МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Марта 2021 года

Judica


Эф.2, 12-16
11 Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,
12 что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
13 А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём.

После возвращения из Вавилонского плена иудеи взяли курс на полное и решительное обособление от язычников. Начало процессу было положено священником Эзрой, который понудил их расторгнуть браки с иноплеменниками. Далее всё шло по нарастающей, так что в конце концов иудеи не только окончательно обособились, но и утвердились в идее своего превосходства, а также презрению и ненависти ко всем остальным, которых называли обобщённым понятием «язычники» Язычники – не люди, они находятся вне Бога, вне Его путей; единственное, на что они годятся – быть топливом для печей в преисподней. Не нужно помогать рожающей язычнице, потому что в результате на свет появится ещё один язычник. И т.д. Отголоски этого мировоззрения звучат в услышанном сегодня чтении из Послании к Эфесянам: «12…вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». Итак, народ Божий ненавидел язычников. Однако у Бога была другая позиция. Через пророков неоднократно возвещалось об обращении самых разных народов. А для того, чтобы сие произошло, Слово Божие должно было распространиться как можно шире. Соответственно, Откровение, данное народу Израиля, было дано не для того, чтобы его скрывали, но для того, чтобы израильтяне стали народом-миссионером, возвещающим заблудшим во тьме свет Божественной истины. Но увы, следуя по пути исключительности и превосходства, иудеи не имели абсолютно никакого желания заниматься миссионерской деятельностью. Они не испытывали желания делиться сокровищем, которым обладали. Существовавшее положение их вполне устраивало. Впрочем, язычники в долгу не оставались. Они презирали иудеев, считали их варварами, людьми второго сорта. Что ж, вполне понятно и логично, но, такая позиция приводила к закрытию возможности познания истины Божественного Откровения. Таким образом, взаимно воздвигнутые преграды столь же взаимно лишали обе стороны всякой выгоды и нарушали волю Бога. Впрочем, и то сказать, что обособленность иудеев не была чем-то таким уж исключительным. В те времена чёткое разделение на своих и чужих вообще было очень развито и существовало повсеместно, действуя порою даже в пределах одной этнической общности. Например, в античной Греции житель одного города в другом городе не мог рассматриваться в качестве нормального гражданина – он всегда был метеком, т.е. вторым сортом. Я уже не говорю о таком разделении, как раб-свободный – это вообще небо и земля, ибо раб не считался за человека, а был «одушевлённым орудием». И вот, на таком фоне Христос создаёт Церковь, новую общность, в рамках которой прежние разделения перестают иметь значение. «3А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. 14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду». Разумеется, это было шоком – в первую очередь для иудеев, которые вдруг оказались поставлены наравне с языческими недочеловеками. Даже для Апостолов принять сие было непросто. В результате возникали ситуации, подобные той, в которой Павел обличил Петра за нежелание есть вместе с братьями из язычников. И если даже Апостолам приходилось непросто, то что тогда говорить обо всех остальных? Впрочем, ломались преграды не только между иудеями и язычниками, но и между социальными группами, ибо раб и господин теперь могли оказаться членами одной общины, т.е. братьями во Христе… А если братья, то какое уж тут рабство… Таким образом, принятие Христа оказывалось не неким дополнением к повседневной общепринятости. Оно требовало совершенно иного мировоззрения, принципиально иного взгляда на людей, при котором места для разделений не существовало. Ведь Христос умер за грехи всего мира. Поэтому, если христианин, то брат, а если не христианин, то не презираемый недочеловек, а заблудший, нуждающийся в просвещении, в обращении к свету истины. Иисус Христос призвал Своих верных к служению всем людям, а служение, как мы уже не раз говорили, есть выражение любви, явившейся миру

Христос умер за грехи всего мира. Это означает, что любой человек может стать сопричастным совершённому Им искуплению. И, пока время Суда ещё не пришло, никаких ограничений тут не существует. Бог пока что не делит людей на овец и козлищ, т.е. не воздвигает никаких преград. Но почему тогда люди их воздвигают? Ну, с неверующих спрос невелик – они ходили во тьме как в I веке, так продолжают ходить и в XXI. Но вот почему это происходит в Церкви? Сегодня различные исповедания обособлены друг от друга сильнее, чем язычники и иудеи, и ненависти как хватало, так и хватает. Вот, например, в 1204 г. войско крестоносцев захватило и разграбило Константинополь, разорив при этом и церкви. Почему? Потому что греки не были католиками, а следовательно, были недочеловеками. В современной России очень трудно приходится всем неправославным христианам, по отношению к которым государство, с подачи определённых кругов, ведёт себя крайне подозрительно и даже агрессивно. Но какое отношение это имеет к воле Бога? Ни малейшего. Иисус Христос один, жертва Голгофы одна, народ один, Царство Божие тоже одно. И достижение такового определяется не исполнением обрядов того или иного свойства, а верой и пребыванием в воле Бога, т.е. любовью и служением ближнему. Для Христа не существенно, из какого роду-племени ты вышел, богат ты или беден, потому что все эти сущности не имеют никакого отношения к Небесному Царству. Следовательно, для Его верных это тоже не должно иметь никакого значения. Тем более, что абсолютно все люди порочны, лишены славы Божией и могут обрести благое будущее только через Иисуса Христа. Причём не какими-то личными заслугами, которых нет, а только лишь Его милостью. Соответственно, чтобы правильно относиться к людям, нам стоит смотреть не на их недостатки, а на совершенство Господа. Это очень способствует пониманию того, что перед ближним хвалиться нечем, превозноситься оснований нет. Потому что перед лицом Божественной святости ты ничем не лучше его.

Размышляя об отношениях иудеев и язычников, Павел написал: «…16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём». Если люди сопричастны Церкви Христовой, народу Божию, то враждовать не из-за чего. Но, чтобы понять сие, надо смотреть не друг на друга, а на крест Господа. И не нужно бояться говорить об этом. Сегодня существует очень много любителей воздвигать преграды, разделять, но сие не имеет никакого отношения к воле Бога, т.к. Иисус Христос «…есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду». Мир провоцирует и будет провоцировать нас на воздвижение преград, на жёсткое и непримиримое разделение на своих и чужих. Это ведь очень удобно – сваливать все проблемы, происходящие от бездарного управления, на происки внешних врагов. Но верный Божий должен преодолевать сие искушение силою Христа, ниспровергая указанные преграды там, где приходится с ними сталкиваться. Однако для того, чтобы такое стало возможным, преграды должны быть разрушены прежде всего в своём собственном сознании. Официальная пропаганда будет говорить нам нечто противоположное. К сожалению, даже поместные Церкви сегодня склонны воздвигать преграды высотою до небес. Но мы должны помнить, что существует только один Господь, одно крещение, один народ, одно Царство. Мы должны помнить, что, являясь наследниками апостолов, призваны возвещать не традиции своей деноминации, но только лишь Иисуса Христа, принявшего на Себя грехи не православных, католиков или лютеран, но грехи всего мира. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Диакон  Е.Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)