МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Июня 2020 года
2 воскресенье после Дня Cв.Троицы
Лк. 14:16-24
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донёс о сём господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и ещё есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Притча, которую мы слышали сегодня в Евангелии от Луки, обладает совершенно ясным смыслом. Иисус говорит об иудеях, которые, как избранный народ Божий, приглашены Богом на пир спасения. Но когда настало время, и это спасение реализовалось через пришествие в мир Иисуса Христа, оказалось, что никому из званых оно особо не нужно. По разным причинам. Но результат один и тот же – Божий народ отверг своего Мессию. Но позвольте, как же отверг? Ведь, когда читаешь Евангелия или Книгу Деяний, возникает ощущение массового обращения иудеев ко Христу. Разве не приходили слушать Его сотни и сотни? Вспомните например, сколько людей было насыщено Христом при чудесном умножении хлебов. И разве самая первая община, которая образовалась же в Иерусалиме в результате проповеди Петра – разве не была она полностью иудейской? Была. Причём отличалась солидными размерами – даже по нынешним временам. В первый же день присоединилось около 3000 душ, и потом это число умножалось. Да, был такой момент, но интерес к Новому Завету среди иудеев оказался непродолжительным. Да, некоторое количество людей приняло Христа, но их было не так много, и число их со временем не увеличивалось, поэтому случилось именно то самое, о чём говорится в притче – зваными на пир спасения оказались язычники. Тот образ, которым Господь пользуется в притче, говоря о нищих, увечных, хромых и слепых, вовсе не случаен. Ведь иудеи считали язычников за людей второго сорта, недочеловеков, на которых благодать Бога не распространялась никак. Но они ошибались, ибо все люди на этой земле - творение Божие. Поэтому язычники также были призваны на пир спасения. И когда это случилось, они пришли в таком количестве, что христиане из иудеев растворились в нём. Их было слишком мало. Вот вам пример: в сегодняшнем Иерусалиме проживает более 900 тысяч человек. Христианская община, ведущая начало от проповеди Петра, насчитывает около 8 000 верных, но из кого она состоит? Об этом можно судить по тому, на каких языках совершаются богослужения - на греческом и на арабском. А вообще всех христиан в городе менее 2%, в то время как иудеев более 60% - вот такая грустная статистика. Иудеи и по сей день не приемлют Христа, считая Его лжецом и обманщиком. Таким образом, услышанная сегодня притча абсолютно точно отображает реальность. Но какое отношение она в таком случае имеет к нам? Что именно Господь хочет донести до нас её посредством?
Есть такое мнение: если крещён, то спасён. Т.е., если ты формально принадлежишь к Церкви, то всё хорошо, можно ни во что не вникать, Слово Божие не познавать, в Духе не возрастать, к Господу не стремиться, потому как зачем? Всё и так хорошо, т.е. о вечной жизни можно не беспокоиться. А если ещё и на богослужение иногда заглядывать, то совсем замечательно. Так вот, услышанная сегодня притча предупреждает, что всё выглядит иначе. Потому что теперь в положении званых на пир находимся мы – новый избранный народ Божий. Тот самый пир спасения и жизни, который ожидает верных в Царстве Бога и Отца. Между тем, между нами и отвергшими Христа иудеями наблюдается много параллелей самого дурного свойства. Например, формализм в отношениях с Богом, приверженность подменяющим Слово Божие человеческим установлениям, поставление буквы впереди духа. Все эти черты Господь обличал в иудеях. Соответственно, указанные обличения относятся и к нам, потому что воля Божия в отношении человека остаётся неизменной. А т.к. в отношении Богопознания нам дано больше, чем иудеям, то и ответственность намного больше. Вот эта ответственность почему-то не осознаётся надлежащим образом, вследствие чего Церковь вместо того, чтобы быть источником света, превращается в источник суеверий и мракобесия. Вместо проповеди Евангелия словом и делом начинается борьба за сферы влияния, за доходы, за движимое и недвижимое имущество. И такое понятие, как «любовь», которое Иисус поставлял превыше всего, ибо оно есть сущность Бога, оказывается забытым всерьёз и надолго. Но когда Церковь вместо небесного ищет земного, опирается не на Христа, а на государственные структуры, то из проводника к Божьему Царству она превращается в один из узаконенных государством исторических институтов с очень незначительным авторитетом. Почему незначительным? Потому что такой Церкви нечего сказать. Но не будем забираться слишком далеко. Ведь Церковь, как и любой народ, состоит из конкретных людей, в т.ч. и из нас. Поэтому поставим вопрос так: Господь призвал нас, участников общины свв.Петра и Павла в Москве на Свой пир. Идём мы на него или нет?
Ответ на этот вопрос даёт повседневность. Есть ли в ней жизнь в духе Христа, в следовании Ему, в подражании Ему? А это следование отнюдь не является исполнением обрядовых предписаний, зачастую имеющих со Христом весьма мало общего. Жизнь в духе Христа есть самоотверженное служение ближним, т.е. явление им любви Христовой. Жизнь в духе Христа - это пребывание в общении со Христом, дающее силы для свидетельства о Нём как словом, так и в особенности делом. Апостол Павел написал общине в Фессалонике: «…вы сделались подражателями нам и Господу … так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахайе … и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога». Вот то, что от нас требуется. А теперь такой момент. Притча говорит нам о том, что хозяин пригласил на свой пир нищих, увечных, хромых и слепых. Как уже говорилось, это символическое изображение язычников, с точки зрения иудеев бывших ущербными, неполноценными, т.к. они считались пребывавшими вне обетований и милости Бога. Тем не менее, именно они стали участниками Божьего пира. Если теперь в положении званых на пир находимся мы, то кто такие эти нищие, увечные и т.д.? На протяжении своей жизни я встречал людей, считавших себя христианами, но при этом источавших ненависть, подлость, жестокость, равнодушие к ближним. В то же время я встречал людей, позиционировавших себя как атеистов, но при этом являвших нелицемерную любовь и служивших ближним всеми силами души. Отец дал приказание двум сыновьям. Один сказал «иду», но ничего не сделал. Другой сказал «не пойду», но потом сделал то, что требовалось. Так вот, не получилось бы так, что именно такие вторые сыновья окажутся на пиру в Царстве Божием, в то время как считавшие себя его непременными участниками окажутся перед закрытыми дверями. Крещение – это хорошо, но оно не спасает – оно лишь ставит человека на путь, ведущий к спасению. Но по таковому ещё надо пройти. Поэтому Господь и предупреждает: «много званых, но мало избранных». Мы говорим «Спасение по вере, через веру». Но вера - это не декларативное признание бытия Божия. Как говорит нам Писание, такую веру имеют и бесы. Спасающая вера – это полное доверие Христу, а доверие, когда оно есть, является силой, побуждающей к соответствующим действиям, т.е. к жизни во Христе, в Его Духе. А Дух Христа, это дух любви, дух служения ближним, причём сие служение осознаётся не как неприятная обязанность, не как тяжкая повинность, а как насущная потребность. «Много званых, но мало избранных». Мы все, здесь собравшиеся, принадлежим к народу Божию, т.е. являемся зваными. Помоги нам, Боже, войти в число избранных. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Июня 2024 - 2 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июня 2021 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Июня 2019 - День Свв. Апостолов Петра и Павла (Пастор Е. Романенко)
10 Июня 2018 - Придите ко Мне... (Пастор Г. Азиков)
25 Июня 2017 - День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
05 Июня 2016 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
13 Июня 2010 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2009 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Июня 2008 - Второе воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)