МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Марта 2016 года

Благовещение


1 Петра 2, 4-9
Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

Сегодня мы празднуем Торжество Благовещения. Сие слово означает «возвещение благой вести». Обычно под этой благой вестью подразумевают то поразительное известие, которое Пресв. Дева Мария услышала от Ангела Гавриила. Однако, то, что Гавриил сказал об Иисусе, не было единственной вестью о Спасителе мира. Благая весть – весть об Иисусе, о том, кем Он будет, звучала и в том, что сказали в Святую Ночь пастухи, и в том, что сказали волхвы, и в том, что сказал старец Симеон, о котором мы слышали сегодня в Евангелии от Луки. И Ангел Гавриил, и все люди, возвещавшие грядущую славу Иисуса, говорили о том, Кем Он будет для людей – в первую очередь для народа Израиля. И практически с самого начала говорится о неоднозначности Его восприятия со стороны людей. Как сказал старец Симеон: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Именно так и случилось, о чём свидетельствует нам Апостол Пётр в услышанном сегодня Первом Послании: «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову…». Но вот вопрос: можно ли назвать такую весть благой? Благая весть, хорошая весть не должна содержать в себе негативных моментов. Каким же благом может быть весть, в которой матери говорят о сыне, что таковой будет предметом раздоров и пререканий? Кому вообще может быть приятно такое слышать? Но, обратите внимание, в Писании не сказано, что Мария радовалась услышанному. Она приняла возвещённую ей весть, но ведь принять – это ещё не значит радоваться. Так является ли весть, возвещённая Марии, благой?

Любое известие вызывает две реакции. Первая наступает немедленно по получении известия. Вторая приходит спустя какое-то время, когда полученная весть уже осмыслена и взвешена. Два этих восприятия могут существенно различаться. Послание Петра представляет собою реакцию после осмысления и взвешивания – когда всё второстепенное отсеивается и остаётся главное. «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову…». Можно ли сказать, что это действительно благо? Совершенно однозначно да. Возвещение Благой Вести означает, что Бог стал общаться с нами, как с серьёзными людьми, давая возможность осмысления и выбора. Поверить Богу или не поверить Ему? – это выбор, который так или иначе делает каждый человек. И опять вопрос – можно ли считать, что возможность выбора есть благо? Можно. Вспомним пионеров и комсомольцев брежневского времени. В этих организациях состояли практически все. Там нельзя было не состоять. Не состоящий самым фактом несостояния вызывал подозрения – либо в сектантстве, либо в диссидентстве. Выбора практически не было. Соответственно, и в той и в другой организации была масса людей, которым сие членство было абсолютно не нужно. Спрашивается – какой смысл был от их членства? Никакого. Я помню как происходили выборы секретаря комсомольской ячейки в административно-хозяйственной части Консерватории. Собрались люди, посмотрели на меня и сказали: ты у нас самый аккуратный – давай ты будешь взносы собирать. На том и порешили. Зачем мы все были нужны комсомолу? Не знаю. Но Богу абсолютно не нужно, чтобы в Его Царстве были люди, которым оно безразлично, не интересно. Поэтому Он даёт возможность самостоятельного определения, сообщая всё необходимое для того, чтобы выбор не был слепым. Поэтому Благая Весть действительно благая во всех отношениях. Бог во Христе хочет выстроить с нами серьёзные отношения и открыть перед нами вечность – если кому-то эта вечность не нужна, это его дело – имеет полное право сказать «нет». Впрочем, мы с вами не принадлежим к числу отказавшихся, поэтому поразмыслим, в чём благостность Божьей вести для нас – для тех, кто сказал «да».

«Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Что это значит? Что Бог дал нам Благую Весть для того, чтобы мы возрастали во Святом Духе, совершенствовались, т.е. приближались к идеалу так близко, как это возможно. А кто идеал? – Христос. Что же означает совершенствование? Оно означает, что через чтение Св.Писания, через молитву, через Таинство мы пребываем в общении с Господом, проникаясь Его Духом для того, чтобы в различных ситуациях бытия поступать так, как поступал бы Он. Постойте! Что это значит? Что мы должны творить чудеса? Что ж, со временем может быть и так, но чудеса отнюдь не являются определяющим моментом. Мы должны действовать, не копируя деяния Христа, а в Его духе, т.е. например, имея готовность придти на помощь ближнему так, как приходил Христос. Причём, как вы помните из Евангелий, Он приходил на помощь людям, которых на Своём пути встречал совершенно случайно, которых ранее никогда не видел. И, тем не менее, делал для них то, что мог. Наши возможности, разумеется, не такие обширные как у Христа, но кто сказал, что мы не можем приходит на помощь людям в рамках своих возможностей? «Я сделал всё, что мог – пусть делает лучше, кто может» - это изречение должно стать девизом для каждого из нас.

Апостол Пётр пишет: «…вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Каким образом мы должны возвещать совершенство Бога? Делами в Его духе. Причём самое главное здесь, что, по мере возрастания, возможности будут всё время расширяться. Чем больше ты возрастаешь в Духе Христа, в Духе Святом, тем больше в тебе будет этого Духа. Следовательно, тем больше ты сможешь. Великие праведники и чудотворцы таковыми не рождались, и постепенно становились – в том числе и праведники нового времени. Например, мать Тереза Калькуттская или брат Роже из Тезе.

Человек думает, что знает свои силы, знает, на что способен. Но в критических ситуациях он становится способным на такое, о чём ранее не мог и помыслить. И если бы им сказали, что они сделают, то, что сделали, они бы не поверили. Когда я был в армии, то стал свидетелем такого случая. Грузовик задним ходом заталкивал в гараж двухтонный прицеп. Случилось так, что этим прицепом стало притирать к стене солдата из нашей части. И вот, представьте, когда этот довольно хилый парень понял, что его сейчас просто раздавит, он отодвинул этот прицеп! Упёрся руками и отодвинул! Вот что такое возможности человека в критической ситуации. А когда в человеке действует Дух Божий, то он становится способным на удивительные дела даже в обычной ситуации. Благо ли это? Безусловно.

Мария получила Благую Весть об Иисусе вначале от Гавриила, а потом от людей, вдохновляемых Духом Божиим – в т.ч. от старца Симеона. Мы тоже получили и приняли Благую Весть, благодаря которой у нас есть краеугольный камень, на котором можно воздвигнуть свою жизнь без всякого страха и сомнения. У нас есть Иисус - краеугольный камень, основываясь на котором, идёшь правильным путём, ибо так говорит Господь: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 13.03.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

03 Апреля 2022 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Диакон  Е.Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)