МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Июня 2017 года

День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы)


1 Тим.6, 11-16
Ты же, человек Божий, [убегай сего, а] преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в своё время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.

1530 год, Аугсбург. Чины Священной Римской империи Германской нации собрались на рейхстаг, чтобы обсудить и принять решения по важнейшим вопросам жизни государства. На троне восседает император Карл, олицетворяющий единство нации. И вот, некоторые князья и представители городов вручают ему подписанное ими Исповедание Веры, согласно которому они хотят жить, молиться, и от которого не могут отступить. Чтобы решиться натакое деяние, нужно было обладать большим личным мужеством, потому что о правах человека в те времена никто не слыхал, жизнь ценилась дёшево, а неповиновение суверену было преступлением, наказывавшимся со всею строгостью. Но позвольте – о каком неповиновении идёт речь? Разве духовные вопросы, вопросы личных отношений с Богом каким-то образом пересекаются со сферой государственных и вассальных отношений? В 1530 г. пересекались. Ведь подписанный императором Вормсский эдикт, поставивший Лютера вне закона, продолжал действовать, и Карл вовсе не собирался его отменять. И если люди говорят, что намерены жить в соответствии с Артикулами, одобренными Лютером, это означало, что они вполне осознанно идут на конфликт со своим государем и заявляют решительное «нет» существовавшему до тех пор порядку – общепринятому порядку. Думали ли они, что этот день будет вписан в анналы истории? Неизвестно. Скорее всего нет, потому что для них представление императору своего исповедания веры был только очередным шагом в длительном процессе, длившемся уже не один год. Но большое лучше видится на расстоянии. Сегодня, по прошествии многих лет и даже веков, мы видим, что 25 июня 1530 г. стало важнейшим моментом, потому что вручённое императору Карлу Исповедание Веры стало основой для консолидации всех сторонников Реформации. До того времени могло быть непонятным, к чему призывает, что проповедуют Лютер и его единомышленники – тем более, что высказанные ими положения могли искажаться. Но теперь никакой возможности для искажений или перетолкований не было. Исповедание Веры было зафиксировано, и отныне каждый, ознакомившись с ним, мог либо принять его, либо отвергнуть. Вспоминаю себя много лет назад. Я ходил в лютеранскую церковь, видел внешние формы, но мало ли какие внешние формы могут быть: у немцев так, у шведов по-другому, у эфиопов по-третьему. Но вот, Господь дал мне возможность прочесть Аугсбургское Исповедание, и всё сразу стало на свои места. Согласен, принимаю. Это и моё исповедание. На том и остался.

Мне всегда казалось удивительным, что многие христианские деноминации – например методисты, баптисты и т.д. не имеют единых, обязательных для всех вероисповедных документов – как можно ощущать единство веры, как можно свидетельствовать о своей вере, если не существует содержащего чёткие и ясные определения исповедания, на которое можно опереться? Могут сказать: мы опираемся на Св.Писание. Это хорошо, но Писание не существует само по себе – оно существует в интерпретации, и разные люди понимают его по-разному. Например, ты на основании Писания убеждён, что Св.Дары являются Телом и Кровью Христа. А твой ближний, прочитав ту же самую главу, считает Св.Дары не более чем символами. Есть ли между тобой и им единство? Увы, нет. Вероисповедные документы дают тебе возможность объединения с теми, кто мыслит сходно. И когда мы свидетельствуем, благовествуем, то не абстрактно, а в соответствии с тем пониманием Писания, которое содержится в вероисповедных документах нашей конфессии. Поэтому так важен день 25 июня 1530 г.

Однако, вопрос: не получается ли, что таким образом мы исповедуем не столько Христа, сколько какие-то человеческие традиции? Нет. Мы веруем не в Аугсбургское Исповедание, а во Христа. Но Аугсбургское Исповедание является выражением нашей веры, формулировкой того, во что мы верим, и мы исповедуем свою веру его словами, ибо мы так веруем, на сём стоим и не можем иначе! Апостол Павел, наставляя своего духовного сына Тимофея, написал: «Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями». Христос дал всем ученикам пример, засвидетельствовав Божью истину перед Пилатом. Тимофей последовал этому примеру, исповедав свою верность Богу перед многими свидетелями – и нам надлежит следовать этим же путём. Мы исповедуем чистое Евангелие, мы исповедуем Истинного Триединого Бога и это исповедание отделяет истину от заблуждений, свет от тьмы, жизнь от смерти! Однако было бы ошибкою полагать, что исповедание веры является исключительно словесным заявлением.

Продолжая свои наставления, Павел пишет: «…преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями. … завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа». Как видите, не только Иаков, но и Павел говорит, что вера и её исповедание – это сама жизнь, потому что если человек верует только на словах, то такая вера ничего не стоит. Она не более чем пустоцвет, не приносящий никакого плода. Мы призваны исповедовать веру жизнью как таковой, чтобы быть узнаваемыми в качестве учеников и посланников Христа. И такое исповедание должно быть не принудительным исполнением трудовой повинности, а естественным, единственно возможным образом жизни. Увы, проблема как в том, что сегодня слишком много именно декларативного христианства. Человек повесил крест на шею и думает, что этого достаточно. Результаты самые плачевные. Посмотрите на так наз. «православных активистов» - злоба и агрессия, выражаемые в желании не пущать и давить всех, кто не из «нашего муравейника». Но разве может быть таким человек от Бога? Никогда. Человек от Бога обладает иными качествами, о которых говорит апостол Павел: «Ты же, человек Божий, … преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». Люди же, считающие себя христианами, но преуспевающие не в любви и кротости, а в агрессии, наносят великий ущерб свидетельству Церкви, потому что нельзя на словах исповедовать одно, а делать другое. Люди должны видеть действенную Божию любовь, чтобы понять, что быть со Христом намного лучше, чем без Него. Ненависти и агрессии в этом мире хватает с избытком. И если именующие себя христианами являют ту же самую агрессию и ненависть, то какой смысл к ним присоединяться?

Мы радуемся тому, что у нас есть Аугсбургское Исповедание, дающее возможность определить истину и отсеять заблуждения, противоречащие Божьему Слову. Но не надо этим бахвалиться и полагать, что мы лучше всех, в то время как остальные пребывают во тьме незнания. Нужно просто жить в соответствии с этим исповеданием, следуя истине Господа. Есть такое изречение: «Реформированная Церквь всегда реформируется». Это не означает, что мы постоянно что-то изобретаем или перекраиваем наш порядок. Это означает, что мы постоянно очищаемся от человеческих домыслов, дабы среди нас сияла Божья истина и мы могли, как говорит нам св.ап.Павел, «соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Июня 2016 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор  Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июня 2010 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
21 Июня 2009 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2008 - Второе воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)