МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Марта 2018 года
Judica
Мф.21, 23-27
И когда пришёл Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
Сегодняшнее воскресенье называется Judica по первым словам предписанного на этот день 42-го Псалма: Judica me, Deus – Суди меня, Боже. Человек перед судом Господа… Эта тема является одной из важнейших в Новом Завете. Согласно традиционному представлению, обоснованному Св.Писанием, сей суд совершается после всеобщего воскресения. Евангелист Иоанн в Книге Откровения пишет: «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». Итак, Бог всех собрал, все дела рассмотрел, взвесил и, в зависимости от результата, либо осудил, либо оправдал. И мало кто задумывается над тем, что на самом деле всё выглядит несколько иначе. Ибо Бог не столько судит, сколько констатирует результаты того суда, который человек совершает сам над собой. Не Бог судит нас, но мы сами себя судим. Именно об этом напоминает сегодняшнее Евангелие.
Первосвященники и старейшины вопросили Иисуса о том, какой властью Он совершает Свои деяния. Сие вопрошание было чистейшей провокацией. Её предприняли для того, чтобы обвинить Спасителя в присвоении Божественных полномочий, т.е. в богохульстве, в умалении величия Бога. Такое уже было. Когда Господь сказал исцеляемому расслабленному «прощаются тебе грехи твои», окружающие тут же насторожились и сказали «кто может прощать грехи кроме одного лишь Бога?». Но Господь, видя помышления Своих противников, задаёт им встречный вопрос о крещении Иоанна. Этот вопрос – ловушка, потому что Иоанн публично указал на Иисуса, как на Агнца Божия, берущего на Себя грехи мира. А такое указание значило очень много - ведь Иоанн не только был пророком, но и почитался именно в таком качестве. Поэтому противники Христа в полной растерянности и не знают, что делать. «Они же рас-суждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка». Остаётся только одно – уйти от ответа. Что они и делают: «И сказали в ответ Иисусу: не знаем». И вот, в этот момент, этим ответом они совершают суд над собой. Ведь перед ними поставлен выбор – принять Иисуса или отвергнуть. А сделать сие можно не только прямым ответом «да» или «нет». Уходя от прямого ответа, они точно также отвергают Спасителя, отвергают явно и преднамеренно. И тем самым осуждают себя перед Богом, ибо, как говорит Иисус, «…кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами».
Что из этого следует? Нечто весьма важное. Суд Божий не есть дело не-коего отдалённого будущего – он совершается уже сейчас, причём над каждым человеком, в т.ч. и над каждым из нас. Я принимаю Иисуса или я отвергаю Его? Естественно, что каждый, считающий себя христианином скажет, что принимает, признаёт как Христа. Но будет ли сказанное правдой? Простой пример: собрались канадские лютеране на синод и стали решать вопрос – допустить в Церкви однополые браки или нет. Те, кто высказался в поддержку – признают ли они Иисуса Христом, если одобряют то, что Бог назвал мерзостью? Принимают они Его, как Господа или отвергают? Очевидно, что отвергают - и тем самым совершают суд над со-бой, потому что нельзя одобрять то, что Бог считает мерзостью, и полагать, что Он позволит не только безнаказанно попирать Его волю, но и учить других совершать сие. Это, конечно, крайний случай, но не надо думать, что в повседневности не происходит ничего подобного. Ещё как происходит. Причём в каждый день, потому что каждый день и даже не один раз человек оказывается перед выбором: принять Иисуса или отвергнуть. В «литургии часов» в один из дней есть молитва, в которой Бога просят о том, чтобы каждое деяние имело начало в Нём и по завершении было Им принято. Т.е. смысл в том, чтобы в каждом деянии выбирать Иисуса, говорит Ему «да». И не в каких-то глобальных свершениях, а в самых обычных делах, даже в ме-лочах. Слышал от одного священника в Минске о таком случае. Перед мессой человек сидит в костёле, сосредоточенно молится. Всё просто замечательно. Но вот подходит к нему другой человек и что-то спрашивает. И что же? Вся благоговейность тут же исчезает – благочестивец как бешеный, со страшной злобой набрасывается на вопрошавшего – типа не мешай. Спрашивается, кому после этого нужны его молитвы и зачем они нужны? Господь заповедал любить ближнего, а этот человек явил ненависть – разве он выбрал Иисуса? И тем самым он совершил суд над собой. Тем самым он себя осудил.
Великий Пост как период Церковного года приближается к завершению, но как духовное делание в жизни верующего он не должен заканчиваться никогда. Если помните, в первое воскресенье Поста мы говорили о том, что каждый из нас должен оценивать себя перед лицом Божиим, дабы понять, является он деревом, приносящим добрый плод или пустоцветом; он с Иисусом или против Него. Ведь очень часто бывает так, что, совершая некое деяние, понимаешь, что оно не очень-то угодно Богу, однако продолжаешь делать, что делал, потому что тебе по каким-то причинам совершаемое нравится. А когда, скажем, в Пост, приходит время осмысления, то начинаешь вилять наподобие первосвященников и старейшин народных, пытаясь себя оправдать. Но тем самым ты совершаешь над собой суд, как совершили его первосвященники и старейшины. Не надо вилять. Крещение Иоанново было с небес или от человеков? Тут нет третьего варианта. Либо одно, либо другое; либо «да», либо «нет». А если начинаешь вилять, пытаясь уйти от прямого ответа, если не говоришь ни «да», ни «нет», то тем самым всё равно говоришь «нет». А, следовательно, сам себя осуждаешь. И, что самое скверное, тем самым опять-таки идёшь против Бога, потому что стремишься к смерти, а Бог хочет, чтобы ты жил. Поэтому не надо упорствовать. Когда понимаешь, что, подобно первосвященникам и старейшинам, не можешь дать прямого ответа, то это означает, что твой путь неправильный. А следовательно нужно остановиться, покаяться и изменить ситуацию. Вопрос «крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» звучит и сегодня. И да сохранит нас Господь от ответа «не знаем». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
17 Марта 2024 - Judica (Пастор Д. Лотов)
03 Апреля 2022 - Judica (Пастор Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Пастор Е. Романенко)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)