МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Июля 2010 года

7 воскресенье после Дня Св.Троицы


Иак.1, 19-25

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

Почему мы постоянно согрешаем? Причём даже тогда, когда слышим Слово Божие, принимаем его и стремимся шествовать путём Христа. Таково действие первородного греха – стремления к нарушению воли Бога, доставшегося нам в наследство от Адама. Означенный грех является силой, постоянно толкающей нас на все прочие согрешения - в том числе на недолжные чувства по отношению к ближним. Этих чувств много. Одним из них является гнев по отношению к тем, кто так или иначе перед нами провинился. Любое чувство так или иначе выражается в действиях. В действиях, которые влечёт за собою гнев, нет ничего привлекательного, ибо плодами гнева являются оскорбления, насилия, и даже убийства. Самое скверное здесь то, что степень гнева и соответствующего действия может быть намного больше вызвавшего его деяния. Я знал женщину, которая, будучи ещё совсем молодой, после какой-то вечеринки пришла домой очень поздно, и мать ударила её по уху так, что это ухо не действует до сих пор. Может быть, именно поэтому Ветхий Завет вводит установления, хоть как-то регламентирующее последствия гнева – в том числе известную формулу «око за око, зуб за зуб». Но даже если этот принцип действует, и ответное действие не превосходит своей причины, то приводит ли оно к благому результату? Восстанавливается ли таким образом справедливость? Никак. Выбитый глаз не вставишь обратно, нервные клетки не восстанавливаются и убитых не воскресить. Таким образом, гнев и инициированные им действия ведут не к восстановлению справедливости, но к умножению греха и насилия. Гнев – одно из естественных чувств человека, эта реакция на происходящее воспринимается людьми как вполне нормальная. Но Божественно ли сие чувство? По всей видимости нет, потому что гнев открывает ворота самым тёмным безднам души. Апостол говорит нам: «…гнев человека не творит правды Божией». А то, что не творит правды Божией, не может исходить от Бога. Но если гнев не Божественен, то как жить, нося в себе это чувство, если мы дали Богу обет верности? Как жить, если гнев – наша естественная реакция? Но так ли уж она естественна? Или вернее сказать, для кого она является естественной? Может быть для тех, кто ещё не столько со Христом, сколько с миром? – для тех, чья душа ещё не преобразилась?

«Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». Куда ведёт нас Слово Божие? Оно ведёт нас ко Христу. А общение со Христом, если это действительно общение, а не видимость такового, ведёт нас к изменению мышления, к изменению всей нашей сущности, к состоянию, о котором сказал св.Павел: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Общение с сильной личностью всегда привносит изменения в сознание, влияет на систему ценностей, на жизненную позицию. И если изменения сознания возможны даже в процессе общения между людьми, то тем паче они возможны, когда происходит общение с Иисусом. Причём они не просто возможны. Они должны быть. Мы пребываем в общении с Господом именно для того, чтобы преобразиться: чтобы смотреть на мир не своими, а именно Его глазами, жить не ценностями мира, но ценностями Божьего Царства. Это постепенное преображение и есть то самое вникание в закон совершенный, закон свободы, о котором пишет св.Иаков. Преображение сущности влечёт соответствующие последствия: «…кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своём действовании». Почему блажен? Потому что будет действовать не по своему побуждению, но по наущению Божьему. А тот, кто действует в соответствии с Божией волей; тот, кто творит её, тот творит благо. К сожалению, сегодня многие склонны рассматривать христианство, как комплекс морально-этических норм. Но такой взгляд умаляет нашу веру, делает её разновидностью сборника правил хорошего тона. Христианство ведёт нас не к исполнению каких-то предписаний относительно личной и общественной жизни. Оно ведёт к преображению человека, причём личность, получающаяся в результате этого преображения, весьма значительно отличается от исходной. Собственно говоря, именно это внутреннее преображение, при котором Божью волю мы ощущаем как свою собственную, и делает нас пригодными для Царствия Небесного. Разумеется, можно спросить, для чего тогда нужны уже упоминавшиеся моральные и этические нормы, которых в Писании (в том числе и в Новом Завете) содержится немало? Ответ весьма прост: они служат своего рода ориентирами, показывающими, на правильном ли пути мы находимся, но и не более того. Они – индикатор, но не самоцель. Равно как и Сам Новый Завет есть не сборник законов, но Благая Весть о Царствии небесном, приблизившемся к нам в Иисусе Христе. Однако, духовное преображение человека не происходит мгновенно. Возрастание во Христе, в Духе Святом может длиться на протяжении всей жизни. Что же нам делать в том случае, если мы стремимся следовать за Господом, но при этом ещё поддаёмся отнюдь не Божественным порывам?

Апостол пишет: «Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев…». Никогда не стоит торопиться с ответной реакцией - даже в том случае, если приходится столкнуться с чем-то очень неприятным. Как уже было сказано в начале, отмщение даже в рамках Моисеева Закона ведёт не к восстановлению справедливости, но к умножению зла. Отличие же христианина от обычного человека в том, что зло, приходящее к нему, не передаётся дальше. Наша порочная натура стремится к немедленному действию, продиктованному негативным чувством, но христианин должен господствовать над грехом, а не быть его рабом. Поэтому надлежит не кидаться решать проблему самым поспешным и радикальным способом, но постараться отодвинуться от неё, помолиться, прося Христа о водительстве, и лишь потом говорить или делать что-то в ответ. Мы призваны не выплёвывать эмоции, но предоставить действовать пребывающему внутри нас Царству Божию, Святому Духу, храмом Которого является тело каждого из нас. Мы - христиане, призванные быть проводниками Божественного света, живыми письмами Бога этому миру. Для успешного исполнения этой задачи и требуется то самое внутреннее преображение, о котором мы уже говорили. Но оно не придёт само по себе. К нему надо стремиться, его надо искать. А найти его можно только у Христа. Именно поэтому так важно, чтобы каждый день нашего бытия был освящён Его присутствием, Его благословением. Зло может придти в любой момент, причём из самого неожиданного источника. И для того, чтобы достойно ответить на его вызов, мы должны отрешиться себя, стать только лишь посредниками Христа, стать инструментами, которыми Он будет творить Свою волю. Причём не на минуту и не на день, но на всё то время, которое дано нам на этой земле. Да совершится в нас и через нас воля Господа и да прославится нашим посредством имя Его! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Диакон  Е.Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)