МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Августа 2019 года

День Преображения Господня


Мф 16:21-17:13
21. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.
24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27. Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2. и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
11. Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё;
12. но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Дорогие братья и сестры,
Сегодня мы с Вами празднуем Преображение Господне. И для того чтобы понять, что именно мы сегодня празднуем, чтобы понять значение этого Праздника, предлагаю для начала поговорить не о самом Преображении Христа, а о тех событиях, которые произошли незадолго до этого.

А начинается всё с тех событий, о которых мы с Вами говорили не так давно, в день святых Петра и Павла. В странах Кесарии Филипповой, в ответ на вопрос Иисуса, кем Его считают ученики, Петр произносит простую фразу, которая ляжет в основу всех христианских исповеданий и всех символов веры на все времена: “Ты - Христос, Сын Бога Живого” (Мф 16:16). Петр исповедует, что Иисус есть Христос, то есть Мессия (греческое слово “Христос”, “Помазанник” - это перевод еврейского слова “Мессия”). Впрочем, как мы с Вами уже убедились в день святых Петра и Павла, это было не от Петра, это было не “личное мнение” Петра - это было Божье Откровение Петру.

Итак, уже и Петр и прочие ученики уверовали в то, что Иисус есть именно Мессия - тот самый, которого так долго ждал иудейский народ. Мало того, к этому моменту и Петр, и прочие ученики уже понимают, что Иисуса нельзя считать обычным человеком. Что Он есть “Сын Бога Живого”, а значит, что и происхождение Его - Божественное.

Однако, сразу после этого исповедания Сын Бога Живого начинает вести себя довольно необычно. Во всяком случае, не так, как от него ожидают: “С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть” (Мф 16:21).

Думаю, у учеников Христа эти слова вызвали большое недоумение. Ведь они, как и многие их единоверцы в то время, наверняка представляли себе Мессию как победоносного военного вождя, который принесет Израилю политическую независимость (прежде всего от оккупантов-римлян). Вождя, который отвоюет Землю Израиля и установит на ней царство мира, процветания и справедливости. Не случайно, даже после встречи с Воскресшим Христом некоторые из них задавали Ему вопрос: “не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” (Деян 1:6). А вот Мессия, которому предстоит не победить, а умереть - это в представления тогдашних иудеев не вписывалось!

Да и сама идея о том, что Сын Бога Живого может быть предан смерти, да еще и через распятие (самый позорный и страшный способ казни тех времен) - как-то очень плохо сочеталась с идеей о Его Божественности. Ну и, наконец, ученики любили Иисуса как своего Учителя, поэтому новость о том, что скоро Он должен умереть, да еще и страшной смертью, повергает их в шок. И не удивительно, что в этой ситуации, Петр, видимо от лица всех других учеников, отведя своего Равви в сторонку начинает с Ним спорить и пытается Его вразумить: “...Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!” (Мф 16:22).

Но Иисус в очередной раз подтверждает, что именно такой путь Ему предстоит - путь к крестной смерти: “Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её” (Мф 16:23-25).

Итак, Иисус говорит своим ученикам: тот, кто желает быть Его последователем, Его учеником - должен точно так же забыть о себе (“отвергнуться себя”), и тоже быть готовым к полной самоотдаче - в том числе к унижению, к позору, к смерти. А, как мы с Вами уже увидели, унижение, позор и смерть - это то, что и с иудейскими представлениями о Мессии как о победоносном вожде, да и с представлениями об Иисусе как о Сыне Божьем сочетается очень плохо. Может быть, в сердца учеников закрались сомнения: если Он говорит о том, что ему предстоит умереть - действительно ли Он Мессия? Действительно ли Он - Божественен?

И вот, как бы предвосхищая такого рода недоуменные вопросы, Иисус говорит: “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём” (Мф 16:28).

Вот именно эти слова Иисуса - о Сыне Человеческом, грядущем в Царствии Своем - здесь и являются ключевыми. Потому что как раз эти слова и перебрасывают своеобразный мостик к тем событиям, которые в центре нашего внимания сегодня - к Преображению Иисуса Христа. Он словно говорит ученикам: “Хотите доказательств Моей Божественности? Хотите получить представление о том, что есть Мое Царство? Хорошо, будет вам Царство! И некоторым из вас даже посчастливится его увидеть”.

“По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие” (Мф 17:1-3).

Итак, на Горе Преображения Иисус в показывает своим ученикам, Кто Он Есть - Сын Человеческий, грядущий в Царствии Своем. То есть Он действительно есть Мессия. И в том, что Он им показывает, в том, что они видят, нужно отметить два (а если точнее - даже три) очень интересных момента:
Во-первых, Преображение - это свидетельство Иисуса о Его Божественности. Показывая ученикам Себя в Небесной Славе и Свое Царствие, Иисус в очередной раз подтверждает: да, Он и есть тот самый Мессия, тот самый Помазанник. “Сын Человеческий” - так называли Мессию в Ветхом Завете.
Мало того, во время Преображения Иисус не просто свидетельствует о Своей Божественности. О Нем свидетельствует Сам Бог Отец: “... Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались” (Мф 17:5-7).

“Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение” - это свидетельство Самого Бога Отца о Своем Единородном Сыне. Это тот же самый Глас, который, по свидетельству Матфея (да и прочих евангелистов) был с небес во время Крещения Иисуса на Иордане. Это свидетельство о том, что Иисус, выражаясь словами Никейского Символа веры, есть “Бог от Бога и Свет от Света”. И то Светлое Облако, которое осенило Иисуса и Его учеников - это тоже своего рода свидетельство. Ведь это знак, который каждому иудею был понятен без слов: такое облако означало Славу Господню - т.е. говорило о присутствии на этом месте Самого Бога (как это описано, например, в 3 Цар 8:10-12). Поэтому и реакция учеников вполне понятна: они в страхе падают на землю, ведь, как они слышали, человек не может увидеть Лицо Божие и остаться в живых.

Итак, первое, что можно сказать о Преображении: это свидетельство Божественности Иисуса Христа. И это это, без преувеличения, сильнейшее свидетельство - ведь во время Преображения Сам Бог Отец свидетельствует о Своем Единородном Сыне. В прошлом у Израиля были и другие помазанники - вспомним хотя бы Давида или Соломона. Но ни одного из них Сам Бог не называл Своим Возлюбленным Сыном.

Преображение - это свидетельство о Божественности Иисуса, но одновременно и подтверждение того, что Иисус - действительно тот самый Мессия, которого так ждали потомки Израиля. Итак, Иисус подтверждает, что Он Есть Христос, Мессия, “Сын Человеческий”.

А теперь давайте посмотрим на вторую часть той фразы, которой Иисус описывает свое Преображение: Он есть Сын Человеческий, “грядущий в Царствии Своем”. И вот второй важный момент, касающийся Преображения: Иисус дает ученикам понять, что такое Его Царствие. Здесь, правда, нужно сразу сделать оговорку: мы с Вами вряд ли можем со всей уверенностью судить о том, что есть Царствие Божие - пока не дождемся Второго Пришествия нашего Спасителя и не увидим Это Царствие сами. Но уже на основании того, что являет своим ученикам Иисус на Горе Преображения, мы уже можем судить о том, что нас в Этом Царствии ждет. Так вот, Преображение это прообраз Славы будущего Царства Христова.

Судя по тому, что произошло на Горе Преображения, это Царство будет совершенно новой реальностью. Это будет Царство, в котором мы, как и ученики, будем созерцать Божественную Славу Христа - ту самую Славу, которая на момент Преображения была настолько явной, что даже лицо Иисуса и Его одежда излучали свет. Это Царство, в котором суждено встретиться Ветхозаветной и Новозаветной Церкви - о чем свидетельствует встреча учеников с Моисеем и Илией - двумя мощнейшими фигурами времен Ветхого Завета. Толкователи, которые ищут в Писании разного рода скрытые, символически пласты, говорят о том, что в данном случае Моисей и Илия могут символизировать две составляющих Ветхого Завета - Закон и Пророков. Что ж, может и так, однако, не следует думать, что в данном случае эти двое были какими-то символами или бесплотными видениями - они были вполне реальными людьми, которые беседовали с Иисусом.

Царствие Сына Человеческого, которое показывает ученикам Иисус - это Царствие Его Божественной Славы, Царство единения народов Ветхого и Нового Завета. И наконец, это Царствие, в котором все они будут находиться в присутствии Отца, о чем свидетельствует осенившее учеников облако и Глас с небес.

Итак, Иисус показывает ученикам Свою Божественную Славу. Он устраивает для них своего рода “предварительный просмотр” Своего Царствия. Он рассеивает их возможные сомнения, показывая, что их мессианские ожидания оправданы: Он - действительно Мессия и Сын Божий.

Однако, уже после этого, явив ученикам Свою Славу, Иисус напоминает им и о том, о чем уже говорил, а именно: что Сын Божий пришел на нашу землю не просто так. Пришел не просто для того, чтобы творить многие знамения и чудеса, и не просто для того, чтобы показать ученикам Свою Божественность: “...И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сём видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. (...) правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия (это Он говорит об Иоанне Крестителе) уже пришёл, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них” (Мф 17:9, 11-12).

Я полагаю, Иисус являет ученикам Свою Славу, Славу Мессии в том числе и для того, чтобы ученики не возлагали на Него, как на Мессию, ложных надежд. Он действительно есть Мессия, однако, не такой Мессия, какого ожидают некоторые из них, а также очень многие из их единоверцев. Потому что если они ждут Мессию, который просто будет освободителем от оккупантов Израиля и установит чисто земную монархию - их ждет разочарование. Потому, что Иисус Христос пришел не затем, чтобы сменять политические режимы; не затем, чтобы быть строителем-государственником; не затем, чтобы прогонять оккупантов. Нет, “ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть”.

Он пришел для Голгофы. Для того, чтобы взойдя на Крест, принять на себя грехи мира. Для того, чтобы искупить и спасти грешное человечество. И именно об этом он напоминает своим ученикам, когда они возвращаются с горы: высшей точкой Его Служения, как он и говорил им ранее, станет Крест.

Итак, вот третье, и, на мой взгляд, самое главное, что нужно усвоить, когда мы читаем о Преображении В Преображении Иисус явил славу Своего Царствия, в котором хочет видеть и нас с Вами, каждого из нас. Но Преображение - это также напоминание (для его учеников) о предстоящей Ему Голгофе, о предстоящем распятии. А для нас это напоминание о том, через что Иисусу Христу пришлось пройти для того чтобы каждый из нас, грешников, имел возможность встретиться с Ним в Его Царствии. На Голгофе Христос, по формулировке апостола Павла, “принес Себя в жертву Богу” (Еф 5:2). Он отдал Себя Всего, без остатка. Поэтому Преображение, я полагаю - также серьезное напоминание нам о том, что если мы являемся учениками Христа, мы должны быть готовы к такой же самоотдаче, к забвению себя: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её” (Мф 16:24-25).

Итак, давайте подведем итоги. Иисус Христос предупреждал нас, что каждый из нас должен быть готов понести свой крест - как Он и Сам нес крест ради нас, грешных людей. Однако, Его Крестная Жертва была бы совершенно бессмысленной, будь Он обычным человеком - таким же грешником, как мы с Вами. А Он не был обычным человеком - Он был Самим Воплотившимся Богом. Он был тем самым Сыном Человеческим, Мессией, которого ждали потомки Израиля, даже несмотря на то, что некоторые из них представляли себе пришествие Мессии по-другому.

Так вот, именно для того, чтобы подтвердить ученикам, что Он есть Воплотившийся Бог, и чтобы явить им Свою Славу и чтобы дать понять, что смыслом Его Воплощения стала Его Крестная Смерть - Иисус и берет их на ту самую высокую гору и преображается перед ними. Так что Преображение - это не просто какой-то “рядовой” эпизод в Евангельской истории. Это важнейший (с позволения сказать) “мост” к Голгофе. К крестной смерти Иисуса Христа. А значит, и к Воскресению. А значит, и ко Второму Пришествию, которого мы с Вами ожидаем. Тому самому Пришествию, во время которого Царствие Христа будет явлено во всей Силе и во всей Полноте: “Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте” (Мф 17:5).


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 04.08.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Июля 2018 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Июля 2017 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Диакон  Е.Романенко)
10 Июля 2016 - 7 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Июля 2015 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Августа 2014 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
21 Июля 2013 - 7 воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Августа 2011 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июля 2010 - В 7-е воскресенье по празднику пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
26 Июля 2009 - 7 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)