МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Марта 2010 года

Judica – 5 воскресенье Великого Поста


Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр.5:7-9)

Бог очень серьезно относится ко греху. Но уже в Израиле Он обнаруживает Свое милосердие и прощение. Первосвященническое служение состоит в молении Бога о прощении грехов ветхозаветного народа Божия и примирении. Бог принимает его жертвоприношение. Бог настолько серьезно относится ко греху, что посылает Сына Своего, делая Его совершенным и истинным Первосвященником и Жертвой истинной. В этом раз и навсегда проявляется намерение Бога к прощению.

5,7: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение;

Высказывания об Иисусе как о Сыне Божием ни в какой  мере не умаляют Его способности  сопереживать грешникам.  во дни плоти Своей Иисус приобрел горчайший опыт, подобный нашему: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха (4,15). Именно поэтому Он понимает людей со всеми их сильными и слабыми сторонами. Но что имеет в виду св. Апостол Павел, когда он пишет, что Иисус с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти? Он думает о молении Господа нашего о чаше в Гефсиманском саду (Мф.26,36-46). В этом живом, трогающем душу рассказе св. Евангелиста чувствуется, сколь глубоко он сам затронут теми событиями, о которых свидетельствует. В окружении сонных Учеников Господь молится: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия! С Самого начала Он знает, что Ему предстоит и тоскует и скорбит. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел (Ин.12,27).

Но еще Апостол  подчеркивает, что Иисус услышан был за Свое благоговение; Иисус молится и тем самым выказывает Отцу благоговение. Помимо и против всех Своих собственных желаний и чувств Он добавляет: впрочем не как Я хочу, но как Ты хочешь.  Апостолу Павлу ясно, что если Христос пришел избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (2,15), то Ему надлежит преодолеть и собственный страх смерти и боли. Это место напоминает псалом 21, особенно его 25-й стих: Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. Иисус и является этим страждущим, и Он был услышан. Иисус не был избавлен от страданий, не был спасен от смерти, но Он был спасен ИЗ смерти. Послушание Иисуса и Его готовность предоставить все воле Небесного Отца увенчивается – сквозь распятие и крестную смерть – славой Воскресения. прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин.17,5) и Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Фил.2,9-11).

И так как надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания (2,10), понятно, что св. Апостол Павел изумлялся последствиям Вочеловечения Христова: хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию (5,8). Хотя Иисус Христос, будучи Сыном Божиим, не нуждался в том, чтобы пройти через школу страданий, Он был готов следовать по пути послушания. Это не означает, что «послушание» было для Него чем-то новым, каким-то новым поручением от Отца, но в то же время, это послушание не было само собой разумеющимся. «Научаться послушанию» - это было связано с тем условием, которое Он принял, благоволив вочеловечиться. Чем более серьезны испытания, тем более высокие требования предъявляются этими испытаниями к послушанию. В случае Иисуса речь идет о послушании до самой смерти. Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2,8). Иисус выдержал все страдания и мучения, необходимые для нашего избавления. Ему пришлось узнать, что означает стать жертвой за грех (2Кор.5,21) многих, хотя Ему Самому грех был совершенно чужд. 

5,9: и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,

Лишь после того, как Иисус исполнил всё, что Ему  надлежало исполнить, Он совершился. Лишь опыт страдания, делает Иисуса в полной мере способным стать Спасителем человечества. Он был совершён Отцом именно в том смысле, что в полной мере приобрел человеческий опыт. Именно таким образом Он полностью соответствует требованиям, предъявляемым к истинному Первосвященнику. Он способен к сопереживанию, Он призван Богом – как и Аарон; и в конце Своего земного пути Он принес Себя Самого в жертву умилостивления, которая явилась более значительной, чем все жертвы всесожжения первосвященников Ветхого Завета. Именно таким образом Иисус является нашим действительным и настоящим, истинным Первосвященником. Так как Он Первосвященник от века, то и Спасение, приобретенное Им для нас вечно. Это означает, что спасение полностью завершится в жизни будущего века для всех послушных Ему спасением вечным. Глубокий смысл заключен в том, что вновь и вновь Священное Писание подчеркивает послушание Иисуса. Иисус учился послушанию, и стал Спасителем тех, кто послушен Ему. То есть тех, кто готов покаяться. Ведь речь идет именно о восстановлении единства с Творцом, разрушенного человеческим грехом. Через послушание – через страдания и смерть на кресте Иисус принес жертву умилостивления Отцу, открывающую для нас некогда закрывшийся по греховности нашей путь к Отцу. Слушаться Иисуса – значит верить в Него, идти по пути, которым некогда прошел Он. Бог не принуждает никого к послушанию, Послушным Богу может стать и быть тот, кто слышит весть о Спасителе и делает практические выводы из услышанного. Именно такого слушания, послушания и глубокого доверия по отношению к нашему Господу, Учителю и источнику спасения пусть дарует нам всемогущий Господь. Аминь

 


Хоралы:

Другие проповеди по этому же поводу:

03 Апреля 2022 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2021 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
07 Апреля 2019 - 5 Воскресенье Великого Поста (Диакон  Е.Романенко)
18 Марта 2018 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
02 Апреля 2017 - Judica (Пастор  Д. Лотов)
13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)