МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Июля 2013 года

7 воскресенье после Дня Св. Троицы


Деян.2, 41-47

Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

В результате проповеди св.ап.Петра, произнесённой им в День Сошествия Св.Духа, в Иерусалиме образовалась первая община, положившая начало Христианской Церкви. Это была отнюдь не маленькая группа, а весьма значительное объединение – около трёх тысяч человек; причём, как свидетельствует нам Книга Деяний, численность её постоянно возрастала. В этом отношении Иерусалимская община существенно отличалась от прочих, которые вначале были намного меньше. Тем более интересными являются услышанные сегодня слова Книги Деяний, повествующие о стремлении членов этой общины к совместному бытию. «Все же верующие были вместе и имели всё общее». В годы моего пребывания в армии, я постоянно пребывал вместе с 60 человеками и имел с ними всё общее. Должен сказать, что никаких приятных чувств это не вызывало и самым сильным желанием было оказаться от них как можно дальше. Однако, сие совместное пребывание в одном месте было вынужденное. Нас обрекли на него, не поинтересовавшись нашим мнением. Можно сказать, что нас к нему приговорили. Иерусалимских же христиан никто ни к чему не принуждал. Они были вместе, потому что так хотели. Что же побуждало их к сему? Желание быть вместе в момент Второго Пришествия, которое могло случиться в любой день? Однако, Сам Господь сказал, что, прежде, чем придёт конец, Евангелие должно быть проповедано во всех народах. Было очевидно, что сразу после Пятидесятницы этого случиться не могло. Что же тогда?

Одним из факторов, объединяющих людей, является сильное совместное переживание, в результате которого меняется твоё восприятие действительности и, соответственно, ты сам становишься иным, не таким как раньше. После этого начинаются проблемы в общении, потому что твои прежние знакомые не пережили того, что пережил ты – ты изменился, они остались такими как раньше, вследствие чего начинается взаимное непонимание. Как гласит известное изречение, сытый голодного не разумеет. Соответственно, у тебя появляется желание общения с теми, кто пережил то же, что и ты, потому что с этими людьми можно говорить на одном языке, находя понимание происходящего в твоей душе. Что же случилось в жизни людей, образовавших иерусалимскую общину, что побуждало их быть вместе? Та захватывающая истина, которая открылась им через проповедь Петра; то общение Святого Духа, которое стало доступным и возможным благодаря крещению во имя Иисуса. Значительное число самых обычных людей соприкоснулось с Богом так, как ранее соприкасались только немногие избранные: священники и пророки. Впрочем, новозаветное общение с Богом куда ближе к Нему, чем ветхозаветное – ведь только Новый Завет благодати открыл миру Бога, как любящего Отца. После этого соприкосновения, после обретения Христа-Спасителя, после познания Его истины стало невозможным, немыслимым жить так, как раньше. Открывшаяся Истина, благодать Христа пробуждала желание вновь и вновь обращаться к ней, говорить о ней, видя в собеседнике понимание: его воодушевлённость теми же чувствами, ту же проникнутость светом небес, которая постоянно укреплялась апостольским словом. Иерусалимские христиане были вместе, потому, что не хотели расставаться. Для них было очевидно, что, когда они вместе, сила переживания Божией истины возрастает многократно.

Совместное делание, совместное открытие каких-то сущностей было и остаётся одним из сильнейших переживаний человека. Поэтому усиленно культивируемый в наше время индивидуализм есть ничто иное, как самоограбление. Увы, жертвой грабежа стала и Церковь. В ней есть общины, но есть ли в ней общность? Как показывает практика, даже в общинах подчас нет подлинного единства. Тем меньше его в масштабе епархии или поместной Церкви. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва ответить на другой: что люди ищут в Церкви, зачем присоединяются к ней? Зачастую для того, чтобы найти решение каких-то своих проблем. Не так давно у меня был разговор с одним человеком, который сказал, что крестился потому, что хотел избавиться от депрессии. Вот так и происходит. Кому-то хочется избавиться от депрессии, кто-то хочет поддержать славную семейную традицию, кто-то хочет таким образом подчеркнуть свою национальную принадлежность – вариаций может быть очень много. Однако, все эти проблемы можно прекрасно решить и без Церкви, их можно решить вне Церкви. Депрессия лечится, семейные традиции поддерживаются службой на том или ином поприще, национальная идентичность поддерживается посредством соответствующих землячеств. Ища в Церкви решения своих проблем, люди могут прекрасно обходиться друг без друга - их объединение чисто формальное. Поэтому и нет единства. Но Св.Писание говорит нам, что Церковь создана для решения не личных проблем, но совершенно иных задач. Поэтому и отношения между её членами должны быть иные. Ни о какой формальной объединённости не может быть и речи.

В общении Церкви происходит соприкосновение земного и небесного. Вместе с благовестием, с Евангелием, с Таинством Евхаристии в нашу жизнь входит небесная истина, истина Бога, свет Его царства, а наша жизнь обретает смысл и цель. Соприкосновение с Христом и с вечностью, наполненность Святым Духом – вот какие переживания должны лежать в основе жизни христианина. Это переживание, познание вечности, истина Бога и есть то самое, что отделяет нас от неверующих; то, что объединяет нас самих. Это иное ощущение бытия, иное восприятие действительности, которое непонятно не соприкоснувшимся со Христом. Мы собираемся вместе в воскресный день не только для того, чтобы слышать Слово, участвовать в молитве и Таинстве. Мы собираемся и для того, чтобы побыть среди своих, среди тех, кто пережил прикосновение вечности, прикосновение Христа; среди тех, с кем можно говорить об этом без опасения быть непонятым, т.е. говорить на одном языке. Так должно быть, если мы хотим быть подлинной общиной Иисуса Христа. Мне приходилось слышать от некоторых прихожан извинения за то, что они не смогут быть в воскресенье на мессе. Когда я слышу такое, создаётся впечатление, что присутствие на мессе является показателем благонадёжности, а отсутствие требует объяснений и извинений. Глубочайшее заблуждение. Воссоединение в общине не может быть обязанностью или рассматриваться в качестве таковой. Оно должно быть глубокой внутренней потребностью, потому ты осознаёшь, что без этого воссоединения всё не так, что без него в жизни не хватает света.

Община не создаётся «сверху» неким волевым решением иерархии. Решение о создании общины может быть только констатацией уже совершившегося факта, потому что община создаётся не тогда, когда это решил епископ, а тогда, когда есть люди, желающие быть вместе, потому что они пережили соприкосновение с Истиной, со Христом и хотят, чтобы это переживание продолжилось. Люди объединяются в общину, потому что понимают, что быть вместе намного лучше, ибо в общении Церкви дар общения Св.Духа, полученный в Крещении, многократно усиливается. Христианская община становится общиной в истинном смысле слова лишь тогда, когда влекущей и объединяющей её силой становятся не личные интересы, а Христос.

В жизни нашей общины, равно как и любой другой, всегда буду возникать какие-то проблемы мирского свойства: организационные, финансовые или даже судебные. Но они никогда, ни при каких обстоятельствах не должны восприниматься как главные. Они всегда второстепенны, потому что главное – это Христос среди нас, это Св.Дух внутри нас. И если у нас будет сие главное, то наша община станет источником света, и вы удивитесь тому, что станет возможным. Сегодня мы ностальгически вздыхаем по огромным многотысячным общинам имперского времени и начинаем придумывать какие-то меры для привлечения в общину людей. В таких мерах есть свой смысл, но, тем не менее, прежде всего мы должны заботиться о том, чтобы среди нас пребывал Христос. Потому что если Его благодать будет зримо действовать нашим посредством, к нам придут. Если благодать Христа будет пребывать среди нас, то Он сотворит многое, о чём сейчас мы даже не в состоянии помыслить. Истинная община сильна не своею силою, но силою Христа, и, как замечено в Книге Деяний, именно Христос прилагает спасаемых к Церкви. «…и присоединилось в день тот около трёх тысяч … Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

14 Июля 2024 - 7 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
31 Июля 2022 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2021 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2020 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Пастор  Е. Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)