МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Марта 2010 года

Judica – 5 воскресенье Великого Поста


Иер.15, 15-20

О, Господи! Ты знаешь все; вспомни обо мне и посети меня, и отмсти за меня гонителям моим; не погуби меня по долготерпению Твоему; Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание. Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое наречено на мне, Господи, Боже Саваоф. Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования. За что так упорна болезнь моя, и рана моя так неисцельна, что отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою? На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним. И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь.

Падение советского режима привело к завершению многих уродливых явлений и процессов, происходивших в России на протяжение нескольких десятилетий. Однако, увы – вместе с недолжным ушло многое хорошее. В том числе, на смену идеалам творческого созидания, духовной устремлённости пришли идеалы чисто меркантильные, при которых ступени социальной лестницы воспринимаются в первую очередь как средство наживы. Наше время – это время людей, судорожно мечтающих о власти и могуществе. И ради того, чтобы получить желаемое, эти люди готовы на всё. Как ни странно, именно поэтому сегодня мы наблюдаем немыслимый разгул всевозможных магов, экстрасенсов и тому подобной нечисти. Спрашивается - почему? Да потому что это тоже путь для возвышения, в данном случае достигаемого за счёт обладания некими потусторонними силами. И любой самозваный гуру может очень быстро найти последователей и учеников, если даст понять, что следование за ним даст власть над какими-то сверхвозможностями, а, следовательно, и над другими людьми. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить историю процветавшего в начале 90-х «Великого Белого Братства»: двое мошенников за очень короткий срок собрали несколько сотен фанатичных последователей, ставших реальной угрозой общественной безопасности. Попытки обретения особых возможностей за счёт обладания потусторонними силами отнюдь не беспочвенные фантазии. Наш извечный враг – диавол – играя на самых низменных людских желаниях, действительно может дать силу, позволяющую их удовлетворить. Он действительно может дать своим адептам возможности, возвышающие их над обычными людьми. Примечательно, что порою от Бога ждут того же самого. Достаточно вспомнить историю Симона-волхва, пытавшегося выпросить у апостолов особые возможности за наличный расчёт. Но дары Господа даются не для возвышения над ближними, а для совершенно иных целей. И то, что даёт людям диавол, является не более чем отвратительной пародией на то, что даёт Господь. Диавольские дары даются для исполнения порочных желаний, приближающих к смерти – дары же Господа даются людям для служения истине, для шествия ко спасению и жизни. Дары диавола дают возможность укрепиться во грехе. Дары Господа дают возможность особым образом соприкоснуться с подлинной истиной и святостью и потому становится источником великой радости. Именно об этом и написал Иеремия, призванный на служение пророка: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твоё мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твоё наречено на мне, Господи…». Однако, в тот момент, когда из присутствия Божия надо идти к людям, эта радость подвергается великому испытанию. И может случиться так, что на смену радости придут совсем иные чувства. Почему так? Потому что вкусивший Божественной истины и святости становится иным и не может жить так, как живут не познавшие Творца: «Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющей на мне рукою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня негодования». Почему негодование? Да потому что, прикоснувшись к Божественной святости, немыслимо трудно видеть человеческие несовершенства и непотребства; видеть людские заблуждения, ведущие к гибели. А ещё труднее говорить обо всём этом, называть вещи своими именами, предупреждать об опасности и видеть, как твои усилия пропадают втуне, потому что тебя не хотят слушать. А бывает, что не только не хотят, но и агрессивно сопротивляются. «О, Господи! Ты знаешь всё; вспомни обо мне, и посети меня, и отомсти за меня гонителям моим … Ты знаешь, что ради Тебя несу я поругание». И вот, в результате Божий дар становится источником страданий: «Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?». Итак, на смену первоначальной радости приходит разочарование, опустошённость, отсутствие желания продолжать служение. Так случилось с пророком Иеремией, жившем за 6 столетий до Рождества Христова. В то время Божьи дары давались только отдельным избранникам. Сегодня дары Св.Духа даются каждому крещёному во имя Христово. Поэтому произошедшее с Иеремией происходит с любым носителем христианского призвания, осознавшем своё предназначение! Вначале радость, сопряжённая с открытием истины, удивительное ощущение духовного перерождения, колоссальное желание трудиться для Бога. А потом столкновение с человеческой реальностью, угасание благих намерений и превращение Божьего дара в источник неприятностей и страданий. Неверующие высмеивают тебя или вообще отказываются слушать. Псевдоверующие, рассуждающие о некоем «боге в душе» и живущие своими представлениями, не имеющими ничего общего с подлинным откровением Всевышнего, может быть и слушают, но не воспринимают, потому что истина им попросту не нужна. И, наконец, хуже всего то, что ты видишь внутри самой Церкви. Ты приходишь в общину, думая найти частицу Божьего Царства, чистоту и святость, а вместо этого находишь дурную пародию на мир. Игры в политику, злоба и сплетни, противостоящие группировки, непонимание того, что есть Церковь и зачем сюда приходят. Как выразилась одна наша прихожанка, «я прихожу сюда, чтобы слушать музыку немецкого языка». И вот, невольно задаёшься вопросом, зачем я здесь? Что я тут делаю и кому это нужно? Тот, кто хоть когда-нибудь действительно пытался жить для Бога и служить Ему, тому это состояние должно быть знакомо. Скверное состояние. Оно может лишить всякого желания что-то делать, махнуть на всё рукой и утонуть в безразличии. Но поступить так означает проиграть ту духовную битву, которую ведёт каждый истинный служитель Господа. И вот, подобно Иеремии, мы вопрошаем Бога: «Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою?». На это вопрос Господь ответил Иеремии: «Если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим … и… будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе…». Таков ответ Бога ветхозаветному пророку. А что делать нам, служителям новозаветного времени? Взирать на Распятого Христа. Посмотрите внимательно на Его изображение, находящееся у нас в алтаре. Это не предмет интерьера, к которому можно привыкнуть и не замечать. Это напоминание о реальности и символ реальности – реальности Божьей любви, отдающей себя за нас. Я говорю не «отдавшей», но «отдающей», потому что жертвенная любовь Бога продолжает действовать и сегодня. Но только чтобы заметить её, надо смотреть не на мир, а на Христа. Иеремии было сказано: «Если ты обратишься, то Я восставлю тебя». То же самое надлежит делать и каждому из нас: обратиться ко Христу, сделав Его и общение с Ним постоянной составляющей своего бытия. И тогда придёт сила, дающая возможность исполнять своё призвание даже в условиях неприятия и отторжения. Когда тебя не слышат, не хотят слышать, это тяжело и неприятно, но что эта тяжесть в сравнении с возможностью возвестить истину, стать исполнителями Божьего замысла и ощутить единство с Творцом всего сущего! Обращение ко Христу, к Его поддержке – единственный способ выстоять и не поддаться искушениям, побуждающим оставить служение, отступиться от Господнего пути! «И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя». У каждого из нас много дел, но тем не менее, насколько бы они ни были важны, нужно находить время для Бога – особенно сейчас, в дни Великого поста. Отпуск, полагающийся каждому работающему, даётся для того, чтобы человек мог восстановить силы и нормально трудиться. Встреча верующего с Богом – тот же самый отпуск, позволяющий восстановить духовные силы, дабы затем идти и совершать то, для чего Господь поставил нас в этот мир. Мы призваны приходить к Богу, дабы восстанавливать своё первоначальное духовное состояние: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твоё мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твоё наречено на мне, Господи…». В этом общении с Богом, в постоянном возвращении к Нему – залог нашей грядущей победы, и памятуйте о том, что проигранное сражение ещё не означает проигранной войны. Аминь.


Хоралы:

  • O Mensch, bewein dein Sünde groß
    О, человек, оплачь свой грех
    (EG-76  EKG-54  SB-136 )
  • Wer nur den lieben Gott läßt walten
    Кто Богу дни свои вверяет
    (EG-369  EKG-298  RDGB-90  SB-387 )
  • Schweiget alle, die ihr sterblich
    Пусть умолкнут страсти земные
    (SK-191  SB-225 )
  • Ich danke dir für deinen Tod
    Благодарю Тебя, Христе
    (RDGB-48  )

Другие проповеди по этому же поводу:

17 Марта 2024 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
03 Апреля 2022 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Пастор  Е. Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)