МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Июля 2024 года

7 Воскресенье после дня св.Троицы


Бытие 45: 4-8
4. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет;
5. но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни;
6. ибо теперь два года голода на земле: остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут;
7. Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
8. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.

Сегодняшние размышления я хотел бы начать с того, что поделюсь с Вами одним примечательным случаем из церковной истории.
В 370-е гг. н.э. префектом Северной Италии с резиденцией в Медиолане (совр. Милан) был назначен человек по имени Амвросий. Амвросий был христианином, человеком благочестивым, порядочным, талантливым и уважаемым. Он работал сначала юристом, а затем стал государственным служащим. Словом, к церковной иерархии он отношения не имел.

Примерно в это время в медиоланской церкви начались сильные распри между партией ортодоксальных христиан и партией еретиков-ариан. А это очень осложняло выбор епископа Медиолана, т.к. силы сторон были приблизительно равны и каждая сторона стремилась продвинуть на епископскую позицию "своего" человека. И вот, качестве компромиссной кандидатуры на должность епископа был предложен тот самый Амвросий, поскольку он, будучи светским чиновником, к церковным раздорам отношения не имел, а у народа пользовался большим уважением.

Дальше произошло следующее: Амвросия избрали епископом Медиолана. Хотя - удивительный факт - на момент предложения его кандидатуры на эту должность Амвросий даже не был крещён! В те времена во многих христианских семьях и общинах был обычай креститься поздно, в зрелом возрасте.

И вот, Амвросий за неделю прошёл весь путь церковной иерархии: от новокрещенного христианина до епископа. Т.е. представьте: условно говоря, в понедельник ты принимаешь крещение, а в воскресенье уже служишь свою первую мессу в качестве главы местной церкви. Вот уж действительно, быстрый карьерный рост!

И хотя Амвросий был человеком порядочным и благочестивым, такой манёвр вполне могу смутить многих благочестивых христиан Медиолана. Это было вопиющим нарушением всех церковных обычаев и установлений ("Никого не рукополагай поспешно", 1 Тимофею 5:22, перевод РБО 2017). Даже люди, далёкие от проблем церковной иерархии понимают, что новокрещённый христианин не может стать епископом за неделю. Во всяком случае, если бы нечто подобно произошло сегодня, это вызвало бы страшный скандал!

Однако, что произошло в результате? Милостью Господней, Амвросий не просто стал отличным епископом, но впоследствии прославился как талантливый богослов, неординарный проповедник, защитник веры и христианский поэт. Сейчас он известен в церковной истории как Св. Амвросий Медиоланский и почитается в числе отцов и учителей Церкви - как на Востоке, так и на Западе. В церковных хрониках есть даже сведения о чудесах, которые совершались по молитвам Св. Амвросия. И кстати, именно благодаря проповеди Амвросия обратился ко Христу другой выдающийся учитель Церкви - блаженный Августин.

И хотя с внешней стороны назначение Амвросия было вопиющим каноническим варварством, в результате Церковь Христова получила одного из своих выдающихся учителей.

К чему я пересказал Вам этот случай из церковной истории?
Сегодня, в 5-е Воскр. после Троицы церковный календарь предписывает нам рассуждать о Божественном Провидении, т.е. о том, как Бог действует в нашем падшем и грешном мире. И на мой взгляд, одна из библейских историй, которая хорошо иллюстрирует особенности Божьего Провидения - история Иосифа, часть которой мы слышали с Вами сегодня во время чтения из Ветхого Завета. Иосиф говорит своим братьям: "Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог" (Бытие 45:7- 8)

Чтобы понять, какую роль эти его слова играют в повествовании, нужно вкратце вспомнить историю Иосифа с самого начала. А началась эта история с того, что Иосиф в буквальном смысле слова упал на самое дно: его собственные братья, которые попытались его убить, бросили его в глубокий ров. Иосиф выжил, однако, впоследствии всё те же братья продали Иосифа в рабство (Бытие, гл. 37).

То есть, волею своих братьев, Иосиф прошёл через страшные испытания. Он стал рабом, т.е. оказался на самом дне социальной иерархии древности. Его жизнь стоила ровно столько, сколько за неё были готовы заплатить. Он был вдали от дома, а значит без поддержки и защиты своих родных и друзей. Словом, жизнь Иосифа постоянно была под угрозой.

И вот, мало-помалу, Иосиф милостью Божией поднимается с самого дна. Благодаря милости и помощи Бога, Иосиф становится старшим в доме царедворца Потифара: "И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его даёт успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И [Потифар] поставил его над домом своим, и всё, что имел, отдал на руки его" (Бытие 39:2-4).

Затем постепенно, опять же благодаря данной Богом способности истолковывать сны (Бытие 41:16), Иосиф становится вторым человеком в Египте после фараона. То есть, Иосиф поднимается с самого дна на самую вершину социальной пирамиды.

И вот, что ещё важно: мы видим, что на протяжении всего своего жизненного пути Иосиф демонстрирует верность Богу. Иосиф, выражаясь языком Ветхого Завета, "ходит пред Богом" (Бытие 6:9), то есть стремится творить Божью Правду. Он хранит верность Богу и ведёт всю свою жизнь так, как если бы каждый момент он был пред Божьими очами. Именно такую верность Богу продемонстрировал Иосиф, когда жена всё того же Потифара попыталась его соблазнить. Он отверг её ухаживания, ответив ей так: "...Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?" (Бытие 39:9).

И вот, уже став вторым человеком в Египте, Иосиф, я уверен был весьма удивлён, когда его собственные братья - те самые, которые в своё время попытались его убить и продали его в рабство - явились ему на поклон. В процессе общения с братьями, Иосиф открывается им: "Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: остаётся ещё пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всём доме его и владыкою во всей земле Египетской" (Бытие 45:4-8).

Итак, вот ключевой момент в нашем сегодняшнем отрывке: именно Всемогущий Бог послал Иосифа в Египет. Да, его братья совершили по отношению к Иосифу страшный грех. Да, Иосиф прошёл через большие испытания. Однако, Бог был с Иосифом и вёл Иосифа даже на этом пути испытаний. И что самое главное: мы видим, что в конечном итоге именно Бог привёл Иосифа в Египет.

Пребывание Иосифа в Египте стало следствием действия в этом мире зла и греха, в данном случае - греха его братьев. Однако, даже через грешных людей Бог нашёл способ действовать так, чтобы в конечном итоге спасти жизнь Иосифа и всей его семьи от голодной смерти.

И, кстати, заметим попутно: Иосиф находит в себе силы простить своих братьев (Бытие 50:14-21).

Именно история Иосифа иллюстрирует ту нехитрую мысль, которая в разной форме встречалась у многих христианских богословов и учителей: да, в нашем мире есть зло, грех и несправедливость, однако, над злом, грехом и несправедливостью господствует Божье провидение. И природа Божьего Провидения такова, что Бог может в конечном итоге даже несмотря на это действие греха и зла привести ситуацию к конечному Благу.

Бог есть Царь над всем творением, а значит он вполне может вмешаться в ход событий так, чтобы даже несмотря на действие в нашем мире зла всё в конечном итоге привело к благу, к спасению человеческих жизней, к спасению человеческих душ и к Его Славе. Как восторженно пишет об этом Павел в Послании к Римлянам: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки" (Римлянам 11:33-36).

Помимо истории Иосифа примеров такого Божьего вмешательства в историю можно привести множество.

Пример, который мы с Вами однажды разбирали во время одной из пасхальных проповедей - предательство Христа Иудой. Выдав Христа иудеям и римским властям, Иуда совершил страшный грех. Однако, Сам Христос об этом говорит: "Сын человеческий идёт, как написано о нём" (Марка 14:21). Крестный путь Христа был определен Самим Богом Отцом задолго до того, как Иисус воплотился. И именно пройдя через этот Крестный Путь, Христос и принёс спасение всему миру. Но необходимым этапом этого Крестного Пути было предательство Иуды, которое было несомненным злом.

Ещё один пример пример: Давид совершил страшный грех, уведя жену у Урии, одного из своих военачальников (а затем и косвенным образом убив его, см.: 2-я Царств, гл. 11-12). Однако, в результате связи Давида с Вирсавией родился Соломон, который стал одним из выдающихся царей Израиля, мудрейшим из правителей этой земли (3-я Царств 3:11-12) и одним из предков нашего Господа Христа по плоти. Поймите правильно, это ни в коем случае не оправдывает тот грех, который совершил отец Соломона, Давид. Это лишь показывает, что Бог способен действовать в этом мире, пораженном грехом и злом так, чтобы даже из этого зла в конечном итоге вышло благо.

Или если вернуться к примеру из церковной истории, который я привёл в начале: назначение Амвросия на медиоланскую кафедру с внешней стороны могло показаться его современникам страшным каноническим варварством, нарушением всех возможных церковных обычаев. Однако, в результате, как я уже сказал, Церковь Христова получила одного из своих выдающихся учителей и проповедников.

Таким образом, мы видим: иногда Бог допускает, чтобы в нашем мире действовал грех, или действовало зло, или вообще происходило то, что мы, люди, не можем принять или понять. Однако, Божья Мудрость и Его Провидение таковы, что в конечном итоге даже через это через зло или через грех, или через нечто, что не вписывается в наши представления о должном или недолжном, Бог способен привести всё к конечному благу и к реализации Его Великого Замысла о Спасении людей. Воистину: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?".

При этом важно понимать: это не делает Бога "соучастником" человеческого греха. Напротив, это показывает нам, людям, существующим в этом поражённом грехом мире, что даже когда вокруг господствуют грех и зло, Господь не оставит нас, потому что Он способен в конечном итоге привести все, если можно так выразиться, "сюжетные линии" в этом мире к Спасению наших душ во Славу Его.

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, что это учение о Божьем Провидении означает для нас с Вами./p>

Пути Господни загадочны и неисповедимы. И мы с Вами не знаем, какую роль сыграет в нашей жизни то или иное событие. Как не знал Иосиф, что его рабство в Египте в конце концов спасёт его и его семью. Как, вероятно, не знали люди, возмущённые быстрым карьерным ростом Св. Амвросия Медиоланского, что его имя останется в церковной истории, как имя одного из выдающихся церковных учителей.

Как повлияет на нас то или иное событие?
Каков будет его конечный исход?
Этого мы не знаем.

Но что мы знаем? Из Священного Писания мы знаем, что Бог послал в мир своего Единородного Сына, который принял смерть за наши грехи. Мы знаем, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины (1 Тимофею 2:4). Мы знаем, что даже в нашем мире, поражённом грехом и злом, Бог действует так, что даже несмотря на этот грех и зло Он способен в конечном итоге привести всё к благу.

А следовательно, дорогие братья и сёстры, что требуется от нас? Ответ: от нас требуется доверие Богу. Нам нужно в любой жизненной ситуации помнить, что даже через те или иные жизненные испытания Бог в конечном итоге ведёт нас к спасению наших душ. Быть может, те испытания и те тревоги, через которые мы сейчас проходим, сыграют в нашей жизни такую же роль, какую сыграло в жизни Иосифа его рабство в Египте. Если мы знаем, что Бог ведёт нас к спасению наших душ, наша задача - доверять Ему даже среди испытаний, которые так или иначе приходят в нашу жизнь. В любых обстоятельствах нужно довериться Господнему провидению. Потому что Его пути неисповедимы, мы не видим всей картины бытия, как её видит Он.

И второе, что от нас требуется: хранить верность Богу, хранить верность Божьему Пути. Да, в нашем мире действует зло. Да, Бог способен Своим Мудрым Промыслом в конечном итоге даже из зла вывести благо. Однако, это не снимает с нас ответственности за наш выбор и наши действия. Всё тот же Иосиф, как мы помним, отверг ухаживания жены Потифара, чтобы не совершить мерзость перед Богом. Думаю, Иосиф хорошо понимал, что в нашем мире действуют грех и зло. Но сам он не позволял себе стать проводником греха и зла в этом мире. Так же следует поступать и нам: какие бы испытания не выпадали на нашу долю, ни в коем случае нельзя идти на компромисс с грехом.

***

Итак, дорогие братья и сёстры, если попробовать подвести своеобразный итог:
Божье Провидение - то есть тот способ, каким Бог может даже несмотря на действие в нашем мире зла привести всё к конечному благу - для нас является тайной, проникнуть в суть которой нашими ограниченными умами мы не сможем.

Однако, мы знаем, что конечной целью Господа является наше Спасение через Кровь Его Единородного Сына Иисуса Христа. Какими путями приведёт нас Господь к Спасению, какие испытания или неожиданные повороты мы встретим на этом пути - ведомо только Ему.

Но вот, что от нас требуется, даже среди всех возможных жизненных испытаний: доверие Богу и верность Ему. И нам следует являть эти доверие и верность даже если мы видим в нашем мире торжество греха и зла; даже если происходит нечто, что мы не можем понять или принять.

Иосиф, часть истории которого мы услышали с Вами сегодня, может служить нам примером именно такого доверия и верности. А история Св. Амвросия Медиоланского, с которой я начал - как раз служит примером того, как Бог способен привести любой сценарий развития событий к конечному благу - к тому, что в конечном итоге играет свою роль в Его Великом Замысле Спасения.

Именно об этом и говорит Иосиф своим братьям: "Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

31 Июля 2022 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2021 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2020 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Пастор  Е. Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)