МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Апреля 2017 года

Judica


Евр.9, 11-15
Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает осквернённых, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.

Все вы знаете из Ветхого Завета о том, как совершались жертвоприношения в Храме Иерусалимском. Но прочитать про какое-то событие ещё не значит представить себе, как оно происходило в реальности. Давайте попробуем это сделать сейчас. Итак, обратимся помышлениями к Пасхе или какому-либо иному крупному празднику. В Иерусалим собираются тысячи паломников, которые идут в Храм, чтобы принести в жертву, а, проще говоря, зарезать там овцу или козла. Число этих животных также исчисляется тысячами и вот, священники в поте лица режут всё это стадо, выливают несчётные литры крови к подножию жертвенника, а потроха кладут в огонь. В Ветхом Завете сие высокопарно именуется «приятным благоуханием для Господа», но запах крови с учётом жаркого климата, в котором процесс разложения любой органической субстанции многократно ускорялся, никак не может быть назван приятным. Так что на самом деле в Храме стояла вонь, как на скотобойне, а как пахнет палимое мясо вы знаете по уличным шашлычным – в большой концентрации сие совершенно непереносимо. Однако, считалось, что весь малоаппетитный процесс жертвоприношений обладает очистительной силой, дающей человеку возможность участвовать в богослужении и быть полноправным участником избранного народа. Что ж, таковая сила действительно имелась, потому что Господь, снизойдя на примитивный уровень народного мышления, дал её. В результате каждый день на протяжении веков лилась кровь бесчисленных жертв. Вот только очищения, дававшегося ей, хватало ненадолго. Вроде бы принёс жертву и очистился, а уже в следующий момент снова сделал что-то не так, вновь осквернился, и опять надо тащить на заклание очередную овцу. Таков Ветхий Завет. Но вот, на смену ему, приходит Завет Новый, в котором есть только одна жертва – жертва Христа, принесенная один раз и навсегда; жертва, которая уникальна, которая не может быть повторена ни при каких обстоятельствах. Впрочем, нет никакой нужды в повторении, потому что жертва Христа принесена за все грехи – она дарует полное очищение, вводящее в Новый завет благодати, ведущее к вратам вечности, к Божьему Царству. Как мы слышали сегодня в Послании к Евреям, «Христос, Первосвященник будущих благ, придя … не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошёл во святилище и приобрёл вечное искупление ... И потому Он есть ходатай Нового завета». Что же такое этот Новый Завет, ставший возможным благодаря жертве Спасителя?

Новый Завет – это союз между Богом и человеком, основанный не на исполнении предписанных дел, а на личных отношениях, проникнутых Св.Духом – на отношениях Отца и детей. Это изменение сознания, при котором в основу повседневности кладётся вера, т.е. доверие, побуждающее к бытию в единстве с Господом. Но позвольте, неужели в Ветхозаветное время такого единства не было? Такого не было однозначно, потому что для иудеев (особенно до Вавилонского плена) Бог был кем угодно, но только не Отцом. Это была некая внешняя сила – суровая и карающая. Но Бога можно было задобрить, можно было умилостивить посредством исполнения определённых действий. И если все действия были совершены правильно, то Бог становился гарантом безопасности, чем-то вроде универсального страхового полиса. Чудо Откровения Нового Завета в том, что он являет Бога именно как Отца, отношения с Которым строятся не на исполнении внешних действий, а на любви, побуждающей к служению Ему. Именно этому учили апостолы, и остаётся только сожалеть о том, что многие христиане этого так и не поняли. Именно поэтому новозаветная Церковь приобрела многие ветхозаветные черты. Почему, например, такую популярность приобрели отпущения, торговля коими стала поводом к началу лютеровской Реформации? Потому что Бог, как и во времена Ветхого Завета, воспринимался, как внешняя карающая сила, которую надо было умилостивлять, от гнева которой надо было откупаться. Не любить Его, не жить в единстве с Ним, а откупаться от Него. И ведь ничего никуда не ушло, ибо и до сих пор люди строят отношения с Богом на основании внешних деяний, никак не связанных с внутренним состоянием. Многие, например, рассматривают церковные свечи как аналог жертвоприношения, по каковой причине, придя в церковь, покупают их великое множество. А в прежние времена было в моде делать свечи по индивидуальному заказу, весившие несколько килограммов. Но Бог не нуждается в материальных приношениях во искупление грехов, приносимых для того, чтобы, кое-как задобрив Творца, потом можно было и дальше творить беззаконие и непотребство. Сущность Нового Завета совершенно иная – как об этом сказано в Послании к Евреям: «Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!». Новый Завет – это обращение к Богу всем сердцем, всем помышлением, потому что ты – Его достояние, Его дитя. Ты не принадлежишь миру, ты принадлежишь Богу – твоему Отцу, Которому всецело доверяешь, в силу чего жизнь становится служением Ему. Так что делая что-то, ты делаешь это не ради себя, не ради достижения какой-то выгоды, а ради Господа, ради служения Ему. Если есть всё это, то Христос воистину пребывает с нами и Сам ведёт нас в Своё Царство, как написано: «Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное».

В любой церкви есть изображение Распятого Христа. Как на Него смотрят? По большей части равнодушно – как на один из предметов обстановки. Но именно этого и не должно быть. Не может быть равнодушия, потому что без Голгофской жертвы, вне Голгофской жертвы мы ничто; мы погибшие существа, не имеющие ни надежды, ни перспективы. Только благодаря Христу и Его жертве мы имеем возможность, подобно блудному сыну, быть принятыми Богом, как любящим Отцом. Именно через жертву Христа Он дарует нам оправдание. Но чтобы стать оправданными, нужно быть со Христом. А со Христом пребывают не через поклоны и подношения, Ему, кстати, совершенно не нужные, а через посвящение Ему своего бытия, когда именно Он находится на первом месте, когда всё, что ты делаешь, делается во имя Его и с Его благословением. А благословение ты испрашиваешь потому, что не мыслишь бытия вне Христа. Христианин приходит к Богу не в какие-то избранные дни, а пребывает с Ним постоянно. Христианин говорит с Богом не потому, что ему что-то нужно или потому что ему плохо, а потому что не мыслит бытия вне общения с Ним. Невозможность жить без Бога – вот что главное. Всё остальное – следствия. Божий верный по призванию, а не по названию, испытывает постоянную потребность в Боге. Если сие есть, то Новый Завет действует в полной мере, и Христос через Свою жертву дарует верным праведность ради единства с Ним в обоих мирах - преходящем и вечном. «Кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному!». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

13 Марта 2016 - Благовещение (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2015 - Жертвенный Агнец Божий – за грехи наши! Проповедь на Воскресенье "JUDIKA" (Пастор  Г. Азиков)
06 Апреля 2014 - 5 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2013 - 5 воскресенье Великого поста – Judica (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)
21 Марта 2010 - Judica – 5 воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
29 Марта 2009 - Judica – пятое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)