, но будут и принявшие. Не надо смущаться их малым числом, ибо как сказал нам Сам Господь, на небесах бывает более радости об одном покаявшемся грешнике, нежели чем о девяносто девяти не имеющих нужды в покаянии. Впрочем, истинному ученику вообще не надо думать о численных результатах - оставим сие чиновникам из статистического управления, а также чиновникам от культа. Нам должно делать то, к чему Иисус не только призвал нас, но и подал пример, ибо так говорит Господь: «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 21.06.15




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор  Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор  Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)