МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Июня 2018 года

3 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк. 15:11-32
Ещё сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих. Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.

В значительном числе произведений литературы тем или иным образом отражена сущность, именуемая «конфликт поколений», т.е. взаимное непонимание друг друга людьми разного возраста, происходящее из-за различного отношения к явлениям повседневности, различных идеалов и т.д. Дети не удовлетворены образом жизни родителей, их принципами, ищут что-то своё, что-то иное. Слово «конфликт» не обязательно подразумевает ссоры – скорее это определённое отчуждение в отношениях. Не надо относиться к данному явлению отрицательно - оно вполне естественно и нормально, потому что земные реалии относительны, они меняются, причём довольно быстро, поэтому у каждого поколения есть нечто своё, отличное от поколений как предшествующих, так и от грядущих. Но по-настоящему печально, когда нечто подобное происходит в отношениях с Отцом Небесным. Людей перестаёт устраивать жизнь по Его Слову, как оно дано, они хотят что-то своё, а в результате начинается разлад. Я знаю кое-кого из молодёжи, говорящих, что они-де в Бога верят, но их представление о Нём не совпадает с Писанием. Результат печален – они отпадают от Церкви. Между тем, не случайно говорится «кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец». Дело даже не в том, что вне общения, слышания Слова, молитвы и особенно Евхаристии спасения достичь нереально. Ещё хуже то, что место истинного Бога занимают ложные боги, являющиеся не более, чем плодом воображения. Впрочем, такие мнения бытуют отнюдь не только в молодёжной среде – они свойственны всем возрастам. Но результат всегда один и тот же. Услышанная сегодня притча Христа как раз об этом. Почему блудный сын покинул отца? Потому что у него были свои представления о жизни, и он полагал, что отделение от отца принесёт ему благо, что для него так будет лучше. Что ж, и в самом деле, на протяжении какого-то времени всё было неплохо. Но вскоре положение изменилось, жизнь покатилась под уклон, превратившись в конце концов в сущий кошмар: «он … пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней». Мало того: «и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». Кошмаром было не только голодание, но и муки позора, потому что стать свинопасом для нормального иудея есть нечто совершенно немыслимое. Это осквернение, это нечистота – причём не только перед людьми, но и перед Богом! Однако, удивительным образом, именно этот кошмар становится началом исцеления, потому что заставляет блудного сына одуматься. Как сказано об этом в Евангелии: «Придя же в себя…». Угар рассеялся, вернулась ясность мысли, побудившая блудного сына раскаяться и вернуться к отцу. Но если бы кто-нибудь предложил ему вернуться к отцу раньше, когда всё шло хорошо, то не был бы услышан. Вот уж поистине, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Что ж, именно так и происходит. Сначала люди ищут что-то своё, а потом оказываются у разбитого корыта. Посмотрите, какой кошмар начался, когда рухнули идолы советского периода. Да, люди пошли своим путём, они обходились без Бога, а в результате оказались без всего: без идеалов, без смысла, без цели. Уговаривать их раньше было бы бесполезно, потому что человек начинает о чём-то задумываться лишь тогда, когда оказывается в положении блудного сына, готового воровать пищу у свиней или понимает, что ему грозит именно такое положение. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь обратился к Богу после присутствия на церковном бракосочетании, но знал и знаю людей, которые обратились после присутствия на церковном погребении, становившимся моментом прозрения, потому что вот он, конец, ожидающий и меня – так кто я, куда иду, что со мной будет? Ну что ж, прозрение пришло, человек решил вернуться к своему Небесному Отцу. Но как вернуться? Как придти к Богу, Которым ты столько лет пренебрегал?

Очень трудно, а порой и невозможно наладить отношения с человеком, с которым ты когда-то разошёлся. Это вполне объяснимо: ушёл, изгладился из памяти, стал неактуален и не нужен – зачем отягощаться возобновлением того, что успело забыться? С Богом иначе. У Него не забыт никто. И нет человека, который был бы Ему не нужен, потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись. Поэтому Христос принёс жертву за грехи всего мира, а не за отдельных избранных. Однако, Господь не насилует волю человека, даёт ему возможность поступать так, как тот считает нужным. Однажды Он сказал ученикам, что не ядущий Его плоти и не пиющий Его крови не будет иметь в себе жизни. После этого некоторые из учеников покинули Его. И что же? - Он никоим образом не препятствовал им. Только спросил у 12-ти, не хотят ли и они оставить Его. В притче, которую мы сегодня читали, отец также не чинит блудному сыну каких-либо препятствий в оставлении дома. Таким образом, нет препятствий для того чтобы уйти. Но нет никаких препятствий и для того, чтобы вернуться. Отец любит своих детей и радуется о том, что кто-то из них вразумился, одумался и решил вернуться в отцовский дом. «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Да, всё так. Но только не будем забывать о том настроении, с которым блудный сын вернулся к отцу. «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих». Единственный возможный путь возвращения к Господу – это путь покаяния. Своим возвращением ты не делаешь одолжения Отцу. Ты возвращаешься потому, что без Него некуда деваться; потому что без Него впереди тупик и безысходность; Ты возвращаешься потому, что перспектива будущего и нормальная жизнь есть только с Ним и в Нём. Когда осознал сие, когда осознал, каким болваном был, когда устыдился и ужаснулся своей глупости, тогда иди – и будешь принят Тем, Кто любит тебя и хочет, чтобы ты не погиб, но обратился и остался живым.

Блудный сын здорово нагрешил. Мы, конечно, не такие и скорее склонны ощущать себя другим сыном – тем, который сказал отцу: «столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего». Но точно ли так? Всегда ли мы едины с Господом, всегда ли живём по Его воле? Право же, стоит почаще смотреть в Заповеди, как в зеркало и тогда станет очевидно, что блудность есть в каждом из нас. А в большей степени или в меньшей – не так уж и важно, потому что любой грех, каков бы он ни был, есть отпадение от Бога. Поэтому не надо жить так, как будто у тебя всё в порядке. Тоска по Богу, жажда быть с Ним, жгучая потребность вернуться к Нему, чтобы сказать: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих» - вот что должно присутствовать в жизни христианина. Не случайно Лютер писал, что вся жизнь христианина должна быть покаянием.

Мы начинаем мессу с общей исповеди и соответствующей молитвы. Так вот, важно, чтобы таковая не превращалась в формальный, ничего не значащий текст, читаемый по бумажке согласно обычая. Она должна стать выражением реального чувства. Именно тогда и только тогда провозглашение отпущения станет благодатным и принесёт мир и радость от воссоединения с Богом, находящим зримое выражение в Евхаристии – закваске бессмертия, в которой мы приобщаемся к Богу, к Его Царству, к вечности, к жизни. «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 17.06.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)