МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Апреля 2025 года
Judica
Мф. 21:33‐43
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдём, убьём его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.
Сегодняшнее размышление хочу начать с вопроса, который может показаться еретическим. Вопрос звучит так: действительно ли непреложны ли обетования Бога? Всегда ли они исполняются? Задать такой вопрос побуждает судьба иудейского народа, которому было дано множество обетований относительно его избранности, и всевозможных благ и благословений, которые над ним пребудут. Но вот, мы смотрим на историю избранного народа и видим нечто обратное: рассеяние, разрушение Храма, гонения со стороны разных народов и многое другое совсем не лучшего свойства. Так как же быть с Господними обетованиями? Представьте, несмотря на все проблемы иудеев, обетования Бога действительно непреложны и действительно исполняются. Однако, всегда надо вникать в них до конца. А то можно попасть в положение человека, подписавшего договор, но при этом не прочитавшего абзацев, напечатанных мелким шрифтом и по этой причине сильно пострадавшего. Как раз такую ошибку совершили иудеи. Во всех относящихся к ним обетованиях, они увидели только перечень благословений и пришли к выводу, что сие будет им дано безотносительно всего остального, в т.ч. их собственного поведения. Ну, а раз так, то можно расслабиться и делать всё, что угодно. Например, не слушать или вообще гнать пророков. Или убить Сына Божия. Всё равно ничего за это не будет. Но, дело в том, что обетования Божии не столь однозначны, как может показаться. Они выглядят примерно так: вам будет благо и благословение в том случае если… Вся суть именно в этом «если». Например: вас будет сопровождать Господне благословение, если вы будете хранить верность Богу. Так вот, представьте, в каждом обетовании есть своё «если», что вполне естественно, т.к. не может быть игры в одни ворота. Бог даёт блага, но не просто так. Нужно уметь использовать их правильным образом, а, кроме того, нужно соответствовать статусу носителя таковых. Т.е. получение даров от Бога налагает определённую ответственность. А если не хочешь нести ответственности, то дары могут быть отняты или их неправильное использование станет источником не благословения, а проклятия. Именно об этом напоминает услышанная сегодня притча о злых виноградарях, которые получили в своё распоряжение виноградник, но не захотели нести сопряжённую с этим ответственность. Результат для них оказался самым прискорбным: «Итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». В практическом выражении это означало, что, благословляя иудейский народ и открывая перед ним вечность, Бог наложил на него и ответственность, ожидая определённых результатов. Но результаты получились обратные желаемым. Ну что ж, в таком случае все свободны, Божье Царство будет открыто другим. И кто бы и что бы по этому поводу ни говорил, слово Христа звучит совершенно однозначно: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Ну а вы можете упорствовать и дальше. А теперь вопрос: в какой мере притча о виноградарях, а в особенности её практическое следствие относиться к нам? Ведь мы же не иудеи…
Да, мы не иудеи, но актуальность притчи сохраняется. Потому что обетования Нового Завета также имеют свои «если». Например, обетование гласит, что мы получаем оправдание не по заслугам, а как дар. Какое же здесь «если»? Вера. Оправдание даётся через веру, через доверие Богу. Как сказано в Писании, Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность. Соответственно, если человек не доверяет Богу, то, тем самым, исключает себя из обетования. Что же касается принадлежности к видимой Церкви, то это отнюдь не индульгенция, освобождающая от любой ответственности. Чтобы куда-нибудь поехать, мало купить билет – ещё нужно придти на вокзал и сесть в поезд. Итак, какое же «если» прилагается к обетованиям Нового Завета как таковым? Только что упомянутая вера. А вера есть ни что иное, как доверие Богу. Причём сие доверие - не какая-то абстрактная категория. Доверие Богу – это образ жизни, в котором Божьи принципы становятся основой повседневности. Что же это за принципы? Любовь к Богу и ближнему, служение Богу через ближнего. Бытие такого рода становится возможным благодаря действию Св.Духа, для Которого нужно себя открыть. Это – самое главное. Церковь, т.е. народ Божий, должна быть зримым свидетельством красоты Божией любви. И это свидетельство должно быть не в абстрактных рассуждениях, а в практических делах повседневности. Должно быть, но есть ли? Вместо светоча любви мы видим формализм и обрядоверие, удушливую атмосферу отвлечённых и никому не нужных богословских споров. А злобу и ненависть внутри Церкви можно встретить такую, что не снилась даже язычникам и безбожникам. И вот, складывается совершенно парадоксальная ситуация: люди, считающие себя христианами, ведут себя самым паскудным образом, но при этом почему-то уверены в спасении, в своём участии в Божьем Царстве. А с чего, собственно? Человек может стать участником Божьего Царства, если… Но этого «если» как раз и нет. Так с чего тогда Божье Царство?
Отто фон Бисмарк сказал: «На своих ошибках учатся только дураки». Разумеется, для того, кто идёт абсолютно новым путём, это не актуально, потому что он не может опереться на опыт предшественников за отсутствием таковых. Но в том-то и дело, что наш путь совсем не нов. Им уже прошло великое множество народа, о чём свидетельствует Св.Писание. Причём свидетельствует двояко, т.е. давая как положительные, так и отрицательные примеры. Так что у нас есть все возможности понять, в чём заключалась главная ошибка как иудеев, так и живших перед нами христиан – понять, чтобы не повторить её. Потому что иначе можно лишиться участия в Господних обетованиях. Иудеи считали, что все не-иудеи не имеют доступа к Богу и к участию в Его благодати. Они ошибались. Христиане, считающие себя уже спасёнными или имеющими гарантию спасения тоже ошибаются, потому что Бог открывает врата вечности не тому, у кого из кармана торчит свидетельство о крещении, а тому, кто правильно понял волю Божию и принёс ожидаемые Господом добрые плоды. «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Марта 2024 - Judica (Пастор Д. Лотов)
03 Апреля 2022 - Judica (Пастор Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Пастор Е. Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)