МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Июня 2019 года

День Свв. Апостолов Петра и Павла


1 Петра 2:1-10
1. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
2. как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;
3. ибо вы вкусили, что благ Господь.
4. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5. и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится».
7. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих — камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8. о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10. некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Дорогие братья и сестры,
Сегодня мы отмечаем день святых апостолов Петра и Павла, в честь которых получила название наша Община. И если внимательно посмотреть на эти две фигуры – Петра и Павла – сразу бросается в глаза, насколько разные это были люди.

Шимон (а по-гречески – Симон, который позже станет Кифой или Петром т.е. «камнем») – обычный рыбак, живший в целом такой же жизнью, как и многие его соотечественники. Он был женат, вел хозяйство и вместе со своим братом Андреем зарабатывал на жизнь физическим трудом – рыбной ловлей. Судя по всему, он был человек из простого народа и, вероятно, не очень образованный.

Шауль из города Тарса (или Саул, который позже станет Павлом) – можно сказать, полная ему противоположность. Судя по сведениям в Книге Деяний – человек из семьи с весьма высоким статусом. Он иудей, родившийся римским гражданином, а в те времена такой статус среди жителей провинций, да еще и не-римлян был большой редкостью. Мало того, это был человек, получивший отличное религиозное образование: он был «воспитан у ног Гамалиила» (Деян 22:3) - одного из известнейших иудейских раввинов того времени. Павел владел древнееврейским (Деян 22:2) – священным языком, владение которым в те времена даже среди иудеев уже становилось редкостью.

Судя по всему, он также очень хорошо владел греческим языком – причем, видимо, не «простонародной», а вполне литературной его версией. В своих посланиях он свободно цитирует не только Ветхозаветные Писания, но и греческих классических поэтов, а также показывает, что знаком с азами античной философии. И хотя Павел был обучен и ремеслу (умел делать палатки) велика вероятность того, что он, будучи сыном фарисея, готовился стать раввином. В общем, говоря по-современному – Павел был из очень высоко-статусной и интеллигентной семьи.

Одним словом, Петр и Павел – очень разные люди. И в том, что касается происхождения, и образования, и общественного положения. Так что в других исторических обстоятельствах маловероятно чтобы эти двое вообще встретились. Однако они встретились. И подали друг другу руки, и начали делать общее дело. Это как если бы сегодня встретились и начали с полной самоотдачей делать общее дело выпускник какого-нибудь провинциального рыбопромышленного техникума и сын дипломата, окончивший МГИМО с красным дипломом.

И тем удивительнее история апостолов Петра и Павла. Поэтому зададим себе вопрос: если в других исторических обстоятельствах маловероятно чтобы эти двое вообще встретились – то, что это за обстоятельства, которые привели к их встрече? Другими словами, что сделало Шимона – апостолом Петром, а тарсянина Шауля – апостолом Павлом? Что побудило их пожать друг другу руки и начать делать общее дело?

Давайте попробуем разобраться. И для того чтобы разобраться в этом вопросе, попробуем, для начала, дать самим Петру и Павлу возможность высказаться.

Прозвище «Петр» - по-гречески petros, «камень» - дал своему ученику Сам Спаситель. И сегодня в Евангелии от Матфея мы с Вами слышали, в каких обстоятельствах это прозвище было дано:
«[Христос] говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф 16:15-18).

«Ты – Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою» - как правильно истолковать эти слова? Есть, например, такое толкование: что Петр был самим Христом назначен главой апостолов, а также главою всей Церкви. И что, следовательно, только каноническое общение с преемниками Петра – это и есть то, что делает Церковь – Церковью. И что этот статус Петра (а значит и преемников Петра) настолько высок, что когда преемник Петра говорит ex catherdra (с кафедры – т.е. выступая, как руководитель Церкви) – он обладает непогрешимостью и не способен заблуждаться.

Есть такое толкование. Является ли такое толкование верным? Не думаю. Такое толкование вряд ли можно считать верным хотя бы потому, что в греческом тексте Евангелия от Матфея есть один очень любопытный нюанс, который, к сожалению, не передан в Синодальном Переводе: в тексте употреблено две разных формы слова «камень».

«Ты (говорит Иисус) – Петр (petros – слово «камень» в мужском роде), и на этой petra (греческое слово «камень» в женском роде, т.е. буквально – «на этой скале») создам я Церковь Мою». Это уже дает повод усомниться, что Петр – та самая твердыня, на которой Господь основал свою Церковь.

Из этого следует еще два закономерных вопроса. Первый: что же это за загадочная petra - «скала», на которой Господь Христос пообещал основать свою Церковь? И второй: если Церковь основывается не на камне-Петре – тогда на ком или на чем она основывается, на чем она строится?

Как я уже предлагал, дадим самому Петру возможность высказаться. Посмотрим, что он пишет своим братьям, в том отрывке, который мы услышали сегодня в 1-м Послании Петра: «Приступая (…) к камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (у Пет 2:4-5).

Что это за «камень живой, человеками отверженный»? Имеет ли Петр здесь ввиду себя? Разве пишет он: «Приветствует вас, возлюбленные братия, Петр – камень, на котором основана Церковь Христова»? Нет, он ведет речь о несколько другом камне. И что же это за камень? На что или, лучше сказать, на Кого указывает Петр?

Дадим Петру возможность ответить на этот вопрос. Вот, что он пишет: «Вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему [т.е. к Господу, к Иисусу Христу], камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (1 Пет 2:4-6).

Симон, хотя Господь и прозвал его Петром (Камнем) явно говорит здесь не о себе. Он говорит о краеугольном камне – так называли (и до сих пор называют) первый камень, от которого начинает строиться все здание. Краеугольный камень – первооснова, то, без чего нет и всего здания. И Петр считает такой первоосновой явно не себя. Потому, что понимает, что не к нему (Петру) относятся пророческие слова Исайи: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис 28:16).

Не Петр – тот самый краеугольный камень, та самая первооснова, от которой начинает строиться «дом духовный, священство святое». Потому, что пророческие слова Исайи, к которым и сам Петр отсылает читателей своего послания, говорят не о Петре, но о Единородном Божьем Сыне – Иисусе Христе.

Именно Христос и есть та самая Первооснова Церкви – то, от чего нужно начинать строить «духовный дом» и то, без чего строить невозможно. И примечательно, что именно этот образ – краеугольного камня – употребляет в отношении себя и Сам Христос, когда обличает фарисеев словами Псалма 117: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Лк 20:17, Пс 117:22).

Итак, не себя, но именно Христа Петр видел тем самым краеугольным камнем – первоосновой Церкви, той первоосновой, на которой Церковь и строится. И именно это – первое, что объединяет его с Павлом. Они оба – и Петр и Павел - проповедуют не себя, не собственный высокий статус, не собственную «непогрешимость». И первоосновой Церкви они считают не себя. Не себя, но Иисуса Христа. Так, Павел пишет своим братьям в Эфесе, что они «утверждены на основании Апостолов и пророков» и «[имеют] Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф 2:20-21). А коринфской общине он говорит, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11).

Итак, первое, что объединяет простого рыбака Шимона, ставшего Петром и Шауля, ставшего Павлом: то, что они оба считали Иисуса Христа краеугольным камнем – Основанием Церкви, на котором Церковь и строится. Именно Сына Божьего Иисуса Христа, а не себя, грешных, они проповедовали тем людям, которые встречались им на жизненном пути.

А почему они считали именно Иисуса Христа основанием Церкви? Казалось бы, ответ очевиден: кто, как не Сам Воплотившийся Бог может быть основанием Церкви? Однако, на мой взгляд, тому есть еще одна очень интересная причина. И эта причина – второе, что объединяет Петра и Павла.

Давайте вернемся к словам Самого Христа в Мф 16: «на камне [или, как мы уже убедились, «на этой скале»] сем создам я Церковь мою». Это не просто Слова Господа, обращенные к Петру. Это продолжение диалога, который начался чуть ранее: «А вы – говорит Христос ученикам - за кого почитаете Меня?». И тогда Симон Петр, отвечает простой фразой, которая ляжет в основу всех христианских символов веры и всех христианских исповеданий на все времена: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Вот она – та самая petra, та самая скала, на которой Христос основал свою Церковь: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Именно вера в то, что Христос есть тот самый Мессия, Сын Божий, Спаситель Мира – и есть то, что делает христиан христианами и Церковь – Церковью.

Однако, дальше еще интереснее. В ответ на это, прежде чем говорить о той самой скале, Христос говорит Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».

Иисус из Назарета есть Христос, Мессия, «Сын Бога Живого». И это – не от Петра. В том смысле, что это - не результат его, Петра, многолетних изысканий, исследований, сравнения пророческих текстов и мнений авторитетных иудейских учителей. Нет! Это было вмешательство в жизнь Петра Самого Бога – через Единородного Божьего Сына Иисуса Христа. Это было именно Божье Откровение, а не собственные измышления Петра: «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». И именно это Откровение в конечном итоге привело к тому, что простой галилейский рыбак в день Пятидесятницы возвысил голос, и говорил в Иерусалиме первую христианскую проповедь, и стал известен по всему миру. Потому что в его жизнь вмешался Сам Бог. И Сам Бог изменил привычный ему ход событий.

И именно это – второе, что объединяет Шимона-Петра с Шаулем-Павлом. И для Павла справедливо такое утверждение. Потому, что жизнь Павла тоже изменило чрезвычайное сверхъестественное событие на пути в Дамаск – встреча с самим Воскресшим Христом. Вот как говорит об этом Книга Деяний: «Когда же [Савл] шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян 9:1-6).

И, как и в случае с Петром, это было именно Откровение, а не собственные измышления, не собственный опыт Павла. Потому что собственные мысли и собственный опыт Павла говорили ему о том, что христиане – враги отеческой веры. Враги, которых нужно истребить. Так он и думал, пока Сам Господь не открылся ему. И не изменил его мнения. И в результате этого Откровения, тот, кто был ярым гонителем христианства, стал его главным проповедником и защитником по всей Римской Империи.

Итак, вот, что объединяет Петра и Павла – тех самых Петра и Павла, которые были так непохожи друг на друга:
Во-первых, их жизни изменило Откровение – вмешательство в их жизни Самого Господа, встреча с Самим Христом. И во-вторых - именно о Том Самом Христе они и проповедуют. Именно Христос для них – краеугольный камень, первооснова. Тот самый краеугольный Камень, от которого (и на котором) строится все остальное здание Церкви. Строится оно из «живых камней» - Христовых верных, а значит, в том числе, и нас с Вами. Но всех этих камней, всего здания - не может быть без краеугольного камня. И этот краеугольный камень – не Петр и не Павел, но именно Иисус Христос – умерший за наши грехи и воскресший ради нашего оправдания. Воскресший Христос – именно Тот, без Кого Шимон не стал бы для нас апостолом Петром, а Шауль – не был бы апостолом Павлом.

Ну что же, хорошо. А какие из этого могут следовать практические выводы? Мы видели, что Сам Христос вмешался в жизни апостолов Петра и Павла, изменив эти жизни навсегда. Ну что же, хорошо, а к нам какое это имеет отношение?

Думаю, пример как Петра, так и Павла, может нас многому научить и дать многое понять. И, думаю, в первую очередь понять вот что: Господь не столько ищет Себе для того или иного дела «подходящих людей», сколько избирает тех или иных людей и делает их подходящими для Своего Дела. Он может взять простого необразованного рыбака и Своим Святым Духом сделать из этого рыбака такого проповедника, что после его проповеди к общине присоединяются три тысячи человек! Он может взять злейшего врага и превратить его в друга.

Почему же это особенно важно для нас сегодня? Сегодня, когда мы отмечаем день Святых Петра и Павла – тех самых, в честь которых была названа наша Община? Ведь в нашем календаре еще много дней, посвященных и другим апостолам – Иакову, Андрею, Варфоломею, и др.

Мне кажется, принимая во внимание все, что было сказано выше, любой праздник в честь того или иного апостола – повод вспомнить не столько о самих апостолах, сколько о том, как Сам Бог действовал через своих апостолов. Это повод вспомнить о Том Самом Краеугольном Камне, без Которого и Шимон – не Петр, и Шауль – не Павел, и Андрей – не Андрей, и Нафанаил – не Нафанаил.

Апостолы, равно как и многие другие святые, могут служить для нас примером в нашей христианской жизни. И примером, прежде всего, в том, что они проповедовали не себя, но Иисуса Христа. Как хорошо сказал об этом христианский писатель К.С. Льюис: «Сиять надо не так, чтобы другие могли увидеть тебя. Сиять нужно так, чтобы через тебя другие могли видеть Его [т.е. Иисуса Христа]»

«…Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 30.06.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Июня 2021 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2020 - 2 воскресенье после Дня Cв.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Июня 2018 - Придите ко Мне... (Пастор  Г. Азиков)
25 Июня 2017 - День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2016 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор  Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июня 2010 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
21 Июня 2009 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2008 - Второе воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)