МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Июля 2020 года
7 воскресенье после Дня Св.Троицы
Мк. 8, 1-9
1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им:
2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.
3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.
4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?
5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.
6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.
7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.
8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.
9 Евших же было около четырёх тысяч. И отпустил их.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали интереснейшее повествование о том, как Господь Иисус насытил семью хлебами 4000 человек. Эта история настолько похожа на насыщение 5000, что некоторые исследователи считали её не более чем другой редакцией истории насыщения 5000, в силу каких-то причин попавшей в основной текст. Но они ошибались. Речь идёт о совершенно ином событии, произошедшем в другом месте и в другое время. Тем более, что Сам Христос потом говорил об обоих случаях. Да, ситуация действительно похожая, но обстоятельства различны. Прежде всего вопрос: кому именно проповедовал Господь, кто были те люди, которых Он насытил? Маленькая деталь, говорящая о многом: при насыщении 5000 остатки пищи собирали в короба, ёмкости особой формы, бывшие непременной принадлежностью странствующего иудея. В этих коробах они носили пищу, дабы случайно не оскверниться чем-нибудь нечистым. Здесь же у св.Марка сказано: «и набрали оставшихся кусков семь корзин». Это не издержки перевода – именно такое слово стоит в оригинальном тексте. Из этого следует, что Иисус проповедовал либо язычникам, либо в толпе было много язычников. Данное предположение вполне логично, потому что в тот момент Господь с учениками пребывал вблизи так наз. Десятиградия, бывшего чисто языческой областью. Ещё один момент. Если помните, насыщение 5000 вызвало у народа бурную реакцию: Иисуса хотели провоз-гласить царём. Причём эмоции были настолько сильными, что Спасителю пришлось спешно отправить учеников на лодке в другое место, чтобы эти эмоции не захватили и их. В данном же случае ничего подобного не происходит. Если слушателями Господа были язычники, то это вполне понятно – иудеи ждали царя-мессию, а язычники нет. Впрочем, все эти детали интересны лишь постольку, поскольку свидетельствуют о том, что чудо насыщения 4000 – совершенно самостоятельное событие. Главное же здесь совсем другое - разговор Иисуса с учениками. Чем же он так важен и интересен? Из Евангелия следует, что насыщение 4000 произошло позже, чем насыщение 5000. Ситуация очень похожа. Тем не менее, когда Господь говорит о том, что Ему жаль голодных, ученики отвечают так, как будто насыщения 5000 никогда не было. «Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. 3Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.4Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?». Обратите внимание, Господь не спрашивает учеников, каким образом накормить голодных, Он просто жалеет людей, не имеющих пищи. Это, несомненно, испытание учеников – что они скажут в ответ. Логично было бы, если бы ученики, имея в виду произошедшее при насыщении 5000, сказали что-нибудь вроде: Господи, Ты всё можешь; вот, у нас тут есть семь хлебов и немного рыбы – сделай то, что ты уже делал раньше. Но увы, ученики испытания не выдерживают, ибо в ответ мямлят невразумительное: «…откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?». И знаете, Господь был недоволен ими. В той же главе евангелист повествует, что немного позже Иисус упрекал учеников за окаменённость сердца и неразумение именно в связи с обоими насыщениями. Он упрекал их за то, что они явили удивительное непонимание силы Христа, а, соответственно, и личности Христа. Именно поэтому и потребовалось впоследствии Сошествие Святого Духа. Без Него не то чтобы проповедь учеников была обречена на провал – никакой проповеди просто не могло бы быть. Однако, не будем торопиться тыкать пальцами в учеников. Они были люди простые, в премудрости неискушённые. Поэтому вопрос не в них, а в нас. Мы ведь гордимся достижениями цивилизации, почитаем себя людьми просвещёнными, а, между тем, зачастую ведём себя куда более глупо.
В чём проблема учеников? В том, что они недооценивают Христа, не понимают Его могущества, хотя таковое уже было им явлено. И потому, когда Господь предлагает им своего рода тест на сообразительность, оказываются в тупике. Между тем главная проблема была не в том, чтобы достать пищу, а в том, как организовать её раздачу так, чтобы не возникло давки. Но ещё раз: не будем удивляться неразумию учеников - всё происходившее с ними после их призвания Христом, было непрерывной цепью совершенно новых событий, не имевших никакого отношения к их прежнему житию. Каждый день общения с Господом становился временем открытий. У нас же куда больше информации о возможностях Христа. У нас есть Новый Завет во всей полноте, и мы знаем то, что ученики в описываемый евангелистом Марком момент знать не могли. Тем не менее, у нас почему-то тоже нет должного понимания возможностей Христа. В результате мы то и дело упираемся лбом в стену, потому что пытаемся решать проблемы, которые без Христа решить невозможно. Вот, простой пример: проблема сбора средств на приобретение собственного помещения. Да, нужно много; да, мы небогатые. И сколько нытья мне уже пришлось в связи с этим выслушать. Совершенно в духе учеников: «откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?». Кто бы мог?... Никто не мог. Но Иисус мог. И у нас то же самое. Сами по себе мы и правда мало что можем. Но Иисус может. А мы говорим с Ним об этом? Мы просили Его о помощи? Писание говорит нам, что Господь знает наши нужды лучше нас, это так. Но при этом Он хочет, чтобы мы тоже их понимали и надлежащим образом озвучивали. Так кто мешает это сделать? И так во многом. Многие проблемы, возникающие на нашем пути, или решаются плохо или вообще не решаются именно потому, что мы пытаемся решить их сами вместо того, чтобы, зная возможности Господа, просить Его о помощи. Впрочем, надо понимать, что, в случае, например, с помещением, было бы глупо просить: «Господи, пошли нам средства» и ожидать, что на алтаре материализуется золотое блюдо с пачками банкнот. А вот просить: Господи, покажи нам путь, покажи людей, которые могут помочь, дай нам мудрости, чтобы мы говорили с ними надлежащим образом, чтобы действовали в Твоей силе – вот это будет очень правильно. И так надлежит действовать не только в данном, но и во многих других случаях. Оливер Кромвель не был хорошим человеком, но кое-что правильное делал. А именно, когда случалось какое-то затруднительное положение, он ставил всю армию на колени и заставлял молиться до тех пор, пока кому-нибудь будет дано откровение о том, что делать дальше. Сами по себе мы можем очень мало. С Иисусом мы можем очень многое. Об этом надо помнить всегда. Но, ещё надо помнить вот что: когда просишь что-то у Господа, думай очень хорошо о том, что именно просишь. Можно просить, например, средства на помещение и даже получить их. Но ведь его надо не просто один раз приобрести – его ещё надо содержать, а это очень недёшево, можно попросту обанкротиться. Поэтому молиться надо не о даровании средств, а о даровании людей – о том, чтобы община умножилась. Главное в Церкви не стены, а люди, ибо Церковь – это прежде всего народ Божий. А когда народ умножается, умножаются и его возможности. Как говорится, ищите прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам.
«4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?». Таково было начало. А каков конец? «8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин». Однажды ученики спросили Христа: «Кто же может спастись?», на что Он ответил им: «Человекам сие невозможно, но не Богу, ибо нет невозможного Богу». Истинно так. Без Господа невозможно ничего, с Господом возможно всё – даже спасение. Поэтому пребудем с Господом. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
14 Июля 2024 - 7 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
31 Июля 2022 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Июля 2021 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
04 Августа 2019 - День Преображения Господня (Пастор Е. Романенко)
15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)