МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Июня 2010 года

2 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.10, 1.5-15

И призвав двенадцать учеников Своих, Иисус дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Сих двенадцать послал Он, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

Отношения учителя с учеником, если, конечно, ученик не оказывается непригодным для учения, всегда развиваются по восходящей. История отношений Иисуса с будущими Апостолами не является исключением. Вначале следует призвание, затем достаточно длительный период начального обучения и, наконец, первое самостоятельное задание: ученики должны разделиться, пойти в разные места и без помощи Христа возвестить то, что им поручено. В этом первом опыте самостоятельной проповеди учеников мы имеем прообраз того, что впоследствии будет совершаться в Церкви. Что же возвещают будущие апостолы во время первого в своей жизни миссионерского похода? Стандартный стиль учеников великих мыслителей - пытаться передать другим мысли своего учителя. Именно так в своё время поступали ученики Будды или Конфуция. Но ничего подобного не происходит. Ученики Христа должны возвестить только одно: «приблизилось Царство Небесное». И это всё. Никаких притчей или поучений, никаких призывов к моральному совершенствованию. Весьма нетипичный подход, не правда ли? Но что же в таком случае представляет собою то Царство, о котором они говорят?

Для ведших весьма непритязательный образ жизни иудеев I века представления о Царстве Небесном сводились к изобилию пищи и питья, т.е. оно мыслилось ими как улучшенный вариант повседневности. Но Иисус разрушил эти чисто человеческие измышления, дабы рассказать о подлинном Небесном Царстве, которое есть не пища и не питие, но совершенно иная по отношению к нынешнему миру реальность, в которой всё пронизано присутствием Бога. Именно это непосредственное Божественное присутствие и творит иную жизнь, в которой нет места греху и его последствиям: злу и смерти. Таким образом, в Царстве Божием происходит восстановление той первоначальной гармонии мироздания, которая была в мире до грехопадения. Не об этом ли мечтает в глубине души каждый человек, измученный и доведённый до отчаяния грехом и непотребством как со стороны окружающих, так и своим собственным? Не эта ли мечта заставляет его искать хотя бы проблески Божественной гармонии? Но где можно её найти, если грех властвует повсеместно и в каждый день бытия мы либо сами сталкиваемся, либо слышим о беззаконии! Не случайно восклицал апостол Павел: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, … делающий меня пленником закона греховного… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Божественная гармония обретается в Царстве Божием, но никто не может сказать, когда именно оно придёт. А это значит, что человек обречён пребывать среди греха, испытывать на себе его последствия, страдать от них и восклицать вослед за Павлом: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?».Только поняв всё это, можно в полной мере оценить сущность того, что Христос повелел возвещать ученикам. Да, установление Царства Божия является делом может быть весьма отдалённого будущего, но, тем не менее, даже сейчас оно не является недостижимым, ибо оно приблизилось. Каким образом? В личности Христа. Он – Истинный Бог, стоящий в центре мироздания, в центре обоих миров - преходящего и вечного, и Он приходит к нам именно для того, чтобы мы могли уже сегодня, уже сейчас через Него, и с Ним, и в Нём приобщиться к Божественной реальности.

Никто из нас не может сказать, как будут выглядеть пейзажи грядущего Царства. Но уже сегодня мы можем сказать кое-что о его духовной составляющей. Мы можем сказать об этом на основании того действия, которое производит на человека соприкосновение с Царством Божиим, приблизившимся к нам в личности Христа. «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте…». Таковы действия, которые должны совершать ученики в качестве знамений, подтверждающих истинность их благовестия. Но вследствие чего они должны совершать их? Вследствие человеческой сущности. Ведь все мы больны греховностью, нечисты как прокажённые, обречены на смерть и, будучи предоставлены самим себе, становимся лёгкой добычей диавола и его подручных. Соприкосновение с Царством Божиим изменяет положение дел, ибо обладает силой очищения от греха и исцеления души. Соприкосновение с Царством Божиим обладает силой вырвать человека из лап сатаны и даровать ему вечную жизнь. Вот та сущность, которая стоит за словами «приблизилось Царство Небесное», и которую апостолы призваны возвещать и подкреплять соответствующими глубоко символичными действиями.

Поручение, данное Апостолам Христом, было подтверждено Им впоследствии, уже по воскресении Его из мёртвых, когда Он сказал: «Идите, научите все народы», и относится оно не только к Апостолам, но и ко всем служителям Церкви Христовой. А служителями Церкви являются все крещёные во имя Христово, о чём написал нам св.ап.Пётр, «вы – род избранный, царственное священство, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». Мир по-прежнему лежит во тьме, и мы призваны говорить ему о приблизившемся Царстве, в котором люди так нуждаются. Но нуждаются ли? Глядя на жизнь в так называемых развитых странах можно подумать, что там всё хорошо и без всякого Царства. И действительно, там царит полное изобилие и благоустроенность, о которой многие наши сограждане говорят с экстатическим восторгом и ради получения, например, германского гражданства, готовы пойти на что угодно. Но почему тогда именно в этих странах самый высокий процент самоубийств? Почему именно в этих странах население перестаёт плодиться и размножаться и постепенно замещается выходцами из третьего мира? Не потому ли, что, слишком сильно сконцентрировавшись на земном, они забыли о небесном и загнали себя в тупик ложных целей и надежд? Никакое земное царство, как бы хорошо оно ни было устроено, не может заменить вечность. И как бы хорошо ни жил человек, иногда наступают моменты прозрения, в которые со всею беспощадностью открывается истина: конечная бессмысленность бытия и постепенный распад, завершающийся смертью. А когда человек забывает о Боге, теряет связь с Ним, то этой бессмысленности и смерти ему нечего противопоставить. И тогда вся эта «красивая жизнь» оказывается не более, чем разукрашенной гробницей, маскирующей мерзость разложения. Картина весьма депрессивная, но люди сами обрекли себя на пребывание в ней, ибо, как уже было сказано, увлекшись благосостоянием земного царства, утратили соприкосновение с небесным. Для тех же, кто соприкасается с ним, всё выглядит совершенно иначе. Мы соприкасаемся с Небесным Царством, которое приблизилось к нам в личности Христа. Приблизилось и так и осталось приближенным, потому что Христос и сегодня пребывает с нами. И если иметь с Ним контакт, то восприятие земного бытия совершенно изменяется, потому что из абсолютности оно превращается только в ступень, только в станцию на пути, ведущем к вечности. В повседневности много неприглядного, но в присутствии Христа это перестаёт казаться существенным. Царство Божие прекрасно и удивительно даже в своём неполном, т.е. ещё не наступившем, а только приблизившемся варианте. И об этой красоте и удивительности мы должны не молчать, но говорить, побуждая людей задумываться о своём бытии и делать надлежащие выводы. Возвещение приблизившегося Небесного Царства, т.е. возвещение Христа есть ни что иное, как открывание пути бегства – бегства от тьмы и отчаяния, от бессмысленности и смерти к бытию, исполненному свободы, глубочайшего смысла и имеющему конечную цель – сияние вечности.

Самое удивительное, что для того, чтобы исполнить эту великую миссию, не надо ни копить деньги, ни тратить время на оформление многочисленных документов – не надо вообще ничего из того, что столь сильно затрудняет обычную жизнь: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха…». Всё, что требуется – суметь заметить попавшего в тупик ближнего и помочь ему выбраться. Христианство не может быть пассивным созерцанием. Христианство – это активное действие, осуществляемое с великим терпением и любовью. Разумеется, несение служения непросто, но ведь Господь и не обещал нам лёгкой жизни. Впрочем, христианин и не ищет таковой, ибо взыскует не беззаботного бытия на земле, но Царства Божия.

Господь дал нам поручение. И если мы будем с надлежащей серьёзностью относиться к его исполнению, то будет дано всё, что для такового исполнения нужно – в том числе и великие духовные дары. Через учеников Господь сотворил много чудес и знамений. Но точно также Он может творить их и через нас. И сотворит, если мы будем исполнять Его волю столь же самоотверженно, как исполняли её Апостолы. В доверии Христу возвестим о приблизившемся Царствии Небесном, дабы как можно большее число наших ближних перешло от смерти в жизнь, ибо так говорит Господь: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Июня 2017 - День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2016 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор  Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
21 Июня 2009 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2008 - Второе воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)