МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Июля 2009 года

7 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.14, 12-14

Только что услышанное нами Слово Христа побуждает вновь обратиться к вопросу, имеющему принципиальный характер для каждого, считающего себя христианином: что и чем мы проверяем – Евангелие жизнью или жизнь Евангелием? Этот вопрос требует ответа от каждого из нас. Не публичного ответа, но ответа внутри себя самого – ответа полностью честного, потому что притворяться перед самим собою нет ни малейшего смысла. В жизни мы практически не бываем самими собой – обстоятельства принуждают играть роли, примерять на себя то одну, то другую маску. А так как движение идёт непрерывно, то есть реальная опасность забыть своё собственное лицо. Поэтому в какой-то момент стоит остановиться, чтобы понять, кто ты есть на самом деле. Это нужно сделать не для других, а для себя самого. Хотя бы потому, что на Последнем Суде во внимание не будут приниматься никакие роли. Так что и чем мы проверяем и делаем ли это вообще? Можно, конечно, задать встречный вопрос: а почему всё это столь принципиально? По той простой причине, что от определения того, что стоит на первом месте – Евангелие или человеческие установления – зависит всё последующее бытие. Зависит, ибо христианская и нехристианская позиции не совмещаются, не могут быть совмещены. Об этом то и дело забывают, пытаются найти некий средний путь. Но сие невозможно, и услышанные сегодня слова Христа вновь напоминают об этом.

Я думаю, многим из вас доводилось читать описание тропического леса. Он не похож на наши леса. В тропическом лесу деревья достигают немыслимой высоты, потому что, опережая друг друга, изо всех сил тянутся к свету. И если кто-то отстал в росте, то обречён пребывать в тени, настолько густой, что обычные растения не могут перенести эту темноту и увядают. Примерно то же самое происходит и среди людей – среди них идёт непрестанная борьба за место под солнцем, причём борьба беспощадная, в которой не брезгуют никакими средствами, в которой лезут вверх, опираясь на головы ближних, подминая их под себя. Что при этом испытывает ближний, никого не волнует, потому что свой интерес всегда на первом месте. Люди возвышают себя всеми возможными средствами, в том числе и совершенно извращёнными. Посмотрите на скандальные истории из жизни так называемых «звёзд», которыми набиты пресса и телевидение – спрашивается: что это? Ответ: ничто иное, как реклама - реклама, привлекающая интерес, помогающая «держаться на плаву». Многие люди совершают добрые дела не ради любви к ближним, не потому, что действительно хотят помочь страждущим, но опять-таки ради того, чтобы разрекламировать свою персону. Реклама занимает важное место в жизненной стратегии. Не менее важное место в этой стратегии занимает расчёт на воздаяние. Тебе что-то дали, подарили, для тебя что-то сделали и ты принял этот подарок или действие. В системе отношений мира это означает, что стал обязанным тому, кто тебе что-то дал или что-то для тебя сделал. А это в свою очередь означает, что ты должен быть готов на ответное действие. Более того. Тот, кто дал, вправе требовать воздаяния. Это общепринято, это стало естественным. Именно поэтому, если тебе что-то дают или предлагают, следует основательно подумать, а стоит ли принимать предлагаемое. Это общепринято и естественно. Но для нас, как для членов Церкви Христовой, общепринятость не является показателем правильности. Именно поэтому и встаёт вопрос о том, что чем проверяется – ведь Господь говорит нам о совершенно иной системе отношений, наличие которой и побуждает сделать выбор между ценностями мира и ценностями Царствия Божия.

Христос говорит о совершенно иной системе отношений. В этой системе деяния совершаются не для того, чтобы каким-либо образом возвысить себя или что-то получить. Здесь они совершаются для того, чтобы послужить Богу и ближним. Христианство не исключает карьеры, повышения, никаких запретов здесь нет, однако наше возвышение не должно происходить за счёт ближних. Мы не имеем права идти по их головам и унижать их для того, чтобы возвыситься самим. Более того. В той модели отношений, которую предлагает нам Христос, нет места саморекламе. Ты не можешь рассказывать на всех углах, какой ты хороший и как много полезного сделал. Если возникнет потребность, о тебе скажут другие. Соответственно, здесь нет места и расчёту на воздаяние. Если ты делаешь что-то для ближнего, то не потому, что потом хочешь с него за это получить, но потому, что не можешь НЕ сделать! Сооветственно, ни о каком воздаянии не может быть и речи, потому что воздаяние обесценивает деяние, превращая его из служения в коммерческую операцию. А в отношениях с небесами никакая коммерция, никакая сделка невозможна. Спасение невозможно купить. Оно приходит к нам через веру, через доверие Богу, и именно это доверие побуждает жить в соответствии с Его волей. Именно поэтому христианин собирает сокровища не на земле, но на небесах, т.е. ищет того, что возвышает духовно. Никто не говорит, что не надо заботится о хлебе насущном и жить в нищете, но заботы о повседневности никогда не должны заслонять собою перспективу Царствия Божия. Именно поэтому для подлинного христианина происходящее в пределах видимого мира (я имею в виду всё то, о чём мы только что говорили), не является главным. Главное – послужить Богу, исполнить своё предназначение, свою миссию – всё остальное вторично. Отсюда совершенно иной подход, никак не совместимый возвышением за счёт ближних, с самовосхвалением, с расчётом на воздаяние. Именно здесь коренится то удивительное бескорыстие, открытость, любовь и внимание к нуждам ближних, которое с самого начал Церкви было отличительным признаком христиан. Если они, конечно, были христианами в полном смысле этого слова, христианами по призванию, а не по названию.

Легко ли устоять на пути Христа, когда тебя со всех сторон окружает совершенно иное отношение? Легко ли устоять, когда твоя инакость вызывает отнюдь не тёплые чувства, но неприятие и даже агрессию? Грех, неправедность не любит обличений. А обличение совершенно не обязательно совершается словом – оно может совершаться и делом. В том числе оно может совершаться через альтернативный вариант поведения. И если обличение имеет место быть, то грех не остаётся в пассивном бездействии. Он старается сделать всё возможное для того, чтобы подчинить себе не в меру строптивого. Именно поэтому человеку, желающему проверять жизнь Евангелием, приходится нелегко. На него будет оказываться всяческое давление с целью заставить изменить позицию. До прямого насилия доходит редко. Как правило, в ход идут средства попроще: насмешки, глумление, изоляция. Причём, что самое ужасное, всё сие может исходить даже от самых близких людей. Я знал одну семью, в которой жена была крайне недовольна, что её муж приходит в нашу церковь, и общалась с ним таким образом, что если он и приходил иногда, то тайно от неё, всякий раз изобретая какую-нибудь причину, оправдывавшую его отсутствие. Когда начинаешь переживать что-нибудь в этом роде, то самый простой выход – проявить слабость, поддаться, пойти на компромисс – тогда всё сразу становится намного легче и проще. Однако, что такое компромисс? Ничто иное, как переключение с небесного на земное, отдавание предпочтения земной системе ценностей. А это означает ни что иное, как отказ от Царствия Небесного. Наверное, это то самое, о чём сказал Христос: «Не всякий, говорящий мне «Господи! Господи!», войдёт в Царствие Небесное». Именно поэтому мы и должны дать ответ на вопрос, что чем проверяется: Евангелие жизнью или жизнь Евангелием? Просто для того, чтобы понять, что для нас является более приоритетным, а что менее. И, если приоритеты будут обозначены, то и жить в соответствии с ними, не пытаясь совместить несовместимое, служа Богу и ближним и не ища воздаяния в этом мире.

У нас есть великая цель, к которой мы идём, направляемые обетованием Христа, Его присутствием среди нас. Это участие в воскресении мёртвых и жизни будущего века. Стоит ли упускать сие сокровище ради погони за благами мира сего? Наверное всё-таки нет. Поэтому последуем совету Лютера, говорившего, что все затруднительные ситуации следует проверять Писанием, принимая то, что ему соответствует, и без сожаления отвергая то, что ему противоречит. И да послужат нам путеводным огнём слова Господа: «И блажен ты будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

14 Июля 2024 - 7 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
31 Июля 2022 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2021 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июля 2020 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Пастор  Е. Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)