МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Июня 2020 года
3 воскресенье после Дня Св.Троицы
Лк.15, 1-10
1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет её?
5 А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт,
9 а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
Во Христе возлюбленные! Мы с вами живём в одном из величайших городов мира, огромном как по площади, так и по количеству населения. С одной стороны, это прекрасно, потому что пространство такого масштаба открывает перед человеком спектр возможностей, равного которому в России нет. Но с другой стороны человек в этом пространстве совершенно теряется. Нет ничего удивительного, если, живя в огромном доме, вы не знаете даже тех, кто проживает в том же подъезде. Совершенно иная картина в маленьком городке или в деревне. Ни исчезнуть, ни затеряться там невозможно – ты всегда будешь на виду. И все соседи будут осведомлены о подробностях твоей жизни не хуже тебя самого. Именно такая картина была в Иудее времён земного служения Христа, ибо места, названные там городами, на самом деле были деревнями или, в самом лучшем случае, местечками. Маленькие общины, где все знали друг друга от и до. И, если кто-нибудь в такой общине согрешал, или, вернее сказать, становился грешником в глазах общины, то участь такого человека оказывалась незавидной. Потому что, согласно установлениям Закона, грешник становился нечистым, т.е. непригодным для служения Богу, а потому должен был быть отторгнут от участия в богослужениях. Но т.к. народ Израиля был не просто народом, а народом Божьим, то отторжение от участия в богослужении означало и отторжение от общения с нормальными членами общины. Ибо общавшийся с осквернившимся грешником сам становился нечистым. И, если претендующий на титул Мессии позволяет себе проводить время с презренными грешниками, то его мессианство сомнительно. Именно поэтому и сказано у св.Луки: «…приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними». Почему же Иисус поступал так? Потому что пришёл не ради суда над людьми, а ради их спасения.
Мир активно поклоняется кумирам. «Звёзды» различного происхождения (в т.ч. и очень сомнительного) заполнили собою средства массовой информации, подробности их личной жизни становятся достоянием широких масс и с увлечением обсуждаются обывателями. На фоне этих так наз. «звёзд» обычные, не снискавшие никакой, даже сомнительной славы люди никого не интересуют. Живи или умри – ты не интересен ни для кого, кроме узкого круга ближних. Но у Бога другое отношение. Для Него каждый человек – звезда; для Него важен каждый из нас. Бог не хочет, чтобы Его творения погибли, Он хочет, чтобы они обрели жизнь. Именно поэтом Иисус отвечает книжникам и фарисеям притчами о потерянной овце и потерянной драхме, заключая таковые словами: «так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Почему Господь входит в общение с теми, кого ревнители закона объявили недостойными и отвергнутыми? Потому что стремится вернуть пропавшее, стремится дать согрешившим возможность вернуться к Отцу. Не только в вечности, но и в этом мире. Такова суть Его служения, которое было продолжено Апостолами. Сегодня мы совершаем память двух из них – Петра и Павла. Они были очень разными людьми и по происхождению, и по образованности. Но, каждый по-своему, они совершали одно и то же служение, они искали пропавших овец, открывая перед ними путь к возвращению. Во время первой же проповеди, произнесенной в День Сошествия Святого Духа, Пётр призывает: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». А Павел написал: «Для всех я стал всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Иисус говорит: «…кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдёт её?». А почему надо искать? Потому что пропавшая овца сама по себе не найдётся. Если её не искать, она так и пропадёт. Осуждавшие Господа фарисеи никого не искали. Пропавшие овцы были для них объектом презрения. Иисус поступал иначе. Он шёл к пропавшим и открывал им путь к возвращению. И, как свидетельствует Евангелист, они находились: «…приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его». Тем же самым занимались свв.Пётр и Павел, и другие Апостолы, воздвигая Церковь, как оплот спасения, как прибежище грешников, взыскующих прощения грехов, взыскующих примирения с Богом. Церковь Христа и Апостолов – это не коснеющая в самодовольстве организация, рассылающая анафемы всем несогласным, а пастыри, которые подобно Петру и Павлу, подобно всем Апостолам, терпеливо ищут пропавших овец, не пропуская ни одного места, где бы эти овцы могли находиться.
Какое отношение всё это имеет к нам? Самое непосредственное. Потому что каждый верный Господень – пастырь. Каждому из нас Господь вверяет некое малое стадо – людей, которые окружают нас в повседневности, которые общаются с нами, которые доверяют нам, и которых мы призваны скать, если они потеряются, если пойдут дорогой, ведущей не к спасению, а к гибели. Искать, не оставаясь равнодушными к пропавшим подобно фарисеям, потому что каждый человек, сколько бы незначительным он ни казался – совершенно индивидуальная и неповторимая личность, за которую умер Христос. Именно поэтому каждая душа заслуживает того, чтобы её искали. Но вот что следует иметь в виду. Христос говорил с отвергнутыми, Он открывал им путь к примирению с Богом, но не заставлял их возвращаться – они должны были сделать это сами, как, например, мытарь Закхей. Так же поступали и апостолы. Пётр сказал: «да крестится каждый из вас», но он не говорил: «Всем немедленно шагом марш креститься». Мы можем и должны искать, но мы не можем заставить пропавшую овцу вернуться. Она должна сделать эта сама. Но для того, чтобы это стало возможным, никогда нельзя ставить на человеке крест и закрывать перед ним двери. Потому что невыразимо тяжки страдания грешника, осознавшего свою вину, но не могущего обрести прощения. Думал ли кто-нибудь из вас о том, что это значит - мучиться от сознания свей вины, стучать в дверь, чтобы быть выслушанным, а в ответ получать лишь молчание? Думал ли кто-нибудь из вас, что это значит – быть отлучённым и не иметь надежды на возвращение? Думал ли кто-нибудь из вас, что это значит - молить о прощении, а в ответ получать только холодные взгляды, недоверие и презрение? Ты уже не нужен, тебя уже вычеркнули и списали. Это ад, в котором страдания усугубляются сознанием того, что ты создал его сам, своими руками. Никогда, ни при каких обстоятельствах не закрывайте двери перед кающимся грешником, ибо Христос говорит: «сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Задумайтесь о великой утешительной силе, заключённой в этом обетовании. Ведь каждый из нас может оказаться в положении явного грешника, каждый из нас может очень больно и очень низко упасть. Однако слова Христа возвещают нам, что если не оставаться лежать, но подняться, то путь к Отцу будет открыт, и Ангелы возрадуются о решившем возвратиться. Их радость – пример для подражания. Ни отказывайте в прощении кающемуся грешнику, но возрадуйтесь о нём, верните ему доверие и примите его – не формально, но искренне и до конца.
Будучи рабами греха, мы обратились ко Христу, дабы через Его жертву, через общение святых, т.е. через Церковь примириться с Богом и стать сопричастниками грядущего нового творения. Мы все были и остаёмся грешниками, но наш добрый Пастырь нашёл нас и открыл перед нами врата вечности. Царствие небесное открыто для раскаявшихся грешников, а потому да будут открыты перед ними двери как церкви, так и наших сердец. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
16 Июня 2024 - 3 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)