МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Июля 2018 года

7 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мк.6, 7-13
7. И, призвав Двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами.
8. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе,
9. но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд.
10. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места.
11. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу.
12. Они пошли и проповедовали покаяние;
13. изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.

Как должна выглядеть проповедь об Иисусе? При ответе на этот вопрос пред-ставляются высокие своды церквей, звуки органа и священник в облачении, стоящий на кафедре и возвещающий Слово Божие. Ничего удивительного в та-ком представлении нет – к таковому нас подводит, как сейчас говорят, «мейн-стрим» многовековой Церковной истории. Это настолько укоренившееся пред-ставление, что не очень сведущие в христианстве государственные чиновники полагают все остальные варианты недолжными и даже опасными, что нашло своё отражение в так наз. «Законе Яровой». Вернее сказать, в практическом применении этого закона, согласно которому проповедовать, говорить о Боге может только тот, кто облечён полномочиями, кто состоит в должности, дающей право на такой род занятий. Некоторое время назад наша Центральная Канцелярия разослала пасторам особое удостоверение, в котором написано, что мы имеем право заниматься миссионерской деятельностью – сие было сделано именно для того, чтобы избежать конфликтов с особо ретивыми представителями государства и их приспешниками. Таковы условия, в которые государство пытается загнать Божий народ - этакое своеобразное духовное гетто. Но пози-ция Христа в данном случае совершенно иная: «И, призвав двенадцать, начал посылать их по два и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ниче-го не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, не меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд». Всё предельно просто, никакого внешнего антуража, никаких удостоверений и никаких должностей. Есть только одно – поручение Христа. И этого вполне достаточно.

Слово, услышанное сегодня в Евангелии, ставит нас перед очень важным вопросом: кто мы? Действительно ли мы являемся учениками Христа? Если яв-ляемся, то почему не говорим о своём Учителе? Кто-то из наших прихожан по-сле поездки в Германию рассказывал мне, что вопрос такого рода он задал че-ловеку, с которым сидел рядом во время богослужения. На что получил следу-ющий ответ: «А зачем нам проповедовать? Есть пастор – вот пускай он и старается». Но разве учениками Господа являются только клирики? Нет. Ведь Он даровал Своего Святого Духа всей Церкви, всему народу. В услышанном сегодня слове евангелиста Марка мы видим, как Иисус начинает готовить учеников к исполнению данного позже поручения: идите и научите все народы. Поэтому с того времени и до сегодня дня ученик Христа это не тот, кто носит на шее крестик – тем более, что данный символ сейчас можно увидеть в самых неожидан-ных местах и комбинациях – а это тот, кто принял Господа и Его Слово, как абсолютную истину и следует ему. А следовательно не молчит о Христе, но гово-рит о Нём.

Обратите внимание: посыл учеников, о котором пишет Марк, совершился до Сошествия Св.Духа. Это значит, что никаким особым красноречием они на тот момент не блистали, да и содержание их проповеди было предельно просто. Как говорит об этом Марк, «Они пошли и проповедовали покаяние». И вот представьте: приходят в город или в деревню очень просто и даже бедно одетые люди, говорящие о покаянии, о смирении перед Богом. Несолидно как-то, не правда ли? Но истинность или даже важность слова определяется отнюдь не внешними данными говорящего, а сущностью того, о чём он говорит. Ученики говорят просто и вроде бы о простом. Никаких сложных построений, блестя-щих речей и т.д. Но при всём этом они говорят о том, с чего начинается путь в Божье Царство. Потому что покаяние – это в первую очередь переоценка. Пе-реоценка, при которой человек признаёт, что первое место в этом мире принад-лежит Богу и то, что было сделано против Его воли, есть ошибка, заблуждение, грех. Такое признание многого стоит, потому что ведёт к изменению бытия. Вначале стремление жить по Божьей воле, затем осознание себя не чем-то самоценным, но орудием Господнего промысла. И, соответственно, забота не об исполнении своих желаний, не об удовлетворении своих амбиций, а к тому, что имя Господа святилось и чтобы Царствие Его являлось уже здесь и сейчас. Чем больше будет таких людей, тем более благостной и мирной станет наша жизнь. Вот почему так важно, чтобы никто из нас не молчал. Как мы видим в сего-дняшнем Евангелии, для того, чтобы говорить о Христе, не нужно никаких внешних антуражей. Важно само слово или, вернее, та сущность, которая за этим словом стоит.

Во время оно Апостол Павел пришёл в Фессалонику и возвестил там Христа. В результате его проповеди образовалась община. Очень активная об-щина, члены которой не молчали, но говорили. И что же? За сравнительно ко-роткое время число они настолько преуспели, что Павел написал им, что ему уже нет смысла возвращаться, т.к. они вполне успешно справились с задачей благовествования.

Государственные деятели в этой стране никогда не могли примириться с таким понятием, как свобода совести. Поэтому ещё при Империи каждое испо-ведание было заключено в систему регламентов и статей, указывавших, что можно, а чего нельзя. Государство старалось превратить Церковь в подобие са-мого себя, т.е. в аппарат, состоящий из таких же чиновников, находящихся на определённых должностях и имеющих соответствующие полномочия. К настоящему времени ничего не изменилось. Но Церковь в первую очередь не адми-нистративная организация со штатным расписанием, а народ Божий, сообще-ство верных, сообщество учеников Господа, у которых есть только один абсо-лютный авторитет – Господь. Именно в такую Церковь мы веруем, как в ми-стическое Тело Христа. Все остальные сущности, сколько их ни есть в этом ми-ре, имеют право на существование лишь постольку, поскольку не противоречат Его Слову. Поэтому если Господь хочет, чтобы мы говорили, мы должны гово-рить, не смущаясь ничем – и в первую очередь собственной малостью. Да, мы не собираем многотысячные аудитории, мы говорим только с теми людьми, с которыми жизнь сталкивает нас время от времени, но знаете, если хотя бы один человек в результате разговора с нами обратился к Господу и покаялся, то наша жизнь уже не напрасна. Неважно, каких размеров будет плод – главное, чтобы он был.

Ученики Христа, посланные Им на проповедь, не пускались в сложные дискуссии, не отстаивали преимущества Нового Завета перед Ветхим – они говорили о покаянии, т.е. о смирении перед Богом. А это самое главное. Потому что все богословские тонкости вторичны. Вероисповедные различия тем более вторичны. Если человек покается и придёт ко Христу, то сумеет потом найти своё место в Божьем народе. Главное, чтобы он пришёл. И право же, тут огромная нива. Поговоришь с людьми вживую или через интернет и удивля-ешься, какая чудовищная мешанина представлений обретается в головах наших ближних, какие дикие представления им порою свойственны. Если пускаться в споры об этих представлениях, то в них можно попросту утонуть. Но нет необходимости в спорах. Нет, потому что не надо бороться со вторичными пред-ставлениями, когда человек не уразумел главного. Того главного, что проповедовали ученики, посланные на проповедь Христом. «И, призвав двенадцать, начал посылать их по два … Они пошли и проповедовали покаяние». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Кюстер  Е. Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)