МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Апреля 2019 года

5 Воскресенье Великого Поста


Дорогие братья и сестры,
Когда изучаешь Священное Писание, в глаза бросаются два интересных момента. Во-первых, в Писании очень часто описывается, как люди проходят через суровые испытания. Такие испытания, которые не каждому из нас было бы под силу пройти.
Во-вторых, в Писании часто описываются сверхъестественные события. И очень часто – именно в контексте тех самых историй о суровых испытаниях. Трудная борьба, угроза жизни, опасность, но затем – сверхъестественное избавление, избавление Божьей Силой и Божьей Милостью.

Читать о таких испытаниях, равно как и о сверхъестественных событиях – и очень легко и очень трудно одновременно. Легко – потому, что в таких историях описывается Сила и Милость Всемогущего Бога. После этого ты понимаешь, что Бог Ветхого и Нового Завета – это такой Бог, на которого можно уповать.

Однако, трудно читать об этих испытаниях и о сверхъестественном по следующим причинам. Во-первых, для нашего обыденного сознания, «замылившегося» от рутинной окружающей действительности, любого рода истории о сверхъестественном - всегда вызов.

А во-вторых, когда читаешь об испытаниях – невольно задаешь себе вопрос: а что бы я сделал в такой ситуации? А смог бы я выстоять в таких страшных условиях? Такие истории об испытаниях – отличный повод хотя бы мысленно выйти из обыденного круга ежедневного бытового комфорта.

Поэтому я убежден, что такого рода испытания и такого рода сверхъестественные события для нас с Вами – читателей Священного Писания – описаны не без причины. Я убежден, что через них Господь хочет каждого из нас чему-то научить.

Вот и сегодня перед нами именно такая сверхъестественная история. История об испытании, через которое прошел Божий верный – пророк Даниил. Но это и история о чудесном избавлении, в которую некоторым может быть нелегко поверить.

С чего начинается эта история Даниила: тогдашний персидский царь (в Писании он назван Дарием Мидянином) под влиянием своих советников выпускает приказ, запрещающий обращаться в молитве к каким-либо другим божествам, кроме себя самого. Даниил – один из самых мудрых и уважаемых людей в его государстве – этому приказу не подчиняется.

Но мало того, что Даниил не подчиняется. Он упорно (можно, наверное, даже сказать, демонстративно) «гнет свою линию». Трижды в день он у открытого окна на виду у всех преклоняет колена и молится Богу Израиля. Показывая таким образом, что он правильно расставляет приоритеты: Завет Всемогущего Бога для Даниила важнее, чем указ царя, возомнившего себя «богом».

Для врагов Даниила которые только и ищут предлог чтобы обвинить его перед царем это прекрасная возможность. И вот эти самые враги доносят на него царю, в результате чего Даниила приговаривают к весьма садистской казни – сбрасывают в ров с голодными хищниками: «Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя!» (Дан 6:16).

Эти слова царя - очень интересная деталь. Они показывают, что и сам царь видит, насколько Даниил смел и насколько непреклонен. И Даниил настолько смел и непреклонен, что глядя на его поведение, даже сам царь начинает сомневаться в своей правоте. Дарий Мидянин и раньше, еще в начале этой истории, опечалился, когда узнал об обвинении против Даниила. Но вот теперь царь просто не находит себе места.

Когда ты видишь человека, настолько настойчиво «гнущего свою линию» и настолько спокойно идущего на верную смерть – невольно начинаешь задумываться: а не стоит ли за его верой и за его непреклонностью какая-то реальная Сила?

И вот, после такого поступка царь не находит себе места. Он проводит бессонную ночь, видимо в сомнениях и волнениях. А наутро - идет к тому самом львиному рву, куда по его приказу бросили Даниила: «подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» (Дан 6:20-22).

И, как говорит нам Писание, тот факт, что Даниил остался жив и что львы не смогли ему ничего сделать, сильно меняет мировоззрение царя. Одно дело – колебаться или сомневаться в собственной правоте, такое со многими бывает. Но совсем другое дело – получить вполне «эмпирическое» подтверждение того, что ты не прав. И вот, после этого происходит коренная перемена во взглядах царя: «После того царь Дарий написал всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: «Мир вам да умножится! Мною даётся повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов» (Дан 6:25-27).

Вывод, который мы можем сделать из истории Даниила, достаточно прост. История о Данииле – это история о непреклонности, смелости и верности Богу. Такой смелости и непреклонности, которой не каждый из нас смог бы похвастаться, но к которой каждому из Божьих верных следует стремиться.

Избавление Даниила от зубов хищников это триумф Божьей правды. Это свидетельство о Силе Всемогущего Бога, который оберегает и хранит тех, кто верен ему. И тем из нас, кто сталкивается в этой жизни с суровыми испытаниями, думаю, следует почаще перечитывать эту историю Даниила. Почаще вспоминать его слова, исполненные твердой веры: «пред [Богом] я оказался чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления».

Ну что же. Вот здесь, наверное, можно бы и закончить проповедь.
Если бы не одно «но». А именно: какое отношение ко всему этому имеет Христос?

Позвольте, я поясню. Твердую веру, непреклонность, смелость и чистую совесть может демонстрировать (будучи, например, несправедливо обвинённым) и мусульманин, и иудей, и даже язычник или безбожник. Я думаю, даже коммунист может демонстрировать непреклонность и готовность «пострадать за правду» (во всяком случае, в том виде, в котором он ее понимает). И вера во Христа ему для этого не нужна.

Так при чем же здесь Христос? Тем более, что тема нашего сегодняшнего богослужения: «Христос, закланный за нас»?

Можно ли найти какие-то параллели между тем, что пережил Даниил и тем, что пережил наш Спаситель во время суда в Синедрионе и последующих Крестных страданий?

Давайте попробуем разобраться.
Даниил – пример праведности, непреклонности и смелости. Пример твердой веры и преданности Богу. Он, как мы уже видели, настойчиво «гнет свою линию». Он идет до конца. Его цель - исполнение Божьей воли несмотря ни на что (вспомним, как он демонстративно молился у открытого окна, несмотря на царский запрет!). И ради истины он готов идти на смерть: «перед [Богом я оказался] чист, да и перед тобой, царь, я не сделал преступления».

И, как мы с Вами уже убедились, смелость и непреклонность Даниила, его чудесное избавление – все это очень сильно меняет мировоззрение царя Дария: «Он [Бог Даниила] есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно».

И вот, к тому, как ведет себя Даниил и к тому, как он проходит все испытания, а также и к тому, что стало их результатом - думаю, можно вполне применить слова Христа, которые являются девизом сегодняшнего богослужения. На тайной вечере Господь молится Отцу о своих учениках и говорит: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин 17:19).

Можно сказать, что и Даниил тоже «посвящает себя». Чтобы все кто стал свидетелем его чудесного избавления были «освящены истиною». Это полное самозабвение и готовность ради Божьей Истины идти до конца.

Разумеется, между Даниилом и нашим Господом и Спасителем есть и существенные различия:
Даниил твердо верит. А у нашего Господа не было необходимости «верить» - в том смысле, в котором мы можем сказать: «я верю». У Бога Сына, Единосущного Отцу в том чтобы «верить» не было необходимости.
Даниил показывает себя как несправедливо обвиненный праведник. Но у Христа не было необходимости стремиться к праведности в том смысле, в котором можем стремиться к праведности мы. Потому, что Христос Сам и был воплотившейся Божьей Праведностью.

А вот сходства, которые мы можем наблюдать между Даниилом и нашим Спасителем – гораздо интереснее.
Христос, как и Даниил, проходит через очень суровые испытания. На суде в Синедрионе он точно так же мог бы сказать: «пред Богом Я чист, да и перед вами (народом) Я не сделал преступления». И тем не менее, наш Господь несправедливо обвинен и осужден.
Далее, другое испытание, гораздо страшнее – издевательства, бичевание. Голгофа – позорная смерть. Христос – действительно воплотившаяся Божья Истина и Божья Праведность. Однако, не следует думать, что Голгофа далась ему как-то «легко и без напряжения». Моление в Гефсиманском саду свидетельствует об очень сильной внутренней борьбе, о вполне реальном предчувствии того страшного события, которое нашему Господу предстояло пережить.
И Христос, как и Даниил, тоже идет до конца. Несмотря на все напряжение, на кровавый пот в Гефсиманском саду и на весь тот ужас, который мы ясно чувствуем в Его Гефсиманском молении.
Наконец, как и чудесное избавление Даниила, Воскресение Христа – тоже свидетельство Божьей Силы и победы Божьей Правды. Такое свидетельство, к которому действительно можно применить слова Христа: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною».
Благодаря чудесному избавлению Даниила был освящен истинною Дарий Мидянин и его подданные. И точно так же благодаря воскресению Христа, посвятившего себя за своих учеников (а также и за нас с Вами) освящены истинною множество людей в нашем грешном мире – из всех народов, языков и племен.

Ну что же, какие практические выводы можно сделать из всего, что было сказано выше?
История Даниила учит нас смелости, непреклонности и верности Богу. Каждому из нас, когда ему (или ей) предстоят тяжелые испытания, хорошо бы перечитывать эту историю и размышлять над примером Даниила. Особенно над той фразой, которую бросил ему обратившийся впоследствии Дарий Мидянин: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасёт тебя!».

Однако, не менее важно – и во время испытаний и во время, когда Господь милостиво дарует нам спокойствие и мир – помнить о тех словах Спасителя, которые, как мы сегодня видели, вполне могут быть применены и к истории Даниила: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною».

В посвящении себя и есть смысл христианской жизни и христианского служения, пример которого нам явил наш любящий Господь, взошедший за нас на крест и принявший на себя наши грехи.

Поэтому историй о суровых испытаниях, которых много в Священном Писании, не следует страшиться. А историям о чудесном и сверхъестественном – не следует удивляться. Господь именно через такие истории показывает нам, с одной стороны - смысл нашего служения (а любое служение есть «посвящение себя»), а с другой - Свою Великую Милость: «потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, и совершает чудеса и знамения на небе и на земле». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 07.04.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

17 Марта 2024 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
03 Апреля 2022 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)