МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Июня 2016 года

2 воскресенье после Дня Св.Троицы


Иак.1, 2-8
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков,- и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих.

Странные мысли встречаются порою в Священном Писании. Вот, например, Иисус, наставляя учеников в молитве и преподавая им Молитву Господню, заповедал говорить «и не введи нас во искушение». Всё ясно и понятно. А вот ап.Иаков говорит нам: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». Как такое может быть? Как можно совместить эти два наставления? Как можно радоваться искушению, если ты просишь Господа о невведении в оное? Как можно радоваться искушениям, если таковые сбивают с пути праведности, стремясь увлечь к погибели? Чтобы понять апостола правильно, следует иметь в виду одну тонкость. Слово «искушениие» в нашем сознании имеет резко отрицательный смысл, но в греческом сознании этот смысл выглядит иначе – не как соблазн на какую-то мерзость, а как испытание. Например, Бог, дав Аврааму повеление принести в жертву Исаака, не искушал его веру, как сказано в Синодальном переводе (потому что Бог не может предлагать мерзость), а испытывал её. И в словаре слово πειρασμοῖς имеет значение как «искушения», так и «испытания». Эта тонкость позволяет нам правильно понять написанное Иаковом. Верующий должен радоваться, когда Господь испытывает его веру. Но тут же возникает следующий вопрос: как и чему тут можно радоваться? Ведь любое испытание, начиная от школьного экзамена, есть источник неприятных ощущений, оно нарушает внутренний мир, лишает спокойствия. В своё время я был совершенно потрясён видом своего одноклассника перед одним из выпусных экзаменов – я полагал, что выражение «позеленел от страха» является чистой абстракцией, однако в тот день увидел, что оно совершенно буквально и точно. Можно ли радоваться таким состояниям? Разве мы не ценим спокойствие как великое благо, разве не стремимся к спокойному мирному бытию? Однако, как ни странно, спокойствие есть благо сомнительное. Во время войны с Римом Ганнибал Карфагенский при наступлении зимы прекратил боевые действия и расквартировал свою армию в Капуе – городе роскоши, где его солдаты могли наслаждаться спокойствием. Зима, проведённая в роскоши и спокойствии, сделала с войском Ганнибала то, что не могли сделать атаки римлян – боеспособность армии существенно уменьшилась. А вот вам ситуация из куда более близкого времени. В самом центре Москвы, то ли в Романовом переулке, то ли на улице Грановского, была специальная поликлиника для членов ЦК КПСС. С точки зрения комфортности и спокойствия это был предел мечтаний – обращения были нечасты, врачи предавались спокойному бездействию, да ещё неплохо за это получали. Казалось бы, живи и радуйся! Но для специалиста пребывание в этом месте вело к профессиональной деградации. Деградация начинается там, где прекращается совершенствование. А совершенствоваться было как раз не на чем, и врач в самой обычной районной поликлинике обладал куда большими возможностями для профессионального роста.

То же самое происходит и с верой. Ведь вера – это не некая данность, которую можно запереть в несгораемый шкаф и быть в твёрдой уверенности, что она у тебя есть. Вера – это живое состояние доверия к Богу, которое может усиливаться, а может и уменьшаться, а может и вообще исчезнуть. А теперь представьте, что вы ведёте тихую мирную жизнь, в которой всё есть и завтра тоже будет. Есть стабильность, есть полная уверенность в завтрашнем дне. Но если это так, то зачем нужен Бог, если и без Него всё хорошо? Зачем нужен Бог, если без Него вполне можно обойтись? И обходятся, что мы можем видеть в сегодняшней пока ещё процветающей Европе, которую папа Франциск вполне справедливо уподобил бесплодной женщине, не способной родить. Всего несколько десятилетий сытой спокойной жизни – и началась деградация и веры и вообще жизнеспособности. А вот когда твоя вера каждый день испытывается, когда ситуация вокруг тебя нестабильна, тогда очень хорошо понимаешь, насколько само твоё существование зависит от Бога, от Его милости, и цепляешься за Него изо всех сил. В армии, где почти каждый день был своего роста тестом на выживание, я молился так, как потом не молился никогда. Поэтому, если хочешь сохранять сильную, живую веру, не надо стремиться к спокойствию. И воистину стоит, как и пишет нам Иаков, радоваться, когда приходят искушения, когда приходят испытания, ставящие перед выбором, от которого нельзя уйти, который приходится делать. Испытания умножают веру, ибо побуждают осознавать собственную малость и, соответственно, сильнее доверять Господу, больше полагаться на Него. Испытания причиняют много неудобств, но тем не менее они – благо, ибо ведут к укреплению веры, а, следовательно, и к совершенству, о чём и говорит нам Апостол: «испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.». А чем больше человек приблизился к совершенству, тем больше он пригоден для Царства Божия. Проблема лишь в том, что благо не всегда осознаётся именно в качестве блага, потому что люди склонны оценивать ситуацию по внешним признакам, а по внутренней сущности. Поэтому чаще всего испытуемый человек не радуется испытаниям, а ропщет как на само испытание, так и на Бога. Вот почему так важно иметь мудрость, дающую возможность понять истинную ценность происходящего, даже если это происходящее с внешней стороны выглядит негативно. Нужно иметь мудрость для видения внутренней сущности испытания, для осознания, что таковое есть именно испытание, а не наказание. Впрочем, и то сказать, что у Бога даже наказание является благом, т.к. означает, что Он тебя не забыл, что хочет не гибели твоей, а спасения и наказует не для того, чтобы унизить, сделать несчастным, но для того, чтобы предостеречь и тем сохранить от несчастий куда больших. Намного хуже, если ты Ему безразличен, и Он попускает тебе жить так, как тебе угодно. Так что ничем не смущаемое спокойствие может быть признаком Божественного неблаговоления. Как уже было сказано, чтобы понять сие, нужна мудрость, а таковая есть не всегда. Поэтому Иаков призывает о ней молиться: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков,- и дастся ему.». Однако, если уж просить о таком, то это надо делать в твёрдой убеждённости или, как пишет апостол, «нимало не сомневаясь». Иначе говоря, во время прошения не должно быть метаний между не очень спокойной жизнью с Господом и вполне спокойной жизнью без Него. Господь хочет осознанного выбора, Он хочет определённости. Ты можешь быть холодным или горячим – но не тёплым! «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» - возвещает Иаков. Поэтому нельзя молиться «на всякий случай», без реального желания следовать путём, о котором просишь. «Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих». Господь же хочет от Своих верных именно твёрдости.

Увы, именно твёрдости в нас может не хватать. И когда оглядываешь свою жизнь, то находишь в ней массу примеров такой нехватки. Но ведь спасение не может быть достигнуто своими силами. Оно может быть обретено только от Господа. И путь к нему может быть пройден до конца только с Божией помощью. Поэтому в обретении столь потребной нам твёрдости мы призваны уповать на Него и просить Его о таковой. Только не надо думать, что можно спокойно сидеть, ожидая, пока Господь даст тебе необходимое. Вера не предполагает бездействия. Как раз наоборот – она подвигает нас на постоянное укрепление связи с Богом для обретения Его силы, которая позволит пройти до самого конца путь, ведущий в вечность. Поэтому будем благодатны нашему Небесному Отцу за приходящие к нам испытания, которые помогают понять свою зависимость от Него, которые укрепляют наше упование на Него и помогают совершать свой путь не в состоянии сонной одури, но в бодрствовании и активном действии. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 05.06.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июня 2024 - 2 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июня 2021 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2020 - 2 воскресенье после Дня Cв.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2019 - День Свв. Апостолов Петра и Павла (Пастор  Е. Романенко)
10 Июня 2018 - Придите ко Мне... (Пастор  Г. Азиков)
25 Июня 2017 - День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор  Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
13 Июня 2010 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2009 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2008 - Второе воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)