МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Июня 2021 года
2 воскресенье после Дня Св.Троицы
Евр.12, 1-4
1…имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
Сколько-то лет назад, точно уже не вспомню, сколько именно, некая женщина попросила меня совершить Крещение её сына. Я спросил, почему она хочет совершения данного Таинства, чего она ожидает от его совершения? Ответ был очень интересный: чтобы сын был здоровее. Т.е. Крещение для неё было чем-то вроде универсального лекарства от всех болезней. Думаете, она одна такая? Ничуть. Многие люди рассматривают Крещение, как своего рода оберег, призванный защищать от неприятностей повседневности, а также способствовать карьерному росту и всему прочему в том же духе. Иногда прагматизм просто зашкаливает: в 90-е годы многие люди принимали Крещение именно в Лютеранской Церкви, чтобы облегчить себе эмиграцию в Германию. Все помышления и действия такого рода не имеют никакого отношения ни к сущности Крещения, ни к христианской жизни. Так какой смысл в Крещении? Ради чего оно совершается? Ради присоединения к Божьему народу, ради последования за Иисусом Христом, возглавляющим этот народ, ради участия в Его обетованиях. Вроде бы очевидность. Но, увы, смысл понятия «последование» большинству христиан как раньше, так и теперь совершенно непонятен, а то и вообще утрачен. Факт принадлежности к Божьему народу для них – просто довесок к по-вседневности, и не более того. Довесок, но не сущность, определяющая бытие. Именно поэтому Церковь зачастую выглядит столь убого. То она превращается в социальную организацию, то становится прислужницей государственной власти, то идёт на поводу у мирских умонастроений. Ничего удивительного тут нет - ветви, оторвавшиеся от лозы, обречены на засыхание. И если Церковь отрывается от своего корня, то она становится ненужной и обречённой на прозябание в виде красивой декорации, за которой ничего нет. Хорошей иллюстрацией могут послужить закрытые костёлы Европы: здание стоит, с внешней стороны с ним всё в порядке, но внутри или клуб, или концертный зал, или ещё что-нибудь. Недавно на просторах инета видел фотографию церкви в Англии, в которой устроили плавательный бассейн. Почему же такое может случиться и случается? Потому что нет последования за Христом. А почему его нет? Потому что христиане сильно обмирщились, пошли путём компромиссов с обществом. Между тем, современное общество поставило в центр всего человека и его извращения. Современное общество нацелено на потребление. Соответственно, то, что не приносит выгоды, ему совершенно чуждо. А последование за Христом с мирской точки зрения абсолютно невыгодно. Потому и не нужно.
Что такое нацеленность на потребление? Это нацеленность на комфортность бытия, на умножение доходов, приносящее возможность удовлетворения желаний, дикость которых возрастает пропорционально доходам. И вообще, так приятно воззреть на свои наполненные закрома и почувствовать, что «жизнь удалась». Как сказано у Пушкина, «…всегда довольный сам собой, своим обедом и женой». При последовании за Христом такое довольство навряд ли возможно. Хотя бы потому, что христианин взирает на себя как на грешника, постоянно нуждающегося в милости Божией. Не случайно Лютер в «95 Тезисах» написал, что покаяние длится на протяжении всей жизни. Это уже неприятно. Далее: согласно воле Божией, данной нам в Св.Писании, мы знаем, что не должны идти на компромиссы с грехом и совершать недостойные деяния. Между тем мир, в котором грех процветает, постоянно стремится «замазать» нас, сделать соучастниками какой-нибудь мерзости, хотя таковая с внешней стороны может выглядеть (по мирским понятиям) вполне невинно. А далее по нарастающей. Чем дальше, тем гаже. Может ли возвышенное положение в современном обществе быть достигнуто без участия в сомнительных махинациях, лжи, воровстве или беззаконии? Нет. Жизнь мирского человека строится в системе «выгодно-невыгодно». Жизнь же истинного христианина совершается в системе «правильно-неправильно». Причём «правильно» не равносильно понятиям «хорошо» или «выгодно». Оно означает соответствие Божьей воле. Вот почему для людей мира настоящий христианин – не самый приятный сосед. Ведь он просто самой своею жизнью обличает их беззаконие. И не только жизнью, но и словом, ибо, говоря о Христе, о надежде на Него, об устремлённости к небесам, подрывает авторитет стремящихся утвердить своё земное господство. Поэтому человек Божий людям мира очень мешает. Как, например, мешал царю Ироду Иоанн Креститель. Христос тоже мешал. Настолько сильно, что Его распяли. А теперь главный вопрос: зачем нам, здесь собравшимся, нужно последование за Христом? Какие блага оно приносит? В мирском понимании этого слова никаких. Только неприятности. Совершенно очевидно, что без Христа проще и спокойнее: и начальству можно угодить, и самому в убытке не остаться. Если рассматривать бытие исключительно с точки зрения видимой повседневности, то так и есть - жить без Христа намного проще. Но Символ веры возвещает, что Бог является творцом не только видимого, но и невидимого. Что это значит? Что помимо видимой повседневности есть что-то ещё. Что же именно? Небесное Царство, вечная жизнь, пребывание в Боге, Божья истина и святость, причём всё сие не имеет пределов. Более того. Благодаря земному служению Христа, благодаря жертве искупления, участие в невидимой части творения доступно для каждого – каждый человек может стать участником грядущих благ. Но! Нельзя быть формальным участником. Помнится, когда я учился в школе, нас в порядке массового охвата делали членами обществ ДОСААФ, Спасения на водах и т.д. Причём всё участие сводилось к уплате членских взносов. Так вот, с Богом такое невозможно. Быть с Ним в вечности может только тот, кто был с Ним и в повседневности. А в повседневности с Богом стремятся пребывать не потому, что хотят «заработать» вечность, а потому, что когда познаёшь истину, существование во лжи становится невозможным. Пожалуй, из всех тягот, которые приходится претерпевать христианину, самая тяжёлая – омерзение, испытываемое при соприкосновении с ложью мира. Однако, мы поставлены в мир не для приятного препровождения времени, а для свидетельства Божьей истины. Это непросто и тяжело, поэтому мы должны смотреть не на себя, а на тех, кто прошёл этим путём раньше нас. А кто им прошёл? Прежде всего, Иисус Христос. Да, Он претерпел великие мучения, но Он победил, о чём мы прочитали сегодня в Послании к Евреям: «…с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Христос прошёл путём, которым теперь идём мы, а потому знает наши нужды и помогает в борьбе с возникающими препонами. Вслед за Ним тем же путём прошли братья, предварившие нас в вечности, о которых говорится: «1…имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Мы не одиноки. Христос и Его святые, наши братья предварили нас на нашем пути и ожидают нас в его конце. Они ожидают нас, дабы в день воскресения вместе с нами войти в Царство нашего Бога и Отца. Свет этого Царства, свет Христа озаряет наши души, даёт нам силы отвергнуть ложь мира и жить в Божьей правде, в единстве со Христом, Который в свой час откроет перед нами врата вечности! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Июня 2024 - 2 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2020 - 2 воскресенье после Дня Cв.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Июня 2019 - День Свв. Апостолов Петра и Павла (Пастор Е. Романенко)
10 Июня 2018 - Придите ко Мне... (Пастор Г. Азиков)
25 Июня 2017 - День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
05 Июня 2016 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
13 Июня 2010 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2009 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Июня 2008 - Второе воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)