МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Июня 2008 года
Второе воскресенье после Дня Св.Троицы
1 Кор.9, 16-23
Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если не добровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, чтобы больше приобрести: для иудеев я был, как иудей, чтобы пробрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, - не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех сделался я всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
Однажды вышло так, что присутствуя на некоем приёме в качестве представителя Архиепископа, я оказался за одним столом с человеком, который на исходе советского периода занимал один из высших постов в государстве. Надо сказать, что общение с ним произвело на меня колоссальное впечатление, но несколько не в том смысле, в котором это выражение употребляется обычно. Я никогда не видел человека, который до такой степени видел и слышал бы только себя самого. За тем же столом находилось немало интересных людей, с которыми мне очень хотелось пообщаться, но присутствие лица, о котором я говорю, сделало сие намерение неосуществимым – всё оказалось сконцентрированным на одной-единственной личности. В связи с прочитанными сегодня словами св.Павла, мне думается, что если бы этот человек решил заняться миссионерством, то предпринятая им попытка закончилась бы полным провалом. Впрочем провалилось бы не только миссионерство, но и любое дело – в частности это подтверждается полным провалом той политики, которую он вёл, стоя у руля государства, равно как и распадом самого государства. Сие вполне естественно, потому что абсолютно в любом деле (если только таковое не требует полного уединения) тянущий всё на себя, слышащий только себя обречён на поражение.
В своё время мы уже говорили о том, что человек – существо общественное. Он существует в окружении, с которым общается. Описание человеческих взаимоотношений словом «общение» подразумевает двусторонность, взаимность. Человек желает и услышать, и быть услышанным – желает понять и быть понятым. Поэтому тот, кто хочет иметь нормальные отношения с ближними, должен быть готов быть готов именно к взаимности. Причём услышать человека не значит просто выслушать по принципу «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Услышать – это значит вникнуть в ситуацию, заинтересоваться человеком: его личностью, его жизнью, его проблемами и сказать в ответ то, что будет интересно и актуально не только для тебя самого, но и для него тоже. Именно такое общение, причём не наигранное, а естественное, способствует тому, что человеческая душа раскрывается, и появляется на формальный, а настоящий контакт. А так как мы говорим обо всём этом не абстрактно, а в свете услышанных сегодня слов св.Павла, напоминающих о главном призвании христианина, то из вышесказанного следует важный вывод: именно тогда, когда появляется не формальный, а настоящий контакт, именно тогда и только тогда наступает благоприятный момент для благовествования. Однажды в богатый купеческий город Геную прибыл иезуитский проповедник Лайнес. Время было непростое. Европу сотрясала Реформация, и римское католичество предпринимало титанические усилия для того, чтобы отстоять свои позиции. Генуэзское купечество встретило проповедника без всякого энтузиазма. Можно даже сказать, с большим скепсисом. Однако Лайнес не спешил выступать с проповедью. Какое-то время он посвятил знакомству с обстановкой в городе, а потом, к великому изумлению бюргеров, выступил с блестящими речами о вексельном праве. И так как указные речи отличались, как бы сейчас сказали, высоким уровнем профессионализма, то купеческая аудитория весьма расположилась к докладчику, и тем самым был открыт путь для духовной деятельности.
Примерно тем же путём шёл и Павел. «…будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был, как иудей, чтобы пробрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных … для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех сделался я всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.». Что это значит? Что апостол, говоря с разными людьми, говорил с каждым на его языке, стремился примениться к представлениям тех, с кем его сводила жизнь, стремился понять этих людей. Он делал сие ради того, чтобы в свою очередь быть понятым ими, и чтобы посредством сего восторжествовало дело Христово. Впрочем, так действовал не только Павел, но и другие - например, апостол и евангелист Иоанн. Своё Евангелие он писал, пребывая в языческой среде и для язычников. Поэтому, несмотря на то, что сам был иудеем, писал в понятиях, доступных для языческого сознания; в понятиях, которые могли быть усвоены людьми, не имевшими никакого представления о мессианских чаяниях иудеев. В результате в самом начале Его Евангелия стоят слова, совершенно чуждые для иудеев, но зато понятные для язычников.
Итак, сделаться всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Так действовал Апостол Павел и точно также надлежит действовать и нам, если хотим достичь серьёзных результатов на ниве Господней. А что такое серьёзный результат? Это результат, показателем такового служит не количество, а качество. В своё время некоторые конфессии организовывали шумные массовые евангелизационные мероприятия, для проведения которых арендовали стадионы. Потом всё это преподносилось, как грандиозные достижения в деле благовествования. Но через какое-то время стало ясно, что подобные мероприятии нецелесообразны. Они не приносили плодов, потому что людям нужно не один раз сказать – с ними нужно говорить много раз – и не с расстояния, а лично. В советскую эпоху результативность выражалась в количестве. Поощрения и награды доставались тем, кто перевыполнял планы. К сожалению, и в народе Божием порою бытует такие же взгляды. Возможно, именно по этой причине в нашей Церкви, особенно в начале 90-х годов прошлого столетия, процесс возрождения общин вёлся не самыми лучшими средствами – например обильной раздачей продовольственных пакетов и поношенных вещей, высокопарно именовавшихся «гуманитарной помощью». В результате действительно можно было говорить о количестве. Но о каком качестве можно говорить, когда люди идут в церковь не ради проповеди, но ради получения материальных благ? Возможно, это количество было очень нужно тем, кто писал замечательно выглядевшие отчёты. Но было ли оно нужно Богу? Особенно если учесть, что когда поток дармовщины стал иссякать, многие отпали. Христос говорил, что на небесах бывает более радости об одном покаявшемся грешнике, чем о 99 праведниках. Однако, для того, чтобы человек покаялся, нужно не выдавать ему продовольственные пакеты, а искать его душу, искать доверие этой души, дабы иметь возможность должным образом преподать Благую Весть. Снискать доверие души намного сложнее, чем «прикормить» её щедрыми подачками, но, тем не менее, путь снискания доверия является апостольским путём. А следовательно и нашим.
Павел пишет: «Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!». Подобно Павлу и остальным Апостолам мы призваны благовествовать, возвещать Христа распятого и воскресшего. Для того, чтобы это осуществилось, не надо ждать, когда люди придут к тебе, потому что они не придут. Надо самому идти к ним. А это значит, что в нашей жизни не должно быть формального отношения к людям, безразличия к ним. «Для всех сделался я всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.». С одной стороны, спасти всех невозможно, но, с другой, мы не знаем, кого именно возможно спасти. А это значит, что мы призваны вести борьбу за каждую душу, памятуя о небесной радости о каждом раскаявшемся грешнике. Каждый человек – личность, и эта личность заслуживает внимания, заслуживает того, чтобы её услышали, вникли в её проблемы и заговорили с ней на её языке. Поступающий так соберёт обильную жатву на ниве Господней. И в заключение реальная ситуация, показывающая, как важно говорить с каждым на его языке. О ней мне поведал мне ныне покойный регент баптистской церкви, который, уже не помню при каких обстоятельствах, в годы так называемого военного коммунизма оказался в отряде, занимавшемся продразвёрсткой. И вот, однажды, он поехал в деревню, где уже убили нескольких его «коллег». Вошёл в избу к старосте, где сам староста со своей семьёй сидел за трапезой, перекрестился на иконы и произнёс Иисусову молитву. Семья, привыкшая видеть от представителей государства совершенно иное поведение, была настолько этим потрясена, что пригласила его к столу. Дальше был разговор, в котором будущий церковнослужитель ничего не требовал, никому ничем не угрожал, но выслушал всё, что ему сказали и выказал искреннее сочувствие семье, попавшей в трудные условия. Результат – ему без всякого принуждения дали всё, что требовалось. Его предшественники, говорившие на ином языке – языке угроз - были убиты. «…будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести … Для всех сделался я всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Июня 2024 - 2 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июня 2021 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2020 - 2 воскресенье после Дня Cв.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Июня 2019 - День Свв. Апостолов Петра и Павла (Пастор Е. Романенко)
10 Июня 2018 - Придите ко Мне... (Пастор Г. Азиков)
25 Июня 2017 - День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
05 Июня 2016 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
13 Июня 2010 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2009 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)