МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Июня 2022 года

День Аугсбургского Исповедания


Мф.10, 26-33
26. Итак, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
30. у вас же и волосы на голове все сочтены;
31. не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32. Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;
33. а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.

Июнь 1530-го года. В городе Аугсбурге собрался райхстаг Священной Римской империи германской нации. 25 июня представители городов вручили кайзеру Карлу документ, окончательно определивший лютеровскую реформацию. По названию города, где состоялось его представление, этот документ был назван Аугсбургским Исповеданием. В отличие от полумифической даты 31 октября, события 25 июня вполне реальны, и именно их мы вспоминаем сегодня. Впрочем, суть не в датах. Представьте тот момент, когда прибывшие на райхстаг депутаты принявших Реформацию городов выступили вперёд, чтобы отдать кайзеру своё исповедание веры. Они сделали это не частным порядком, а перед лицом всех имперских чинов. Было ли им страшно? Несомненно. Ведь сравнительно недавно Мартин Лютер стоял перед таким же самым собранием, после чего был издан Вормсский эдикт, объявивший его вне закона. Где гарантия, что ситуация не повторится? Её нет. Пусть даже со времён Вормса ситуация изменилась – самодержцы не всегда руководствуются логикой и здравым смыслом и потому принимают решения, оказывающиеся для государства не только невыгодными, но и гибельными. Но почему же надо бояться? Ведь «Аугсбургское Исповедание» не является программой политической оппозиции. Оно не призывает к гражданскому неповиновению, к мятежу или насилию. Это богословский документ, речь в котором идёт о вере во Христа, а не об уплате налогов. С современной точки зрения так и есть – «Аугсбургское Исповедание» действительно трактует вопросы веры и не имеет никакого отношения к вопросам взаимоотношений граждан и государства. Но это сейчас христианство настолько вытеснено на обочину государственной жизни, что твоя вера или неверие никого не интересует. А в то время исповедание веры было выражением политической и гражданской лояльности. Отклонился от существующего и утверждённого порядка? – уже неблагонадёжен. Если же Церковь объявила тебя еретиком, то с точки зрения государства ты становишься преступником, а de facto смертником. Данное положение существовало на протяжении столетий, так что почти в полной мере сохранялось в совсем недавние времена - в начале ХХ века. Не был у исповеди и причастия? Неблагонадёжен. И полиция будет проявлять к тебе повышенный интерес. Высказался против государственной Церкви? – вполне можешь отправиться в ссылку в Сибирь. Таким образом, публичное вручение кайзеру «Аугсбургского Исповедания» было в высшей степени героическим деянием. Но когда люди восхИщены Словом Божиим, они не могут действовать иначе. Что вполне соответствует услышанным сегодня словам Христа: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо услышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне».

Событие, о котором мы сегодня вспоминаем и говорим, произошло в 1530 г. Спрашивается, какое отношение оно имеет к современности? Особенно если учесть, что, как уже было замечено, вероисповедные вопросы перешли всецело в руки богословов и не имеют никакого отношения к повседневности гражданского общества. Тем более, что в указанном обществе большинство вообще очень далеко не только от вопросов богословия, но даже от видимой церковности. Но в том-то и дело, что настоящее христианство – это не набор отвлечённых истин, а образ жизни, определяемый откровением Иисуса Христа. Далее: мы никогда не уразумеем, что такое Реформация, если не будем помнить, что это прежде всего процесс обращения непосредственно ко Христу и Его Слову для возможности следования именно Его путём. Соответственно, для истинного христианина Реформация не осталась далеко позади. Она продолжается, она является реалией сегодняшнего дня, потому что настоящий Божий верный постоянно обновляется, очищаясь от всего недолжного для последования Христу. А такое следование сегодня требует не меньше смелости, нежели вручение кайзеру «Аугсбургского Исповедания», потому что оно требует от нас противостояния врагам креста, противостояния миру, руководствующемуся отнюдь не Словом Божиим. Так получилось, что мы живём в эпоху одичания, эпоху полной утраты ориентиров, когда вместо Бога в центр жизни был поставлен человек. Мы стали свидетелями того, к каким искажениям сознания это привело. Ибо с одной стороны доводится до полного абсурда понятие прав человека, в результате чего начинается разложение общества, вызванное легализацией всевозможных извращений. С другой же всякие права вообще уничтожаются, потому что они несовместимы с самодержавием, в котором всё зависит от прихотей, а то и от степени безумия самодержца. В обоих случаях понятие Божественного авторитета отсутствует, всё определяется человеческим мнением, а инакомыслящие подвергаются шельмованию и репрессиям. Последствия сего мы имеем возможность видеть ежедневно. Иначе как деградацией их назвать невозможно. Люди становятся не в состоянии понять, где чёрное, а где белое; что есть добро и что есть зло. И вот, в эту годину мракобесия, когда даже многие христиане пошли на компромисс с миром, мы должны словом и делом, причём прежде всего делом, являть Христа, свидетельствуя о том, что вне Бога, вне Христа, вне заповеданного Им пути. никакой нормальной жизни быть не может. Мы призваны являть Христа, ибо известные принципы Реформации (только Писание, только вера, только благодать) завершаются главным – Solus Christus (только Христос). Кто такой христианин? Это тот, кто живёт, мыслит и действует в соответствии с волей Господа. Если какое-либо помышление, намерение или действие Господь определяет как зло, Его верный не может называть сие ни добром, ни нормой. Не может соглашаться, не может поддерживать, не может участвовать. Если нашу жизнь определяет Христос и Его Слово, то не может быть никаких компромиссов со злом и грехом, потому что такой компромисс будет означать отступничество, отречение от Христа. А Господь предупреждает совершенно однозначно: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным».

Вследствие ряда причин многие стали рассматривать Церковь как некую косную силу, помогающую держать народ в узде и повиновении. Что ж, если Церковь погрязает в человеческих установлениях и идёт на компромисс с миром, т.е. сообществом вне Христа, превращается в придаток государственного аппарата, то так оно и есть. Поэтому насущно необходимо, чтобы продолжалась Реформация, обращающая людей ко Христу и Его Слову. Необходимо, чтобы христиане стали тем, чем должны быть – солью земли и светочами миру, дабы благодаря им заблудшие могли уразуметь истинную картину мироздания, во главе которого стоит отнюдь не человек, а Господь, Которым всё сотворено, и за Которым всегда остаётся последнее слово. Человек не хозяин мира, а только лишь управитель, пользователь, который в свой час должен будет дать отчёт в своём управлении. И горька будет участь того, кто оказался плохим управителем – того, кто вместо цветущих садов оставил за собою пепел и руины! Об этом мы должны говорить, указывать на Христа, как на высший авторитет, дабы как можно большее число заблудших обратилось к Нему, как к источнику спасения и жизни. Всё сие требует не меньшей решительности, чем вручение кайзеру «Аугсбургского Исповедания», потому что зло не сдаётся без боя. Но путь истинных верных есть путь бескомпромиссной верности Христу, Который и сегодня говорит Своему народу: «Итак, не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо услышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и тело и душу погубить в геенне». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)