МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Апреля 2022 года

Judica


Мк.12, 1-12
1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2. И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3. Они же, схватив его, били и отослали ни с чем.
4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: «постыдятся сына моего».
7. Но виноградари сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше».
8. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10. Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла:
11. это от Господа, и есть дивно в очах наших»?
12. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Случалось ли кому-нибудь из вас переживать предательство? Я разумею ситуацию, когда вы тесно связаны с каким-либо человеком: заботитесь о нём, ради него идёте на жертвы в ущерб себе - словом, делаете для него всё, что в ваших силах. Он со своей стороны всё принимает, находится с вами в наилучших отношениях, но вдруг ради собственной выгоды даёт вам подножку и, преспокойно переступив через вас, идёт своим путём. Не желаю никому такое пережить. Но тот, кому всё же пришлось через сие пройти, на всю оставшуюся жизнь запомнит ощущение не столько даже гнева, ярости, сколько боли и недоумения. В подобных случаях вполне естественно желание полностью вычеркнуть такого человека из своей жизни и никогда более не видеться с ним.

Бывает и по-другому. Бывает, что человек не совершает вопиющих подлостей, но всё время подводит в мелочах, так что любая попытка опереться на него заканчивается плачевно. Одна мелочь, другая – и вот в душе постепенно начинает расти и накапливаться усталость. Не злость, а именно усталость. Наконец, следует очередное деяние, переполняющее чашу терпения, и мы говорим: довольно, с меня хватит, этот человек для меня больше не существует. И, даже если провинившийся будет прощён, если мы снова войдём в общение с ним, прежнего доверия уже не будет никогда. Предательство есть ни что иное, как обман довериия. Именно о таком обмане идёт речь в притче, услышанной сегодня в Евангелии от Марка. Хозяин насадил виноградник, обустроил его всем необходимым и доверил его виноградарям, а они убили его слуг и сына, дабы завладеть имуществом. Это обман доверия, это предательство.

Евангелист сообщает, что после того, как Господь сказал Свою притчу первосвященникам, книжникам и фарисеям, они « …старались схватить Его, но побоялись народа; ибо поняли, что о них сказал притчу…». Этим подчёркивается особый характер причти, представляющую собою не отвлечённую аллегорию, а образное описание взаимоотношений Бога с избранным народом. Хозяин виноградника – Сам Господь, Который вывел Свой народ из Египта, даровал ему землю, создал все условия для нормальной жизни и пожелал в ответ только одного – взаимности и верности. Но народ не воздал должного Господу Богу Своему. Народ предал Его. Когда же Господь послал Своих слуг – пророков – то как с ними обошлись? Разве прислушивались к их словами, разве переставали творить и умножать беззаконие? Ведь не просто так, взирая на Иерусалим, Иисус сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе…». Наконец, Господь посылает Своего Единородного Сына. Что с Ним делают? После неправедного суда и глумления пригвождают ко кресту. В притче хозяин предаёт виноградарей смерти, а сам виноградник отдаёт другим. Очень грозное предостережение, но его не поняли, а потому не вняли. И тогда совершилось предсказанное: убийством Христа преисполнилась чаша долготерпения Божия и, подобно тому, как хозяин виноградника передал его другим людям, так Господь отнял от иудеев их избранничество и передал его другим. «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла…». Избранный народ отверг Сына Божия, но Его приняли те, кто ранее не ведал об Истинном Боге. Христос стал главою угла нового избранного народа Божия, имя которому Святая Соборная и Апостольская Церковь. Таков смысл притчи, поведанной Христом.

Но если притча представляет собою историю взаимоотношений Бога с народом Иудейским, то какое отношение она имеет к нам? Тем более, что события, о которых в ней говорится, давно отошли в прошлое. Самое прямое, ибо слово Христа обращено к людям всех времён и народов, и горе тем слепцам и лжеучителям, которые, ссылаясь на давность лет, утверждают, что нам уже не нужно исполнять то, что требует от нас Писание!

Я не случайно начал сегодняшнее рассуждение с разговора о предательстве, потому что, если мы посмотрим на историю иудейского народа в свете притчи, то увидим, что вся она представляет собою цепь предательств по отношению к Господу. Когда иудеи готовились ко вступлению в обещанную им землю, пророк Моисей предупредил их, что, если народ предаст Бога и отступится от Него, то и Бог отступится от народа и предаст его проклятию. Подобно хозяину виноградника, Бог терпел долго, но исполнилась мера и свершилось предсказанное Моисеем.

Виноградник теперь принадлежит другим виноградарям – он принадлежит нам. Более того. Любой желающий может придти и трудиться в нём – хозяин не спросит, пришёл этот человек утром, днём или ближе к вечеру. Если ты пришёл с искренним чувством и честно работал, твоя награда тебя не минует. Но не получается ли иногда так, что вместо работы мы предпочитаем полежать где- нибудь в тени? Можно кинуть в пророка камнем, а можно просто проигнорировать сказанное им – результат будет один и тот же. Поэтому и то и другое - предательство по отношению к пославшему пророка. Мы не бросаем камнями, но всегда ли следуем пожеланиям хозяина виноградника?

Говоря языком причти, есть люди, которые в то время, пока остальные трудятся, лежат где-нибудь в тени и прохладе, а хозяин, видя это, ничего не говорит, разве что пожурит. И они, вместо того, чтобы попросить прощения и приступить к труду, говорят себе: а почему бы и не полежать, почему бы не побездельничать? Хозяин добрый, он всё простит. А может быть даже не столько добрый, сколько попросту слабый и ничего не может сделать? Тогда тем паче нет смысла напрягаться. Но тот, кто так думает, обманывает сам себя – Бог поругаем не бывает. Он долготерпелив и милостив, но и Его терпение имеет границы. Он поставил людей в Свой виноградник не ради того, чтобы они бездельничали, а ради того, чтобы получить от них плоды. Если же плодов нет, то какой смысл распространять на дармоедов какие-то блага? Иудеи утратили свою избранность, потому что истощили долготерпение Всевышнего. Мы тоже можем утерять избранность, если перейдём меру. Ибо, как сказал однажды Христос, «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего…». Бог отвернётся от нас, а без Его поддержки человека ждёт заведомая гибель, ибо спастись без Божией помощи невозможно.

Обо всём этом напоминает и предупреждает притча о злых виноградарях. Пост - время самоиспытания, размышления, покаяния, очищения, возвращения на путь истины. Не будем терять этого времени даром – на наш век его отпущено не так уж много. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

17 Марта 2024 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Пастор  Е. Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)