МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Июня 2023 года

День Аугсбургского исповедания


Неемия 8:1-8
1. Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
2. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;
3. и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона.
4. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам.
5. И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал.
6. И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь», — поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицом до земли.
7. Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте.
8. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.

Сегодня, 25 июня, мы отмечаем день Аугсбургского исповедания. В этот день в 1530 г. на Райхстаге в г. Аугсбурге лютеранские князья и богословы представили императору Карлу V краткое изложение основных положений Евангелической веры, что стало важной вехой в истории Реформации.

Думаю, мы все, сегодня здесь собравшиеся, имеем общее представление о том, что такое Реформация. Но вот вопрос: зачем эта Реформация стала нужна? И зачем в рамках Реформации нужно было оглашать основы евангелической веры, зачем было составлять и представлять какие-то документы?

Думаю, ответ на этот вопрос мы найдем если внимательно посмотрим на тот текст из книги Неемии, который мы сегодня услышали. В этом отрывке говорится о том, как после возвращения из Вавилонского плена иудейский священник Ездра читает народу книгу Божьего Закона (имеется в виду Пятикнижие Моисеево, "Тора"):
"И принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона" (Неемия 8:2-3).

Зачем нужно было такого рода публичное чтение Закона. И как это было связано с возвращением из Вавилонского плена? Всё дело в том, что - как свидетельствует нам Священное Писание - Вавилонский плен стал прямым следствием погружения потомков Израиля в несправедливость, грех и беззаконие. Когда Господь даровал народу Израиля Закон у горы Синай, Он четко оговорил условия: «Будьте Моим народом (не таким, как прочие народы!), соблюдайте Мой Закон и я дам Вам мир, стабильность и процветание в прекрасной земле Ханаана. Если же вы не будете соблюдать Мой Закон - сказал Господь израильтянам - Я изгоню вас из этой прекрасной земли». Вот как говорится об этом в книге Второзаконие: " Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение" (Второзаконие 5:32-33).

И не следует думать, что Закон касался просто каких-то мелочных ритуальных правил, вроде жертвоприношений или ритуальных очищений. Господень Закон (как я уже неоднократно говорил) благ и совершен. И Господь даровал израильтянам Закон для их же блага. И основой этого Закона были поистине благие установления и ценности: первостепенность в человеческой жизни Бога и истинное поклонение Богу, справедливость и честный суд, милосердие, любовь к ближнему, уважение к родителям, супружеская верность. Лично я был бы не против пожить в таком обществе, где каждый человек стремится ежедневно воплощать на практике именно такие жизненные принципы. Господь таким образом пытается дать потомкам Израиля важнейший урок, суть которого, как мне кажется, очень хорошо выражена в изречении, которое предписывают Блаженному Августину: "Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своём (месте)". В обществе, где каждый человек - как в своё время праведный Енох - стремится "ходить пред Богом" (Бытие 5:24), где люди стремятся жить по правде, творить благие дела, являть ближним справедливость и милосердие - там будут и мир, и стабильность, и процветание.

Именно поэтому от потомков Израиля требовалось не просто хорошо знать Моисеев Закон, но и постоянно освежать его в своей памяти. Как сказано об этом всё в той же книге Второзаконие: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Второзаконие 6:4-9). Кстати, считается, что именно руководствуясь этим отрывком евреи начали носить у себя на лбу т.н. «тфилины» - коробочки с текстом Торы. Итак, общество потомков Израиля должно было знать, соблюдать и бережно хранить Божий Закон, который должен стать для людей повседневной, живой реальностью.

Однако, как относилось общество потомков Израиля к этому Закону, дарованному самим Богом? Ответ мы видим в исторических книгах и книгах пророков. И увы, ответ этот свидетельствует о том, что Благой и справедливый Закон, который был должен стать для израильтян жизненной основой - по большей части был в пренебрежении. Коллективное поклонение как правило сводилось к регулярному отправлению определенных ритуалов. Однако, за пределами этой богослужебной жизни - увы, всё было очень плохо: идолопоклонство, беззаконие, разврат, насилие, грабежи и угнетение ближних - всё это было в израильском обществе чрезвычайно распространено. Так что у пророка Исайи мы находим очень сильные слова - Господь сравнивает непокорный Израиль с виноградником, который вместо ожидаемых сладких плодов принёс горькие дикие ягоды: "Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль" (Исаия 5:7- 8). А у пророка Осии Господь говорит: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Осия 6:6).

Вот именно этой милостью, именно этим правосудием, именно этой покорностью Богу и Его Закону потомки Израиля похвастаться не могли. Так что уже в книге Исход они названы "народом жестоковыйным" (Исход 33:5) - т.е. "упрямым, непокорным". А значит, ожидаемо произошло то, о чём говорил Господь во время заключения Синайского Завета: грехи потомков Израиля достигли такого уровня, что их земля была завоёвана жестокими чужеземцами, столица и храм разрушены, а народ уведён в плен.

И вот именно поэтому после возвращения из Плена книжник Ездра, о котором мы с Вами сегодня услышали, и предпринимает свои религиозные реформы. Программа реформ была очень обширная, но началось всё со сравнительно простого шага - с того, чтобы после долгого забвения вернуть народу Слово Божие. Или, если точнее - вернуть народ к Божьему Слову: "...И сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона" (Неемия 8:2-3).

С чем можно сравнить то, что сделал тогда Ездра? Любая такого рода реформа - это своего рода "работа над ошибками". Чтобы понять, что привело народ Израиля к тому состоянию, в котором народ тогда пребывал, нужно было проследить весь путь народа и понять, в чём именно этот народ был неправ. А неправ народ был в том, что забросил дарованное ему Божье Слово. Как следствие, Бог перестал для этого народа быть на первом месте. А если Бог (как мы с вами уже убедились!) не на первом месте - не будет порядка и устройства и в других жизненных делах.

Итак, вместе с народом Израиля Ездра предпринимает такого рода "работу над ошибками". И теперь давайте посмотрим, что предполагала эта работа: "И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное" (Неемия 8:8). Что из этого следует? Прежде всего то, что Слово Божье слишком важно, чтобы просто один раз прочитать его и больше к нему не возвращаться. Оно должно быть правильно истолковано и усвоено человеком, для того, чтобы человек мог применить то, что в Слове сказано к своей жизни. Как свидетельствует всё та же книга книга Неемии: "и уши всего народа были приклонены к книге закона" - т.е. народ слушал книгу Закона особенно внимательно.

Слово Божье нужно не просто один раз прочитать. Его нужно регулярно изучать, потому что каждый раз внимательный читатель способен открывать новые и новые грани в Библейском тексте. И самое главное, Слово следует изучать, чтобы оно становилось для нас с Вами не чем-то далёким и отвлеченным, но актуальной реальностью в нашей жизни.

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, какое значение сегодняшний текст из книги Неемии имеет для нас с Вами, и о том, какое отношение он имеет к сегодняшнему празднику. Всё дело в том, что реформы Ездры вполне можно сравнить с тем, что происходило во времена Реформации. Церкви тоже была нужна такого рода работа над ошибками. Потому что европейское христианство обросло разного рода местечковыми (и не только местечковыми) человеческими традициями, так что стало уже не совсем понятно, что в такой вере осталось от подлинного христианства. Слово Божие читалось на непонятном языке, священноначалие злоупотребляло властью, пышным цветом цвели различные лжеучения и суеверия. И что самое страшное, что большинство людей забыли самое сердце христианской веры: благую весть о том, что Иисус Христос (как свидетельствует нам Павел в Послании к Римлянам 4:25) умер за наши грехи и воскрес ради нашего оправдания.

Именно поэтому христианской церкви и была нужна Реформация - духовная работа над ошибками. Возвращение к самому Истоку нашей веры - к Божьему Слову. И это Слово нужно не просто прослушать и "принять к сведению". Оно должно быть возвращено людям, правильно понято и истолковано и самое главное - применено в жизни людей. Чтобы для людей оно становилось каждодневной реальностью, а не чем-то отдалённым и непонятным. Именно в этом и был смысл деятельности Лютера, Меланхтона и других реформаторов. И если вернуться к Аугсбургскому исповеданию, оглашение которого мы сегодня празднуем - прочитайте его и вы увидите, что любой его артикул (вероучительное положение) подкрепляется Священным Писанием.

Как хорошо сказал в свое время наш уважаемый настоятель: "Поразительная сила лютеровской Реформации состояла в том, что Лютер не сказал совершенно ничего нового". А я, пожалуй, добавлю: Лютер предпринял огромные усилия, чтобы вытащить из архивов церковной памяти хорошо забытое старое. Подобно Ездре, который в своё время сделал очень многое чтобы народ Израиля вспомнил, что Сам Бог даровал этому народу Свое Слово и что именно Богом народ был призван. И в этом же была цель реформаторов XVI в.: коль скоро мы христиане, Слово Божие должно быть для нас в приоритете. Оно должно быть реальностью, определяющей нашу жизнь.

Поэтому, дорогие братья и сёстры, каждый из нас должен задать себе вопрос: верую ли я, что Библия это Слово Божье? Если да - то стараюсь ли я изучать это слово, стараюсь ли я познавать его, стремлюсь ли я к тому, чтобы оно определяло мою жизнь? А если нет - зачем я вообще здесь?

Конечно, каждый должен ответить на этот вопрос для себя сам, но главный вывод, который я хотел бы, чтобы мы с Вами сегодня закрепили: если мы действительно верим, что Писание это Слово Божие, то именно оно должно всегда быть в приоритете, именно с ним мы должны согласовывать нашу жизнь. Господь всё еще ждет от нас правосудия, а не кровопролития. И если мы не хотим повторить судьбу допленных иудеев, которые погрязли в грехе, беззаконии, несправедливости и насилии, Слово Божие всегда быть - как хорошо сказано в Псалме 118 - "Светильник для (наших) ног (в темноте) и светом, что освещает (наш) путь" (Псалом 118:105, перевод РБО). Именно в этом был смысл как реформ Ездры, так и Реформации, важнейшей вехой которой и было составление Аугсбургского Исповедания, об оглашении которого мы с вами вспоминаем сегодня. "И читал (Ездра) из (Закона Божьего) на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона". Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 25.06.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

16 Июня 2024 - 3 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор  Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)