МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Июня 2024 года

2 воскресенье после Торжества Св.Троицы


Лк.14, 25-33
25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27 и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире.
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Сегодня в святом Евангелии от Луки мы слышали в высшей степени радикальные слова Христа, способные повергнуть в шок: « 25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: 26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Странно, не правда ли? С одной стороны, заповедь о любви к ближнему, да и Декалог с заповедью о почитании родителей никто не отменял. А с другой «кто не возненавидит…». Как такое может быть?

Попробуем представить себе семью того времени. Это не как сейчас: родители и один-два ребёнка. Это большой клан, глава которого пользовался непререкаемым авторитетом. И влияние того или иного человека, его вес в обществе, зависел прежде всего от могущества его рода. Вполне естественно, что для поддержания мира внутри такого клана нужно единство его членов. Впрочем, количество людей не имеет значения – без единства мира не будет нигде. Но вот возникает ситуация: кто-то принял Христа, а все прочие остались с прежними убеждениями. Что дальше? Ничего хорошего, потому что единство нарушается и мира уже нет. Для иудея Иисус из Назарета - лжемессия, последование за Которым означает ниспровержение установлений Закона. Т.е., если в твоей семье появился христианин, то это значит, что ты взрастил отступника, проклятого Богом и навлекающего проклятие на весь род. Что же до язычников, то здесь всё ещё хуже, потому что ты взрастил не только отступника, презревшего веру отцов, но и политически неблагонадёжного, ибо человек, отказывающийся принимать участие в государственных культах, а особенно в культе императора, просто-таки враг народа. Не будем забывать, что именно по этой причине огромное число наших братьев было казнено. Впрочем, даже без таких крайностей всё было плохо. Потому что, если твой клан от тебя отрёкся, если ты стал для него чужим, то ты никто. Ты остаёшься без всякой защиты и поддержки, а времена стоят суровые, и о правах человека никто не задумывается. Неудивительно, что при таком раскладе перед каждым новообращённым вставал вопрос – за кем следовать: за своей семьёй или за Христом? Чьё мнение для тебя важнее – Христа или общества? Готов ли ты к тому, чтобы стать чужим среди своих? Так что последование за Христом менее всего походило на приятную прогулку. Оно было именно тем, о чём сказал Господь – несением креста. А крест может давить очень сильно. Именно поэтому Христос, Который ничего не скрывал, предлагает желающим последовать за Ним трезво взвесить, действительно ли они способны к указанному следованию. Потому что лучше вообще не следовать, нежели стать отступником. « 28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, 29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, 30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?». Вроде всё понятно и логично, однако какое отношение слова Господа имеют к сегодняшнему дню? Ведь сейчас совсем другое время. Другое, да не совсем. Так что Слово Божие, как и всегда, продолжает оставаться вполне актуальным.

Прежде всего, в нынешнем мире и сейчас много народов, для которых родственные связи имеют колоссальное значение, и разрыв таковых является великим бедствием. Принять Христа и, вследствие этого, лишиться поддержки семьи в обществе, где семейные связи пронизывают все институты – это катастрофа. За примерами не надо далеко ходить – именно такое общество мы можем видеть в современном Казахстане. Так что если кто-то из казахов обращается ко Христу, то последствия для него могут быть весьма тяжкими. В арабских странах положение ещё хуже: за принятие Христа там убивают. Смерть грозит даже за исполнение христианских обрядов. Примечательно, что когда представители этих народов эмигрируют в Европу, где принадлежность тому или иному вероучению не имеет никакого отношения к гражданскому статусу, то многие обращаются ко Христу. Мне рассказывали про одну лютеранскую общину в Германии, 2/3 которой составляют бывшие мусульмане из Ирана. Но опять-так, хотя это и современно, но как бы не про нас. Ведь мы живём в стране, в которой христианство считается традиционным и, что ещё важнее, мы не принадлежим к народам, в основном исповедующим ислам, буддизм или иные нехристианские учения. Да, это так, но ситуация не становится проще. Не становится, потому что формальная принадлежность к видимой Церкви и реальное последование за Христом не одно и то же. Что бы ни считалось традиционным, большинство называющих себя христианами не имеют никакого отношения ко Христу и живут, поклоняясь своим идолам: богатству, влиятельности, власти и т.д. И даже при формальном исполнении обрядов подлинный путь Христа остаётся где-то далеко в стороне. Потому что, как сказано в Евангелии, нельзя одновременно служить Богу и маммоне. Нельзя одновременно собирать сокровища на земле и на небесах Любовь и служении несовместимы с ненавистью и насилием. Доверие Христу несовместимо с поставлением себя в центр вселенной, с пренебрежением ближними. Последование Христу несовместимо с принятием осуждаемого Им, как нормального. Наши предшественники существовали во враждебном окружении – иудейском или языческом. Мы можем сказать о себе то же самое. Мы существуем во враждебном окружении. Мы существуем в окружении, не принимающим Христа, исповедующим совершенно иные принципы и ценности. Помимо всего прочего, это окружение очень не любит обличений, в какой бы форме таковые не совершались. Вот почему путь христианина и до сих пор является несением креста. Верность Христу, жизнь в единстве с Ним вполне способна навлечь не только неприятности, но и бедствия. И если бы проблемы приходили только извне. Увы, верность Христу вынуждает к противостоянию не только каким-то внешним вызовам, но и самому себе. Христианин каждодневно противостоит собственной порочности, побуждающей к компромиссу с миром и грехом, ко всяким недолжным помыслам и деяниям.

Как в первые века, так и сегодня несовпадение ценностей мира и Божьего царства постоянно ставят верных перед необходимостью выбора – чему же следовать? А проповедником системы ценностей мира может быть кто угодно – не только государственная пропаганда, но и ближайшие друзья, и члены семьи. Поэтому Христос и говорит: « 33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Что же делать? Действительно ли верному нужно ненавидеть ближних? Нет. Ненавидеть не нужно. Нужно отрешиться от людей, как от непререкаемых авторитетов. В приоритете может быть только Христос. Его Слово, Его воля имеют определяющее значение. Мнения и пожелания людей, в том числе и самых близких, актуальны лишь в той степени, в которой не противоречат воле Бога. Это совсем не просто и каждому человеку стоит задуматься над вопросом, хочет ли он жить так? « 28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, 29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, 30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?». Во многих зданиях есть вращающиеся двери. Можно очень долго крутиться в них, но это невозможно делать бесконечно – надо двигаться либо назад, либо вперёд. В случае последования за Христом идти назад, к своей порочности и греху, просто. Взять крест и пойти вперёд тяжело. Своими силами это просто невозможно. Но мы не одни. С нами Господь, Который любит нас и хочет нашего спасения. Поэтому верный должен постоянно опираться на Христа. Только с Его помощью возможно дойти до конца – до врат вечности, до врат Божьего Царства. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

13 Июня 2021 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2020 - 2 воскресенье после Дня Cв.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июня 2019 - День Свв. Апостолов Петра и Павла (Пастор  Е. Романенко)
10 Июня 2018 - Придите ко Мне... (Пастор  Г. Азиков)
25 Июня 2017 - День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
05 Июня 2016 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор  Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
13 Июня 2010 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июня 2009 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Июня 2008 - Второе воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)