МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Июля 2016 года

7 воскресенье после дня Св.Троицы


Гал.4, 12-18
Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня: знаете, что, [хотя] я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались [им], а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.

Послание к Галатам, фрагмент которого мы сегодня читали, написано св.Павлом при непростых обстоятельствах. Придя в Галатию, он успешно проповедовал, собрав общину Христовых верных. Однако, после того, как, исполняя своё апостольское служение, он отправился дальше, к галатам пришли лжеучители, проповедовавшие совершенно извращённое христианство, бывшее фактически лишь слегка изменённым иудаизмом. Община, ещё недостаточно крепкая в вере, поддалась на их измышления и духовно развратилась, став исповедовать именно то, против чего предостерегал Павел. Отсюда и тон его письма – весьма резкий. Трудно сказать, что случилось далее с галатами, и пошло ли им на пользу наставление Павла – достоверные известия об этом отсутствуют. Однако, сама ситуация побуждает задуматься о верности истине и вообще о необходимости твёрдого стояния на избранном пути, который ты к тому же выбрал свободно, без всякого принуждения.

Когда человек открывает для себя истину, благодаря восприятию которой вступает на совершенно новый путь, он чувствует себя до чрезвычайности вдохновлённым – буквально горит тем, что ему открылось. Не надо думать, что такое возможно лишь в связи с каким-то учением – точно такие же ощущения могут быть в связи с любым обстоятельством, открывающим в жизни совершенно новую стезю. И вот, в течение какого-то времени переживается период до чрезвычайности сильного неофитского рвения, которое подвигает на большие, а иногда и на великие свершения. Проблема лишь в том, что указанного рвения не хватает надолго. По какой причине? Потому что бывшее новым постепенно становится привычным, обыденным, а, соответственно, перестаёт казаться необычно-захватывающим. И вот, яркий пламень неофитского горения начинает постепенно угасать, доходя в конце концов до маленького, еле заметного огонька, а то и вообще до состояния коптилки. Есть у меня коллега, который, приступая к новому органному проекту, горит настолько, что ни о чём другом говорить не может. Но если работа затягивается, то его интерес резко падает, и он легко может увлечься каким-то другим заказом, оставив прежнюю работу незавершённой. Нечто схожее происходит и в области духовной. В момент угасания первичного неофитского рвения возникает большая опасность попасться на приманку лжеучителей, идеи которых могу привлекать просто в силу своей новизны. И вот, есть люди, которые действительно уклоняются в лжеучение, не думая, правда, о том, что со временем оно точно также станет обыденным и потеряет первичную привлекательность. Проблема лишь в том, что, даже если ты осознаешь, что в лжеучении нет ничего ценного, то всё равно – факт отпадения от истины уже состоялся. И если речь идёт об отпадении от истинного христианского учения, то таким отпадением губится душа, потому что отпадение от Христа после Его принятия есть та самая хула на Св.Духа, которая не прощается ни здесь, ни в вечности.

Вспомним церковную ситуацию в России, когда изменения, произошедшие в жизни государства, дали возможность посещать церковь беспрепятственно. Вспомните толпы народа и в церквях и на стадионах, где десятки тысяч слушали заезжих проповедников типа Билли Грэма. Где теперь все эти толпы? Несколько лет назад для того, чтобы попасть на Пасхальную службу в находящуюся неподалёку от меня православную церковь на Воробьёвых горах, надо было приходить очень заранее – иначе в неё было просто не втиснуться. А теперь туда можно войти достаточно свободно. Был момент бурного роста общин, но потом он остановился и повернул вспять, так что постепенно всё вернулось на круги своя, а общины, если и приросли, то не так уже и сильно. Впрочем, зачем далеко ходить – в нашей собственной общине на исходе 90-х был период, когда на службы приходило порядка 200 человек. Где они теперь? Или вот, другой пример. Когда в конце 2010 г. начались проблемы, вынудившие нас в конце концов покинуть Старосадский, мы собирались на квартирах, причём в большом количестве. В первый период нашего самостоятельного бытия каждое воскресение бывало по 70 и более человек – это подтверждает приходская статистика. Потом всё стало привычным, страсти поутихли, положение стало привычным и энтузиазма уже нет. Кто-то приходит раз в 3 недели, кто-то раз в полтора месяца, а кто-то и реже. Что это значит? Что горение окончилось, настало время тусклого света, и опасность совращения увеличилась многократно. Поистине, в эпоху гонений вера является с куда большей силой, нежели в мирные времена. Что из всего этого следует?

Не надо крайностей. Понятно, что удержаться на одном и том же уровне увлечённости, энтузиазма, сложно – такова уже человеческая натура. Однако, надлежит помнить, какой выбор ты сделал и относиться к выбранному с подобающей серьёзностью. Т.е., если так можно выразиться, «держать планку» не на крайнем, но на достаточно высоком уровне, чтобы в какой-то момент не ослабеть и не совратиться, не утратить основу, без которой не будет нормального бытия ни здесь, на этой земле, ни тем более в вечности.

Галатам, о которых мы сегодня говорили, проповедь иудействующих лжеучителей в силу их новизны показалась более интересной, чем проповедь Павла, которого они уже изрядно наслушались. И они совратились. Но куда совратились? Ведь лжеучители проповедовали возврат к Ветхозаветным нормам, откат от живой веры, от живого Христа к формальному исполнению предписаний Закона. В жизни каждого из нас сомнительных завлекалок такого рода может быть предостаточно. Простой пример. Есть масса людей, которые ни разу не удосужились прочитать канонические Евангелия, им не интересно. Зато с каким жаром они толкуют об апокрифическом «евангелии Фомы» - можно подумать, что этот документ является средоточием всей новозаветной истины и даже более того. Лжеучителей сейчас предостаточно: от адептов восточного язычества до сайентологов и даже сатанистов. Они могут казаться очень интересными, особенно когда окружают себя налётом таинственности, недоступности для случайных людей, для непосвящённых, но куда они приведут? Куда они в состоянии привести? Никуда, кроме проклятия и вечной смерти. Увлекающемуся лжеучениями и отступающемуся от истины Христовой может показаться, что он приобрёл нечто очень важное и ценное, но на самом деле тут не прибыль, а сплошные убытки, самоограбление. Человек грабит самого себя, добровольно лишая себя того важного для этой и для вечной жизни, что мог бы получить. Впрочем, самоограбление бывает не только при уклонении в лжеучения, но и тогда, когда человек в воскресенье вместо мессы находит для себя более важное занятие. Да, свободный день; да, можно сделать кучу всего полезного. Но что бы ни было сделано, оно не заменит Божьей благодати, которую мы получаем через слышание Слова, приобщение Св.Тайн, общую молитву, общение святых. Нет благодати, нет прибыли, только убыток. Но, чтобы понять сию убыточность, надлежит осмыслять происходящее не с позиций сегодняшнего дня, а с позиций вечности. Что я получу с этого в грядущем? – вот каким вопросом следует задаваться. Такое отношение поможет нам правильно расставить приоритеты, не повторить ошибку галатов, остаться верными Христу и Его Церкви и в свой час достигнуть блаженного наследия вечности. «Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моём только присутствии у вас.». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 10.07.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Диакон  Е.Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)