МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Марта 2009 года

Judica – пятое воскресенье Великого Поста


Евр.7, 24-27

<Иисус>, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и преознесённый превыше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

Священство в Иудее ведёт своё начало со времени Исхода, когда, по непосредственному волеизъявлению Всевышнего, первосвященником был поставлен Аарон, брат Моисея. И с самого начала оно занимало совершенно особенное положение. Прежде всего, хотя бы тем, что, в отличие от языческого жречества, было полностью наследственным. Никто, кроме рода Аарона, не мог принадлежать к священству, и только прямой потомок Аарона мог занимать место первосвященника. Священники были посредниками между Богом и избранным народом. Глава священнического клана – первосвященник – занимал ещё более возвышенное положение. Именно он обладал тем, что в современных терминах можно было бы обозначить как «канал прямой связи с Богом», ибо посредством упоминаемых в Писании «урима и туммима» имел возможность непосредственного вопрошания Господа. У того же первосвященника было ещё одно, совершенно особенное предназначение – очищение народа от грехов. Народ Израиля был особенным народом – народом избранным, народом, предназначенным для служения Богу. Поэтому в нём должна была поддерживаться святость, делавшая его пригодным для такового служения. Однако, как мы уже не раз говорили, избранность как таковая, отнюдь не делала израильтян праведными. Они постоянно грешили, причём сейчас я имею в виду не о какие-то обычные грехи, без которых не обходится ни один день бытия, а вполне сознательное отпадение от Истинного Бога ради хождения вослед богов иных, т.е. впадение в язычество и идолопоклонство. Это отпадение оскверняло людей, делая их непригодными для служения Всевышнему. Именно поэтому раз в год первосвященник приносил особую жертву очищения, целью которой было возвращение народу святости, необходимой для пребывания в единстве с Творцом. Жертвы приносились снова и снова, и снова народ ввергался во грех, сводя на нет их действенность.

Верность Богу определялась не только неучастием в идолопоклонстве. Верность реализовывалась ежедневно через исполнение установлений Закона. Причём было возвещено, что человек, который сумеет исполнить все требования, предъявляемые к человеку Господом, в глазах Бога будет святым и праведным. Не следует думать, что все иудеи впадали в идолопоклонство. На протяжении столетий было множество людей, искренне стремившихся к праведности и ради обретения таковой старавшихся преуспеть в исполнении предписаний Закона. Они старались, но так и не преуспели, хотя иногда и полагали обратное. Безосновательность подобных надежд подтвердил Сам Господь, когда во ипостаси Иисуса Христа сошёл в сей мир. Он подтвердил то, о чём уже задумывались люди, старавшиеся быть верными Богу: греховность человека постоянна. Она постоянна, потому что в каждый день бытия любой человек так или иначе нарушает волю Всевышнего, а таковое отступление и есть грех. Неважно, велик он или мал, совершён деянием или помышлением. Любой грех разъединяет человека и Бога. Следовательно, отсутствие праведности является постоянной величиной и никакая человеческая жертва не была способна изменить это положение. Жертвы повторялись снова и снова, даруя очищение, но уже в следующий момент грех стирал эфемерную праведность и всё возвращалось на круги своя. Они повторялись снова и снова, но так и дали то, ради чего приносились. И тогда Господь взошёл на Голгофу - взошёл, чтобы принести жертву, которая не потребует повторений. Он взошёл на крест, дабы принести жертву, которая и 2000 лет спустя будет столь же действенна, как и в момент совершения. Он предал Себя на распятие, дабы любой человек, омывшийся Его Кровию, обрёл благодать, оправдание и свободу. Причём обрёл не на время, а навсегда.

Сегодняшее воскресение называется Judica, по первым словам положенного на этот день Псалма 42 «Суди меня Боже…». Размышляя над Священным Писанием, человек часто обращается к теме суда Божия – в особенности Страшного Суда, которым завершится нынешний этап мироздания. Это естественно, ибо нормальный человек думает не только о том, что есть, но и о том, что будет – он задумывается о последствиях своих деяний. Именно поэтому Слово Божие уделяет много внимания теме Последнего Суда, способствуя ответственному отношению к текущей действительности. Однако, зачастую Суд Божий понимается совершенно превратно. Многие полагают, что Страшный Суд будет подобием земного суда, на котором выступают обвинители и защитники, а судья, выслушав все стороны, выносит приговор. Такие воззрения можно понять, но не надо их принимать, ибо они ошибочны. Дело в том, что не Бог будет судить человека. Человек судит себя сам. Жертва Христа – единственная сущность, способная оправдать человека, уже принесена. Тот, кто принимает её, присоединяет себя к числу имеющих надежду на оправдание. Отвергающий сам вводит себя в число проклятых, осуждённых. Однако, что означает выражение «принять жертву Христа»? Принятие Голгофской жертвы Спасителя означает не какие-то внешние сущности, но внутреннюю перемену, происходящую по причине того, что человек по-настоящему, до конца поверил Богу и принял Его Слово как данность. Есть люди, которые говорят «я верую», т.е. «я доверяю», но при этом ведут себя так, как будто никогда не слышали о Христе и ничем не отличаются от безбожников. Но это уже не вера. И тот, кто поступает так, когда называет себя верующим, лжёт. Результат будет соответствующим, т.е. плачевным. Как-то раз мне рассказали о военном полигоне, который, как это нередко бывает, находился в относительной близости от населённых пунктов. Вокруг него были расставлены соответствующие предупреждения, говорившие о недопустимости приближения к его территории. С этими предупреждениями никто не спорил. На словах. Но дела свидетельствовали о неверии указанным предупреждениям, ибо местное население, дабы не утруждать себя долгой дорогой, периодически срезало расстояние, пользуясь коротким путём, проходившем внутри запретной зоны. И вот однажды два человека воспользовались этим коротким путём в тот самый момент, когда на полигоне шли артиллерийские стрельбы. Снаряд разорвался не близко, но отлетевший при взрыве осколок начисто срезал голову одному из нарушителей. Случайность? Нет. Вполне закономерный результат ложной веры – веры на словах. Кто виноват в смерти этого человека? Никто иной, кроме него самого. Он осудил себя сам. Он сам обрёк себя на смерть в тот момент, когда пренебрёг словом предупреждения об опасности и вступил на запретную территорию.

Люди непостоянны. Сегодня человек предлагает тебе помощь, а завтра проходит мимо с полным равнодушием; сегодня клянётся тебе в любви, а завтра отталкивает с отвращением; сегодня даёт тебе слово, а завтра отказывается от него. Люди тленны. Сегодня человек с нами, а завтра смерть уносит его и все обязательства, взятые им, перестают действовать. Иисус постоянен, и жертва, принесенная Им, действует сегодня так же, как и двадцать столетий назад. «А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.». Христос с нами во все дни до скончания века, и во все дни Он очищает нас от греха, делая нас пригодными для служения Богу, пригодными для Царствия Небесного. Христос постоянен – наше доверие к Нему непостоянно. Именно поэтому мы и совершаем так много недолжного. Это грустно, потому что тем самым Его обесцениваются Его любовь и его страдания. Однако, дело даже не только в этом. Отсутствие доверия ставит под вопрос наше будущее, нашу жизнь, нашу вечность. Иисус сделал всё для того, чтобы дать нам искупление и очищение. Теперь всё зависит только от нас. Ибо никто кроме нас самих не может принять искупление, совершённое нашим вечным Первосвященником. Принять, довериться Ему и сделать совершённое Им сущностью, определяющей жизнь в этом мире. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 06.04.14




Другие проповеди по этому же поводу:

03 Апреля 2022 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Диакон  Е.Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)