МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Июня 2021 года

3 воскресенье после Дня Св.Троицы


Римл.4, 1-5
1 Что́ же, скажем, Авраам, отец наш, приобрёл по плоти?
2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
3 Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

Сегодня мы слышали слова св.ап.Павла из Послания к Римлянам – слова непростые для понимания. «2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 3Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.». На первый взгляд может показаться, что Апостол считает возможным оправдание через веру, не выходящую за рамки деклараций. Вот заявил я во всеуслышание, что верую, и этого вполне достаточно – я уже спасён, место в царстве Божием забронировано, так что можно ни о чём не беспокоиться. Такого рода умонастроения были в большой моде во времена начального периода Реформации, или, вернее сказать, до того момента, когда Филипп Шпеннер обратил внимание на то, что исправление учения, предпринятое реформаторами, это хорошо, но исправлять нужно не только учение, но и жизнь. А до него люди смотрели на дело проще. Я называюсь христианином?- да. Я бываю в церкви? –да. Значит всё отлично, я уже спасён, а потому совершенно свободен и могу делать, что угодно. Было даже такое понятие, как «стакан вероисповедания» - большая кружка шнапса, которую добрые бюргеры осушали в знак христианской свободы. Рассказывают, что когда один такой бюргер сильно перепился и от того умер, его похоронили с почестями, как исповедника, как героя веры. Но поистине, такое понимание веры и оправданности – самое настоящее дьявольское искушение. И, чтобы не поддаться ему, чтобы правильно понять, о чём говорит Павел, нужно обратиться к контексту.

Община в Риме, являющаяся адресатом послания, была смешанной, т.е. состояла из христиан как языческого, так и иудейского происхождения, причём эти составляющие были примерно равны по численности. Ну а христиане из иудеев, хотя и принимали Христа, как Мессию, тем не менее, зачастую никак не могли отрешиться от Ветхозаветных представлений. А это означает, что соблюдение установлений раввинского Закона продолжало восприниматься ими как условие спасения. Т.е., если ты делаешь вот это и вот это, то ты праведен перед Богом – твои деяния будут зачтены тебе в праведность, обеспечив милость Господа и спасение. Об этом говорится в последующих стихах 4-ой главы Послания. Поистине поразительно: Христос пришёл, чтобы освободить людей от пут Закона, настало время Нового Завета, а они никак не могут вылезти из Ветхого. Впрочем, в случае с иудеями всё понятно: когда ты всю жизнь воспитывался в каких-то представлениях, то мгновенно отказаться от них просто невозможно. Но дело не только в иудеях. Язычники были ничуть не лучше. Ведь они искали благоволения со стороны своих богов тем же способом – исполнением определённых действий. И с ними было то же самое, что и иудеями – они не могли мгновенно отказаться от привычных воззрений и потому потащили в Христианскую Церковь всё то, что мы сегодня называем магизмом. Что главное в магии? – правильно исполненный ритуал, который действует в силу того, что исполнен правильно. И если ты совершил всё, что должно, то можешь быть абсолютно спокоен за своё небесное будущее. Посмотрите на Средневековую Церковь, на ситуацию перед Реформацией – именно такие умонастроения определяли повседневность христиан. Нет ничего удивительного в том, что торговля индульгенциями, отпущениями грехов за наличный расчёт, расцвела столь пышно. К сожалению и сегодня, 500 лет спустя, мы не сильно далеко от этого ушли. Что главное в Пост? – выдержать определённый режим питания. Что главное в Пасху? - освятить куличи и крашеные яйца. В результате может быть и такое, что человек кулич освятил, а на службу не пошёл. Последнее, к сожалению, не фантазия, а совершенно реальная ситуация. Так что 2000 лет назад, 500 лет назад, сегодня – всё одно и то же, а потому слова Павла весьма злободневны: «2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом». Что это значит? Что сами по себе деяния Авраама, если они совершены ради «зарабатывания» каких-то вышних благ, не имеют никакого отношения ни к Богу, ни к спасению, ни к вечности. А что в таком случае имеет?

«3 Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Обратите внимание: Павел не говорит, что Авраам поверил в Бога. Он говорит, что Авраам поверил Богу. Т.е. доверился Ему. Доверие Богу – вот в чём суть. Можно признавать бытие Божие, кричать на всех углах: я верю, что Бог существует! Но это не имеет никакого отношения к спасению, потому что, по слову Писания, такую веру имеют и бесы. Авраам же не просто признавал, что Бог есть. Он поверил Богу, он доверился Богу и именно поэтому сделал то, что Бог от него хотел. Вот почему мы говорим о спасении через веру. Мы верим Богу, принимаем Его слово как истину и стараемся творить Его волю. И правильнее было бы говорить не о вере в Бога, но о вере Богу, т.е. об абсолютном доверии, вследствие которого Слово Божие становится путём истины и жизни. Т.е. правильные отношения между человеком и Богом основываются не на исполнении каких-то специальных действий, но на доверии. И образ жизни христианина, его повседневность также основывается на этом доверии, определяется им. Таким образом, вера – это не словесная декларация, а образ жизни, определяемый единством умонастроения и соответствующих ему дел. Поэтому, если человек заявляет, что верует, но при этом ведёт себя, как безбожник, мы вправе усомниться в его самоидентификации. Ибо нельзя доверять Христу, а жить так, как будто ты о Нём никогда не слышал. Ещё раз: вера – не декларация, а образ жизни и, если нет жизни, то, очевидно, что и с верой что-то не так. Однако, есть проблема. Она заключается в том, что мы не идеальны. Мы святые, но в то же время и грешники. Дьявол, мир и собственная порочность не удаляются в отпуск, но постоянно искушают нас. И, увы, нам свойственно на эти искушения поддаваться и падать. Но в случае падения именно доверие Богу, доверие Его обетованиям, побуждает нас подниматься и приходить к Нему в раскаянии, подобно тому, как вернулся к отцу блудный сын. И именно потому, что эти падения случаются то и дело, мы осознаём, что никакими делами, никакими обрядами мы никогда не спасёмся для вечности. Милость Бога, и только лишь она; милость Бога, явившаяся нам на Голгофе – только она может открыть перед нами врата вечности. Поистине, нет такого дня, когда бы мы в ней не нуждались!

Доверие Богу побуждает нас не только к покаянию, но и возрастанию в вере, к возрастанию во Святом Духе, к возрастанию в единстве с нашим Господом и Спасителем, ибо вера – это восхѝщенность Им; это состояние, в котором бытие не мыслится вне Христа и потому, упав, мы встаём и очищаемся, чтобы быть с Ним в каждый день - как в преходящем мире, так и в вечности!

Христианство – не декларация, а образ жизни. Слова сами по себе ничего не значат. Жить так, как будто Первого Пришествия Христа никогда не было, а потом на большой праздник присутствовать на богослужении, как делают некоторые современные деятели, бессмысленно. Спасение нельзя купить, нельзя выслужить, нельзя заработать. Оно приходит по милости Божией в ответ на доверие, на принятие Христа, преображающего бытие силою Святого Духа, наставляющего нас на всякую истину. «3Ибо что́ говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 20.06.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор  Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)