МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Июня 2024 года

3 Воскресенье после дня св.Троицы


Иезекииль 18:29-32
29. А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы?
30. Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением.
31. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?
32. Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!

В народе ходит такая призказка: "Поздно пить "Боржоми" когда почки отказали". Образ, который используется в этой присказке, связан со злоупотреблением алкоголем. И речь в ней идёт о том, что если человек своим безудержным пьянством довёл себя до такого состояния, что у него начинают отказывать внутренние органы, такие скорее вспомогательные средства как знаменитая минеральная вода "Боржоми" уже вряд ли ему помогут.

То есть речь идёт о том, что на любом гибельном пути есть своего рода точка невозврата. И после прохождения этой точки последствия становятся настолько разрушительными, что исправить их уже нельзя.

К чему я вспомнил такую народную призказку?

Сегодня во время чтения из ВЗ мы услышали слова из книги пророка Иезекииля. А этот пророк жил во времена больших геополитических потрясений. Через некоторое время после того как Ассирийская империя уничтожила Северное царство (Израиль), Ближний Восток почти на сто лет погрузился в постоянные войны между делившими этот регион державами: Вавилоном, Сирией, Египтом и т.д. В этих войнах с большим или меньшим успехом участвовали и цари Южного царства (Иудеи). Однако, для иудеев, оставшихся в Южном царстве этот долгий период испытаний завершился в 586 г. до н.э. когда вавилонский царь Навухудоносор взял Иерусалим и депортировал иудеев в Вавилон.

И, думаю, именно эти кровопролитные войны и эти постоянные испытания и побуждали некоторых соплеменников Иезекииля говорить те откровенно нечестивые слова, которые мы с Вами сегодня услышали: "неправ путь Господа!".

Здесь есть один лингвистический нюанс: слово, которое в синодальном переводе передано как "неправ" может иметь и такое значение: "несправедлив", "неравен", "непостоянен". Как, например, "правосудным" или "праведным" могут назвать судью, который всегда судит беспристрастно, потому что понимает, что Закон должен быть един для всех.

И вот, очевидно, многие соплеменники Иезекииля, видя все эти постоянные войны, постоянные потрясения и нестабильность бытия задавались вопросом: "Почему Бог допускает такое? Как же Его обетования о Земле, которую Он обещал дать потомкам Авраама? Почему на нашу долю выпали все эти нестроения и бедствия? Может быть, этот Бог что-то делает не так?".

И у Господа есть, что ответить таким сомневающимся. Именно этот ответ Он и дал непокорному народу через своего слугу, пророка Иезекииля: "А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? не ваши ли пути неправы? Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог" (Иезекииль 18:29- 30).

Господь ставит перед народом своего рода прямое и чёткое зеркало. Он говорит: прежде, выносить решения о праведности или неправедности Божьего Пути, народу самому следует посмотреть на себя и на собственные пути.

Сведения о том, что представляли собой эти пути народа остались за пределами нашего сегодняшнего текста. Однако, как из книги Иезекииля, так и из других пророческих книг Ветхого Завета мы узнаём, что иудеи в эту эпоху погрязли в разврате, идолопоклонстве, лжи и насилии. Всё в той же книге Иезекииля Иерусалим назван "городом кровей": "Так говорит Господь Бог: о, город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твоё, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя и приблизил дни твои и достиг годины твоей" (Иезекииль 22:3-4). Жители Иерусалима в эту эпоху погрязли в разврате и насилии (Иезекииль 22:9-11), коррупции и вымогательствах (Иезекииль 22:11-12) и прочих мерзостях и преступлениях.

И вот, Господь через своего слугу Иезекииля говорит народу: не вам судить о праведности или неправедности тех или иных путей, тем более о пути Самого Бога! Вы сами настолько погрязли в разврате, беззаконии и неправде, что не вам рассуждать о постоянстве! Вы - иудеи - сами не ходите путём Господа, не стремитесь творить Правду Его!

Всё дело в том, что Ветхий Завет был своего рода двусторонним договором Бога с народом Израиля. И этот договор имел чётко оговоренные условия: люди должны жить по заповедям Бога и творить Его Правду (см.: Второзаконие 30:15-20) на той земле, которую Бог даёт им во владение. Но если - говорит Господь непокорному народу через Иезекииля - вы не творили Правду и не ходили в Моих Заповедях - кого вам ещё винить в своих бедах, кроме самих себя?: "Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?" (Иезекииль 18:30-31)

Господь как хороший врач одновременно и ставит диагноз непокорному народу и предлагает лекарство от болезни: "Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!" (Иезекииль 18:32). "Обратитесь!" - то есть: исправьте свои пути. Если вы на гибельном пути - сделайте разворот. Идите путём Правды и жизни, а не греха и гибели. Это одновременно и главный вывод и главный призыв, который Господь через своего слугу Иезекииля передаёт народу.

Закосневшие в своих грехах иудеи говорили: "Неправ путь Господа". Если вернуться к тому примеру, который я привёл в начале, это как если бы пьяница, дошедший в своем злоупотреблении алкоголем до того, что у него начали отказывать внутренние органы, решил предъявить претензии Самому Богу: "И как мог добрый и любящий Творец допустить такое?!". Однако, это не Творец насильно заливал в глотку человеку спиртное. Человек делал это сам. И если ты, человек, сам идёшь гибельным путём - не предъявляй претензии Богу за то, что этот гибельный путь завел тебя в тупик, а то и хуже - привёл тебя к смерти.

Но, вот что очень важно подчеркнуть. Господь говорит: "Я не хочу смерти умирающего". Он словно говорит иудеям: Вот, куда привели вас ваши грехи и ваше нечестие. Но я - говорит Господь через своего слугу Иезекииля - не хочу, чтобы вы были в этом тупике, не хочу чтобы вы шли к смерти. Поэтому обратитесь и, как сказано в книге Второзаконие: "изберите жизнь" (Второзаконие 30:19b).

То, как происходит такое покаяния хорошо показывает нам притча о блудном сыне, которую мы услышали сегодня же во время чтения из Евангелия от Луки (15:11-35). Блудный сын сам решил идти гибельным путём, но в определенный момент осознал, что этот путь являлся путём в нищету и погибель. И он всё же вернулся к отцу, готовый быть хотя бы в числе его наёмников. И отец (в данной притче это аллегория Самого Бога) принял сына. Потому что Отец любил своего сына и не хотел ему смерти и страданий, не хотел ему гибели.

Если бы блудный сын вёл себя так, как вели себя непокорные иудеи, он бы начал обвинять Отца во всех своих бедах. Однако, он так не делает. Вместо этого он идёт к отцу и честно просит у него прощения: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих" (Луки 15:18-19). Однако, Отец принимает сына не в наёмники. Он восстанавливает сына в его сыновнем статусе и с радостью принимает его в свою семью: "...этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся" (Луки 15:32). Эти слова, переданные евангелистом Лукой тоже подтверждают всё тот же вывод, о котором говорит Иезекииль: Бог не хочет смерти грешника, он хочет покаяния грешника. Бог хочет, чтобы через покаяние грешник свернул с гибельного пути, и был жив!

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, есть смысл поговорить о том, что эти слова, сказанные Богом через Иезекииля означают для нас с Вами.

Первый вывод, который мы с Вами можем сделать из этих слов, переданных нам в книге Иезекииля: если человек выбирает идти гибельным путём и этот путь приводит его именно туда, куда должен привести - к погибели, к смерти, к разрушению - то в этой погибели человеку некого винить кроме себя самого. Пример с горького пьяницы, который я привёл в начале, очень хорошо это показывает. Если человек своим безудержным пьянством сам довёл себя до того, что у него начали отмирать некоторые части тела, не стоит обвинять в этом Бога: "Неправ путь Господа!". Вместо этого следует посмотреть на свой собственный путь и оценить, правилен ли этот путь в глазах Бога.

Путь греха и нечестия всегда ведёт к погибели - либо временной, либо вечной. И увы, вряд ли кто-то из нас может похвастаться тем, что он абсолютно безгрешен. Однако, всякий раз когда мы хотим сказать в сердцах: "Неправ путь Господа", нам следует посмотреть на себя и задать себе вопрос: а правы ли наши пути? Можем ли мы похвалиться тем, что всегда всё делаем правильно в глазах Божиих? Стремимся ли мы соблюдать главную заповедь Закона: "...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (и) возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матфея 22:37-40).

Здесь речь идёт не только о Десяти заповедях. Заповеди Закона Господь даровал нам, несовершенным людям, чтобы мы хоть как-то обустроили жизнь на нашей грешной земле. Но наш господь Христос, проливший за нас на кресте Свою Святую Кровь, говорил нам не только о соблюдении Закона Моисея. Он говорил ещё и о любви, милосердии, прощении, благотворительности. И если мы стремимся жить так, как Он заповедал - кого нам ещё винить в наших бедах, кроме самих себя?

Господь показал как путь жизни, так и путь смерти. Путь смерти - это путь этого мира, поражённого грехом. Это путь погружения в тот самый грех, в гордыню и себялюбие. Путь жизни - это вера во Христа, упование на Христа и следующая за этой верой новая жизнь во Христе, "в праведности и святости истины" (Ефесянам 4:24).

И потому, дорогие братья и сёстры, второй важный вывод, который нам нужно сделать из нашего текста: если оценив свою жизнь мы обнаруживаем себя на гибельном пути, наша задача - вернуться на путь жизни как можно скорее: "Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!" (Иезекииль 18:32).

У блудного сына был свой момент прозрения, когда он понял, что находился на пути погибели. Это был тот момент, когда для него самой желанной пищей стали стручки, которыми кормили свиней. В этот момент он понял, куда завёл его этот гибельный путь. И вот нам с Вами, дорогие братья и сёстры, нужно наблюдать за нашими путями: стремимся ли мы следовать Христу, стремимся ли мы творить в этом мире Божью Правду, творить дела любви и милосердия? Не даём ли мы в нашей жизни места греху и смерти (Ефесянам 4:27, 1 Петра 5:8)? Иными словами: не является ли гибельным тот самый путь, на котором мы с Вами в данный момент находимся?

Если нет - хорошо. Если же да - то вот для нас хорошая новость: пока мы живы, покаяние всегда возможно. Пока мы живы, та самая гибельная точка невозврата для нас ещё не пройдена. А потому, если осознаёшь, что твой путь является путём греха и смерти - ни в коем случае не следует откладывать покаяние. Пока мы живы, Бог как любящий Отец всегда готов принять каждого из нас, как принял отец своего блудного сына. "Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Июня 2023 - День Аугсбургского исповедания (Пастор  Е. Романенко)
03 Июля 2022 - День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2022 - День Аугсбургского Исповедания (Пастор  Д. Лотов)
20 Июня 2021 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2020 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июля 2019 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июня 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Июля 2017 - День свв.апп.Петра и Павла (3 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
12 Июня 2016 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2015 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июля 2014 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Июня 2013 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июля 2011 - На 3-е воскрсенье после дня св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Июня 2010 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Июня 2008 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)